20 Января радио Москвы известило о победе наших войск под Новгородом. Верховный Главнокомандующий объявил благодарность всему личному составу бригады{411}. [191]
А бои тем временем не затухали. Форсировав р. Веронду, танки и пехота глубоким обходом вышли во фланг и тыл опорных пунктов Акатово, Фарафонтово, Домилино, Большое и Малое Подсопье, Борки.
С десантом мотострелкового батальона танки форсировали еще три водные преграды и овладели совхозом «Чайка». Их атака была стремительной и внезапной. Противник, начавший было выкатывать противотанковые и зенитные пушки на прямую наводку, в панике побросал всю технику и имущество и даже не успел расставить подготовленные на железнодорожном мосту и на шоссейной дороге мины.
В ночь на 24 января танки заняли станцию Борок и перерезали железную дорогу Новгород — Шимск.
Таким образом, по бездорожью и сплошным болотам с преодолением пяти водных преград, в непрерывных боях танки продвинулись на 16 км, отрезали фашистские войска в опорных пунктах Акатово{412}, Фарафоново, Большое и Малое Подсопье, а затем и разгромили их.
24 января сведенные в одну группу боеспособные танки под командованием заместителя командира 1-го танкового батальона капитана Подлисецкого и оставшийся личный состав мотострелкового батальона под командованием старшего лейтенанта Потапова неотступно преследовали разбитые части противника по шоссейной дороге на Шимск{413}.
Действия 29-й танковой бригады, как и 16-й танковой бригады, по освобождению Новгорода проходили в трудных условиях. Свой рейд в тыл врага она совершала с боями по сплошному болотистому грунту, казавшемуся совершенно непроходимым. Однако благодаря самоотверженности танкистов и умелому руководству командиров и политработников основная масса танков день и ночь двигалась вперед, на запад. Передовую роль в бою играли коммунисты и комсомольцы, которые личным примером воодушевляли воинов на выполнение боевой задачи.
Штабные офицеры показывали высокое мастерство и оперативность в управлении боем частей и подразделений бригады. Заместитель начальника штаба бригады по оперативной работе майор М. А. Гусев четко передавал частям и подразделениям решения командира бригады, своевременно информировал старшие штабы и своих соседей. Помощник начальника штаба бригады по разведке капитан Ф. Г. Пантелеев хорошо организовывал разведку, обеспечивал командование точными данными перед принятием решения на бой. Офицер связи штаба бригады капитан И. Т. Дубинин в районе ст. Подберезье во время выполнения боевой задачи в критический момент вступил в бой с батареей противника, уничтожил противотанковое орудие с расчетом. Находясь в танке, который имел уже шесть пробоин, он получил тяжелое смертельное ранение в обе ноги. И. Т. Дубинин посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Командиры батальонов гвардии майор И. А. Власюк, капитан [192] П. Л. Балясников, майор В. А. Колченко показали умение управлять боем и проявили при этом большую отвагу.
Командир 2-го танкового батальона майор Власюк задолго до начала боя учил личный состав батальона, как лучше уничтожать гитлеровских оккупантов. В боях батальон Власюка полностью выполнил боевые задачи, умелыми маневрами танкисты перерезали коммуникации противника и выходили на его тылы. Комбат Власюк руководил разгромом артиллерийского дивизиона противника в районе Подберезье — Некохово, неоднократно водил в атаку танки и пехоту{414}. За успехи в боях майор И. А. Власюк был награжден орденом Александра Невского.
Командир 1-го танкового батальона майор В. А. Колченко стремительно вывел свой танк вперед колонны, увлек ее за собой, в результате была перерезана железная дорога Новгород — Любань. Весь личный состав его батальона, преисполненный ненависти к врагу, дрался с исключительным мужеством{415}. Комбат был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Командир мотострелкового батальона майор П. Л. Балясников показал высокое мастерство, большую силу воли, умение руководить батальоном в сложных условиях боя. Личный состав его батальона воевал по-суворовски — «не числом, а умением». Действуя в тылу противника, мотострелковый батальон обеспечил успех 2-му танковому батальону. Майор Балясников также был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Бесчисленны примеры мужества и отваги танкистов в этой операции.
16 января разведка донесла, что гитлеровцы, спешно погрузившись в районе ст. Подберезье на автомашины, стремятся уйти на запад. Надо было во что бы то ни стало отрезать им пути отхода. Два легких танка Т-60 старших сержантов комсомольцев Придатько и Свиридова первыми вышли на дорогу Подберезье — Некохово и обнаружили движущуюся колонну вражеского противотанкового артиллерийского дивизиона со штурмовым орудием впереди. Свиридов начал из пушки расстреливать колонну. Снарядом самоходного орудия его танк был подожжен. Тогда механик-водитель развернул горящую машину поперек дороги. Движение колонны противника остановилось. Помогая товарищу, танк старшего сержанта Придатько разбил несколько машин, но и сам был раздавлен штурмовым орудием врага. К этому времени подоспели танки лейтенанта А. А. Кобзева, старшего лейтенанта П. А. Ханина, старшины М. И. Дмитриева, сержанта Т. Ф. Аристова, старшего лейтенанта И. П. Петрова и др. После двухчасового боя на дороге остались более 200 гитлеровских солдат и офицеров, были взяты в плен 70 человек и захвачены 45 автомашин, 10 орудий, 8 мотоциклов и 3 радиостанции.
29-я танковая бригада во взаимодействии с частями 65-й стрелковой дивизии приняла активное участие в освобождении ст. Подберезье и дер. Вяжищи, а затем, совершив трудный путь по болотам и бездорожью, уничтожая разрозненные и деморализованные [193] группы противника, взяла с боем разъезд Нащи. Немецко-фашистским войскам здесь был нанесен большой урон в живой силе и боевой технике{416}.
Ведя встречные бои, бригада прошла маршем по сплошному болоту и лесным массивам, считавшимися непроходимыми для танков. Воодушевленные боевыми успехами бойцы и командиры рвались в бой. Стремительность стала характерной чертой в действиях наших танкистов и мотострелков.
Под Новгородом бригада сыграла важную роль в боях 6-го стрелкового корпуса. Путь, по которому она прошла, представлял собой кладбище разбитых орудий и техники, уничтоженной живой силы врага. За 14 дней бригада с боями по лесам и болотам продвинулась на 130 км, освободила от противника 8 крупных населенных пунктов, две железнодорожные станции. За боевые заслуги бригада была награждена орденом Красного Знамени.
Большие задачи при освобождении Новгорода выпали также на долю 7-й гвардейской танковой бригады, которой были приданы 1434-й самоходно-артиллерийский полк и 2-й гвардейский инженерный батальон.
Бригада, находившаяся в резерве фронта, 20 января получила приказ следовать по маршруту ст. Подберезье — Новгород — Мясокомбинат с задачей окончательно очистить от противника это направление и, овладев районом: Мясокомбинат, Николаевское общество, Богданово, Сутоки, Дубня, — обеспечить сосредоточение в этом районе войск 7-го стрелкового корпуса{417}.
21 января части бригады вели разведку танками и мотопехотой в западном направлении. В это время 1-я танкодесантная рота мотострелкового батальона, усиленная взводами танков, противотанковых ружей и саперами, закрепилась на рубеже Богданово — Сутоки — Дубня.
Попытки с ходу выбить противника из дер. Сутоки и навести переправу через р. Веронду не удались. Видя, что выполнение задачи затягивается, командир бригады принял решение искать переправу в районе Богданова.
В 13 час. 1-й танковый батальон, усиленный двумя ротами самоходной артиллерии, с танкодесантной ротой на броне под командованием гвардии майора В. В. Платицына с ходу преодолел вброд две реки — Змейку и Веронду, броском вышел к населенным пунктам Кшентицы, Видогощь и на максимальной скорости атаковал врага. Удар был настолько неожиданным и стремительным, что гитлеровцы растерялись и не смогли сразу оказать организованного сопротивления.
Но затем, обнаружив, что они атакованы только танками и небольшим танковым десантом, стали приводить свои части в порядок. Разгорелся ожесточенный бой за Кшентицы, который закончился к полуночи полным разгромом противника. К этому времени в этот район подошел 1-й батальон 937-го стрелкового полка 239-й стрелковой дивизии, который был брошен на поддержку 1-го танкового батальона. Как потом оказалось, в Кшентицах [194] находились штаб немецкого пехотного полка 8-й пехотной дивизии, пехотный батальон, 8-й саперный батальон и рота связи. В обороне стояли 15 противотанковых орудий и около 6 минометных батарей.
После сокрушения врага в Кшентицах 1-й танковый батальон с переданными ему остатками танков 2-го батальона на второй день разгромил противника в Видогощи и перерезал шоссейную дорогу Луга — Медведь, лишив гитлеровцев возможности подбрасывать подкрепления из Луги, а затем успешно выполнил и другую задачу — перехватил железную дорогу Ленинград — Дно и овладел важными населенными пунктами в тылу врага — Мельковичи, Дедино, Великое Село, что способствовало успешному наступлению войск Волховского фронта и разгрому северной и южной группировок врага под Новгородом{418}.
Огромное мужество и героизм в боях за Кшентицы проявили многие воины.
Танк командира 1-й танковой роты В. Г. Литвинова был подожжен, а сам командир ранен в ногу. Перевязав раны и пересев в другую машину, Литвинов вновь вступил в бой. Он атаковал противотанковую батарею и прямым попаданием разбил два орудия. Третье — успело пробить броню танка. Все члены экипажа были тяжело ранены. Машина загорелась. Напрягая последние силы, Литвинов сделал еще один выстрел. В окуляр прицела было видно, как опрокинулась пушка вражеской батареи. С трудом он открыл люк башни и с помощью башенного стрелка-радиста Н. В. Баженова вылез из охваченного пламенем танка. Идти он уже не мог. Баженов подхватил командира поясным ремнем под мышки и, отбиваясь от гитлеровцев, пополз к своим. В этом бою Литвинов погиб смертью героя.
В это время 2-я танковая рота капитана Г. Г. Телегина неудержимо рвалась вперед. Вся дорога, где наступала рота, была завалена разбитой вражеской техникой, на снегу чернели трупы гитлеровцев. На пути в Кшентицы капитан Телегин заметил приближение колонны вражеских тягачей с пушками. Он приказал атаковать их, и тотчас завязался бой. Танки огнем и гусеницами быстро разгромили колонну, а затем продолжали движение в район Кшентицы. Когда танк Телегина подходил к Кшентицам, впереди внезапно грянул орудийный выстрел, и вражеский снаряд разорвался внутри танка. Двое были убиты, а Телегин и его башенный стрелок Г. Ф. Пирогов ранены. Не успел Телегин сделать ответный выстрел, как в танк один за другим попали еще два снаряда. Оставаться в машине было нельзя. Телегин открыл люк и вместе с тяжелораненым Пироговым выскочил наружу. Укрываясь за танком, он увидел скопление гитлеровцев в сарае, у которого стояла пушка. В это время пуля сразила Пирогова. Метнув в фашистов подряд две гранаты, Телегин кинулся к сараю{419}.
«Сдавайся!» — крикнул он. Часть гитлеровцев подняли руки. Но в этот момент из глубины сарая раздалась автоматная очередь, [195] и Телегин был убит. Враг дорого заплатил за жизнь героев. При подсчете на месте боя были обнаружены 28 разбитых противотанковых и зенитных орудий, уничтоженных тягачей, автомашин, мотоциклов. Всюду валялись трупы.
Мужество и героизм в боях за Кшентицы проявил экипаж танка младшего лейтенанта Н. Н. Томашевича. При форсировании р. Змейки, глубины которой никто не знал, механик-водитель танка старшина Я. С. Сергеев осторожно спустил машину на лед. Лед не выдержал, и она почти полностью погрузилась в воду. С большим трудом, преодолевая нагромождение льда, опытный водитель настойчиво пробивался к противоположному берегу. Танк Томашевича оттеснил гитлеровцев от места переправы и с боем стал быстро продвигаться вперед. Далеко оторвавшись от своих и преодолев смертоносный шквал огня, танк первым ворвался в Кшентицы. На огромной скорости он промчался по улице, оставляя позади горящую и разбитую вражескую технику.
Большинство гитлеровцев в панике бросились бежать из села к глубокой р. Веронде в надежде, что советские танки не смогут переправиться через нее. Заметив это, Томашевич решил не дать противнику возможности уйти за реку и приказал Сергееву форсировать ее. На предельной скорости танк проскочил по льду и оказался в самой гуще бежавших врагов{420}.
В горячке боя никто не заметил вырвавшегося вперед танка, оказавшегося в опасном положении. Члены экипажа были ранены, и танк, охваченный пламенем, с каждой минутой терял скорость. Томашевич приказал Сергееву погрузить танк в воду. Пламя было сбито, а оказавшийся в ледяной воде экипаж продолжал расстреливать из пушки и пулемета удиравших из Кшентиц гитлеровцев. Долго пришлось отважным танкистам вести бой, пока не подошли на помощь свои.
За проявленный героизм и высокое боевое мастерство в боях за Кшентицы, Видогощь командир 1-го танкового батальона гвардии майор В. В. Платицын, командиры 1-й и 2-й танковых рот гвардии капитаны Г. Г. Телегин и В. Г. Литвинов и командир танка младший лейтенант Н. Н. Томашевич были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Коммунисты — герои Г. Г. Телегин и В. Г. Литвинов получили это звание посмертно{421}.
В 17 час. 30 мин. 23 января передовой отряд бригады подошел к р. Луге, форсировал ее и в 19 час. ворвался в Теребони. Как показали пленные, их командование располагало данными разведки о подходе танковой бригады и готовило войска к бою, но удар танкистов оказался настолько стремительным, что выдержать его противник не мог.
Развивая наступление в последующие дни, бригада освободила многие населенные пункты и к 27 января вышла на подступы к Великому Селу, которое она должна была занять совместно с 372-й стрелковой дивизией с целью перехвата Псковского шоссе.
Топливо в танках и самоходках было на исходе, личный состав трое суток не имел регулярного питания, боеприпасов оставалось [196] около половины боекомплекта. Тылы отстали. В этих условиях было решено со всех машин слить горючее, сформировать передовой отряд с десантом и выслать его с целью захвата Великого Села.
К исходу дня 28 января 1944 г. передовой отряд под командованием гвардии майора В. В. Платицына стремительным ударом захватил не только Великое Село, но и дер. Заречье, организовал оборону и удерживал деревню до подхода главных сил бригады{422}.
* * *
Танковые войска, хотя их было немного, сыграли важную роль в оборонительных и наступательных операциях Волховского фронта. Несмотря на исключительно трудные условия лесисто-болотистой местности, они в тесном взаимодействии с пехотой и артиллерией наносили мощные удары по врагу и причиняли ему большой урон в людях и боевой технике. Танкисты, поддерживая пехоту, всегда были на решающих участках фронта, там, где обстановка оказывалась наиболее сложной. Их боевые действия характеризовались стремительностью, гибким маневрированием, взаимовыручкой, умением найти слабые места у противника и массовым героизмом личного состава. Накопленный боевой опыт имел большое значение для дальнейшего совершенствования боевых действий танковых войск. Некоторые танковые бригады приобрели большой опыт в переправе большого количества танков по льду через Ладожское озеро, в том числе и тяжелых. [198]
Глава пятая.
Боевые действия авиации
В оборонительных и наступательных операциях 1941–1942 гг.
В начале сентября 1941 г. в связи с выходом немецко-фашистских войск к Ладожскому озеру, блокадой Ленинграда с суши и потерей ряда аэродромов часть сил ВВС Ленинградского фронта (2-я смешанная и 39-я истребительная авиационные дивизии) перебазировалась на аэродромы Тихвинского и Волховского аэроузлов. В целях обеспечения гибкого управления ими была создана оперативная группа ВВС Ленинградского фронта во главе с заместителем командующего ВВС фронта генерал-майором авиации И. П. Журавлевым. Штаб группы был укомплектован офицерами, имевшими большой опыт работы в штабе ВВС фронта.
20 сентября оперативная группа прибыла в район Волхова и приступила к организации прикрытия войск с воздуха, нанесения ударов по войскам противника на поле боя, его резервам в ближайшем тылу, коммуникациям, аэродромам и другим объектам врага. Кроме того, она обеспечивала полеты военно-транспортной авиации, снабжавшей Ленинград вооружением, боеприпасами и продовольствием, истребителями прикрывала с воздуха железнодорожные перевозки, мост через р. Волхов и Волховскую ГЭС{423}. За первую половину октября авиация оперативной группы совершила 1489 боевых самолето-вылетов, нанесла противнику большой урон в живой силе и технике{424}.
На аэродромах Волховского и Тихвинского аэроузлов базировались 2, 3-я резервные авиационные группы (командиры полковники Е. Г. Туренко и Е. Я. Холзаков), которые находились в подчинении Ставки Верховного Главнокомандования и предназначались для использования на данном направлении.
Директивой командующего ВВС Советской Армии генерал-лейтенанта авиации П. Ф. Жигарева резервные авиационные группы были оперативно подчинены командующему ВВС Ленинградского фронта генерал-майору авиации А. А. Новикову. Это решение в той сложной обстановке позволило командованию фронта и командующему его ВВС более эффективно и целеустремленно использовать силы авиации на левом крыле фронта и обеспечить ее тесное взаимодействие с наземными войсками{425}.
С началом наступления противника на тихвинском направлении авиация, имевшая на 16 октября 1941 г. 79 боевых самолетов, переключилась на поддержку войск 4, 52-й армий{426}. Подавляющее количественное и качественное превосходство в самолетах было на стороне врага. Однако советские летчики действовали с предельной нагрузкой, наносили удары по артиллерии, минометам и [199] живой силе гитлеровцев, подходящим резервам и прикрывали действия наших войск с воздуха.
В боях с фашистскими захватчиками летный состав проявлял высокое воинское мастерство и героизм. Так, эскадрилья 225-го ближнебомбардировочного авиационного полка под руководством лейтенанта В. Д. Панфилова при действиях по войскам, железнодорожным объектам и аэродромам противника с 7 сентября по 23 октября 1941 г. совершила сотни боевых вылетов. Бомбардировочными ударами в районах Мги, Шлиссельбурга, Любани было уничтожено много орудий, танков, автомашин, сотни гитлеровцев. На аэродромах уничтожены и повреждены 45 самолетов, 6 истребителей сбиты в воздухе. За образцовое выполнение боевых заданий, проявленное мужество и героизм В. Д. Панфилов 17 декабря 1941 г. был удостоен звания Героя Советского Союза{427}.
Во время боев за Тихвин летчики 185-го истребительного авиационного полка совершали по три-четыре боевых вылета в день. Они смело вступали в бой с вражескими бомбардировщиками и истребителями, обеспечивали надежное прикрытие эшелонов с боеприпасами и войсками, прибывавшими для 4-й армии. За отличное выполнение боевых заданий полк получил несколько благодарностей Военного совета 4-й армии и рабочих железнодорожной станции Бабаево. 17 декабря 1941 г. полк за образцовое выполнение боевых заданий командования был награжден орденом Красного Знамени{428}. Авиаторы никогда не забудут славных сынов Родины — лейтенанта П. К. Дятлова, старшего лейтенанта П. С. Панова, капитанов Г. Г. Ульянченко, Б. М. Замышляева и других, бесстрашно дравшихся с врагом и погибших в боях героями{429}.
2 ноября группа истребителей 513-го истребительного авиаполка, прикрывая войска 52-й армии в сложных метеорологических условиях, встретила два вражеских бомбардировщика. Лейтенант Н. Г. Лесконоженко атаковал один из них и винтом повредил ему хвостовое оперение, фашист врезался в землю. Во время воздушного боя молодой летчик оторвался от своей группы и был атакован тремя истребителями Ме-109. После первого боя у самолета оказался деформированным воздушный винт, скорость полета и маневренность машины значительно снизились. На успешный исход воздушного боя рассчитывать было трудно. И тем не менее отважный летчик решительно вступил в неравный бой. Раненый в голову и плечо, пользуясь преимуществом в высоте, таранным ударом он уничтожил второй фашистский самолет. Но в этом неравном бою погиб и сам. За совершенный бессмертный подвиг Н. Г. Лесконоженко посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза{430}. Вся 22-летняя жизнь отважного летчика является примером служения Родине, советскому народу{431}.
С захватом противником Будогощи еще более нависла угроза над Тихвином. Авиаторам пришлось помогать войскам 4-й армии не только с воздуха, но и в боях на земле. По распоряжению командования Ленинградского фронта из тыловых частей 82-го [200] района авиационного базирования был сформирован сводный батальон в составе 1200 человек, который в течение нескольких дней удерживал оборону в районе деревень Ситомля, Ругуй, а затем вошел в состав 191-й стрелковой дивизии. В этом же районе зенитная батарея одного из аэродромов за семь дней сбила пять бомбардировщиков противника.
Овладев Тихвином, противник продолжал наступление в направлении Сарожи. Воины 66-го батальона аэродромного обслуживания совместно с техническим составом авиачастей оказались вынужденными отражать атаки врага, пытавшегося захватить один из аэродромов. На другом аэродроме героизм проявили зенитчики. При появлении вражеских танков они били по ним из орудий прямой наводкой и значительно задержали их продвижение{432}.
В результате упорного сопротивления советских воинов противник после захвата Тихвина оказался вынужденным перейти к обороне. Наши войска, в том числе и авиация, получили передышку и пополнение. С переброской 8-го авиационного корпуса немцев и некоторых других авиационных соединений под Москву воздушная обстановка на тихвинском направлении значительно улучшилась. В этот период наша авиация проводила разведывательные полеты, прикрывала свои войска и наносила эффективные удары по подходившим резервам противника. Одновременно с этим велась подготовка новых аэродромов, восстанавливалась авиационная техника, создавались запасы материальных средств, вводился в строй прибывший молодой летный состав.
С переходом наших войск в контрнаступление под Тихвином авиация применялась массированно, основные ее силы поддерживали 4-ю армию, наносившую главный удар, причиняя врагу большой урон в живой силе и боевой технике{433}. Особенно эффективными были действия нашей авиации по автоколоннам. Штурмовики, а ночью легкие бомбардировщики, действуя группами из 3–4 самолетов, вынуждали легко одетых гитлеровцев покидать машины, разбегаться в стороны и отлеживаться в снегу на морозе в 30–35°. Данные разведки свидетельствовали тогда, что госпитали в Чудове и Любани были заполнены обмороженными вражескими солдатами{434}.
Наиболее интенсивные действия авиации осуществлялись в период непосредственной борьбы за Тихвин. Советские летчики днем и ночью не давали покоя фашистам, засевшим в городе, заставляли их выбираться из домов на холод, укрываться в щелях и оврагах{435}. На поле боя советскими самолетами в первую очередь уничтожались те опорные пункты, артиллерийские и минометные батареи, которые наиболее сильно мешали продвижению наземных войск.
Несмотря на значительное удаление аэродромов от районов боевых действий, низкую облачность, снегопад и даже обледенение самолетов, удары по врагу с воздуха{436} не прекращались ни днем, ни ночью. Это достигалось путем правильного использования [201] экипажей самолетов с различной подготовкой и применения широкого маневра авиационными подразделениями и группами самолетов. Противник, подтягивая резервы, стремился во что бы то ни стало удержать город в своих руках. Значительные силы штурмовиков и бомбардировщиков были направлены на уничтожение вражеских колонн на участке Липная Горка, Тихвин. Авиационные части нанесли весьма эффективные удары и оказали существенную помощь сухопутным войскам в освобождении Тихвина.
В боях за Тихвин штурман эскадрильи 225-го ближнебомбардировочного авиационного полка коммунист лейтенант И. А. Ковшаров 99 раз водил подразделения самолетов на уничтожение танков, автомашин, артиллерии и живой силы врага. Меткими бомбардировочными ударами летчики нанесли большой урон противнику. Например, за 12 ноября были уничтожены 8 танков, 5 цистерн с горючим и 20 автомашин. В конце ноября при выполнении боевого задания его самолет был подбит зенитной артиллерией, пришлось сделать вынужденную посадку в районе Ругуй, в 60 км за линией фронта. Три дня он вместе со стрелком-радистом без пищи через леса и болота добирался до линии фронта, а через несколько дней снова повел подчиненных летчиков в бой. За проявленные героизм и мужество в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками лейтенант И. А. Ковшаров 17 декабря 1941 г. был удостоен звания Героя Советского Союза{437}.
Мужество и героизм в боях с врагом проявил заместитель командира эскадрильи 160-го истребительного авиационного полка коммунист старший лейтенант А. П. Силантьев. Еще в сентябре при сопровождении в Ленинград самолета с генералом армии Г. К. Жуковым он обнаружил вражеские истребители и смелой атакой сбил один самолет Ме-109. Успешно отразив совместно с другими летчиками последующие атаки противника, он полностью выполнил ответственное задание. Только за один день, 29 октября, над Тихвином А. П. Силантьев провел шесть воздушных боев и сбил два вражеских самолета. Во время наступления отважный воин неоднократно водил эскадрилью на штурмовку войск противника и наносил ему большой урон. За героизм, проявленный в воздушных боях и во время штурмовых ударов по врагу, А. П. Силантьев был удостоен звания Героя Советского Союза{438}.
Авиация ВВС Ленинградского фронта, действовавшая на его левом крыле, продолжала активные действия по поддержке войск 4, 52-й армий и в период преследования противника и выхода войск на р. Волхов. В результате ударов сухопутных войск и авиации гитлеровцы смогли отвести на западный берег Волхова лишь остатки 39-го моторизованного корпуса, на который вражеское командование возлагало большие надежды{439}.
В период оборонительной операции и контрнаступления войск под Тихвином авиация ВВС Ленинградского фронта совершила около 8 тыс. самолето-вылетов, в том числе более 3 тыс. на уничтожение войск противника и около 5 тыс. на прикрытие войск, [202] коммуникаций, объектов тыла и сопровождение военно-транспортной авиации, доставлявшей различные грузы в Ленинград. Фашистская авиация потеряла 134 самолета в воздушных боях и 164 на аэродромах{440}. В длительных и напряженных боях отличились 24, 127, 154, 160, 185-й истребительные, 95, 448, 703-й штурмовые, 31, 125, 138, 225-й ближнебомбардировочные авиаполки. За особые боевые заслуги 185-й истребительный и 31-й бомбардировочный авиационные полки были преобразованы соответственно во 2-й гвардейский истребительный и 45-й гвардейский бомбардировочный авиационные полки. Большое количество летного и технического состава было награждено орденами и медалями СССР, а наиболее отличившиеся в боях летчики И. А. Ковшаров, Н. Г. Лесконоженко, В. Д. Панфилов, А. П. Силантьев удостоены звания Героя Советского Союза.
Военно-Воздушные Силы Волховского фронта создавались вместе с его формированием. Базой для них явились 2-я и 3-я резервные авиационные группы, находившиеся в оперативном подчинении командующего ВВС Ленинградского фронта и ВВС 52-й общевойсковой армии. По своему составу авиация была малочисленной. В семи истребительных, трех штурмовых, двух бомбардировочных авиационных полках и одной разведывательной эскадрилье имелось 118 боевых самолетов (71 истребитель МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, И-16; 19 штурмовиков Ил-2; 6 бомбардировщиков Пе-2; 18 легких ночных бомбардировщиков По-2 и 4 разведчика Пе-2){441}.
Командующим ВВС фронта был назначен генерал-майор авиации И. П. Журавлев. Его заместители: по летной подготовке — генерал-майор авиации М. П. Харитонов; по политической части — полковник М. И. Шаповалов, по тылу — генерал-майор авиации П. П. Малышев, по инженерно-авиационной службе — полковник И. П. Осипенко. Начальником штаба был назначен полковник И. С. Морунов. Штаб ВВС фронта укомплектовывался за счет офицеров бывшей оперативной группы ВВС Ленинградского фронта и прибывшего пополнения. Материальное и инженерно-аэродромное обеспечение боевых действий авиации возлагалось на 10, 11, 68, 82-й районы авиационного базирования.
В начале января 1942 г. командующий фронтом поставил перед авиацией сложную задачу в течение 5–7 дней подготовиться к нанесению бомбовых ударов в Любанской наступательной операции{442}.
Командующий и штаб ВВС фронта приступили к работе по подготовке операции. Она осуществлялась в ограниченные сроки. Прежде всего были учтены боевые возможности и потребность в материальных средствах, предусмотрен аэродромный маневр авиационных частей до начала и в ходе операции. Планирование боевых действий авиации осуществлялось в соответствии с задачами, поставленными командующим фронтом. Главные усилия авиации фронта планировалось сосредоточить на прикрытии и поддержке войск 2-й Ударной и 59-й армий. Маневр действиями авиации в соответствии с обстановкой предусматривалось осуществлять [203] вызовом групп самолетов с командного пункта ВВС фронта.
В подготовительный период велась воздушная разведка противника в районах Чудово, Любань, Тосно. Особое внимание уделялось изучению маршрутов ввода в прорыв 13-го кавалерийского корпуса и проходимости дорог{443}. Истребительная авиация патрулированием в воздухе и дежурством на аэродромах обеспечивала прикрытие выгрузки войск в районах Тихвин, Большой Двор, Тальцы, Неболчи, Большая Вишера и сосредоточение их на рубеже р. Волхов.
- Приложения
- Предисловие
- Прорыв блокады Ленинграда. Борьба за расширение приладожского коридора
- Новгородско-Лужская операция
- В операциях 1943 г.
- Во время штурма «Северного вала»
- Наступление 2-й Ударной армии, продолжавшееся с 9 сентября до середины месяца, успеха не имело.
- В период прорыва блокады Ленинграда
- Для контроля за соблюдением артиллерийскими частями мер маскировки на марше и огневых позициях использовались самолеты.
- Для стрельбы прямой наводкой на участке прорыва 2-й Ударной армии были выделены 218 орудий (в среднем 18 орудий на 1 км фронта{285}), 8-й армии, наносящей вспомогательный удар, — 71 орудие.
- Добытые к началу операции разведывательные данные создали [141] благоприятные условия для точного ведения огня артиллерии.
- В Новгородско-Лужской операции
- Армейская группа разрушения была сформирована в составе гаубичной артиллерийской бригады большой мощности.
- 2 Октября бригада получила новый приказ совместно с частями 310-й стрелковой дивизии продвигаться в направлении Тортолово, пос. 1-й Эстонский{343}.
- На прорыв блокады Ленинграда
- На новгородском и лужском направлениях
- 20 Января радио Москвы известило о победе наших войск под Новгородом. Верховный Главнокомандующий объявил благодарность всему личному составу бригады{411}. [191]
- В первых числах января 1942 г. На усиление ввс фронта прибыли авиачасти, вооруженные самолетами По-2. Превосходство по количеству и качеству авиационной техники было на стороне противника{444}.
- При прорыве блокады Ленинграда
- Навстречу Ленинградскому фронту
- Под Новгородом и Лугой
- Железнодорожный и водный транспорт
- В число реставрируемых дефицитных деталей входили коренная шестерня, блоки цилиндров, передняя ось, шестерни третьей и четвертой скоростей, коробки перемены передач и др.
- Обеспечение войск горючим
- Продовольственное и вещевое снабжение, квартирная служба
- Медицинское обеспечение
- Военно-ветеринарная служба
- 25 Октября 1942 г. «Правда» писала: «в истории героической обороны Ленинграда навсегда останется подвиг Ладоги, трудовой и воинский подвиг ее моряков».
- Партизанская борьба под Ленинградом в период прорыва и окончательного снятия блокады
- Заключение