logo
методичка последний вариант

Общие рекомендации по подготовке к экзамену

Для успешного прохождения теста хорошего знания материала мало. Требуется иметь ясное представление о том, в каком виде ваши знания должны быть внесены в бланк ответов, как ваши ответы будут оцениваться экспертом.

В первую очередь нужно помнить, что история, как и другие дисциплины, имеет свой язык и логику. Работая с учебной и научной литературой нужно акцентировать внимание на термины и понятия, формулировку основных положений и выводов, логические связи между ними. Самые распространенные ошибки – использование просторечий, эмоциональная оценка вместо анализа, не правильные формулировки.

Следующий важный момент. В истории большое внимание уделяется фактам и персоналиям. Их нужно учить в максимально возможном объеме. Исторический факт — это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов, их множество. Для получения исторической картины требуется факты выстроить в логическую цепочку и объяснить их. В учебном процессе чаще всего представлены научно-исторические факты, которые описаны, систематизированы и объяснены. Исторические личности, персоналии – правители, полководцы, ученые, деятели искусства и другие люди, оставившие след в истории. Деятельность многих из них не однозначна и очень часто в части 3(С) предлагается дать ей оценку, аргументировав свою позицию.

Вопрос, который часто задают абитуриенты: Как можно выучить такое большое количество информации? Самый простой и надежный способ добросовестно учить понемногу каждый день, регулярно повторяя выученное. Кстати, тесты хорошо в этом помогают. Между фактами нужно выстраивать логические связи и учить не отдельную дату или событие, а явление в целом. Очень полезно задавать вопросы к тексту. Это поможет и лучше запомнить и глубже разобрать материал. Большие объемы родственной информации рекомендуется объединять в таблицы и схемы.(См. Рис.1,2) Этот метод хорошо помогает, когда в части 2(В) и 3(С) даются вопросы на сопоставление, соответствие, хронологическую последовательность. Важно потренироваться, прорешивая соответствующие задания в тестах.

Рис 1. Северная война

Дата

Событие, сражение

Полководцы

Историческое значение

Рис 2. Административно-государственное устройство России после преобразований Петра I

Верховная власть

царь

Исполнительная власть

Законодательная власть

Управление городами

Коллегии Сенат Главный магистрат

Также полезно читать исторические труды, особенно классику. Они формируют историческое мышление и позволяют лучше усвоить факты. Чем лучше вы продемонстрируете эти навыки при ответе в части 3(С), тем больше будут шансы получить хороший балл.

Далее поговорим об источниках. Исторические источники это всё, созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без их изучения в глубоком диалектическом единстве содержания и формы невозможно научное познание истории развития общества. Все исторические источники можно разделить на 6 групп: письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические, кинофотодокументы. Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

В ЕГЭ вы встретитесь только с письменными источниками, но они достаточно разнообразны – документы, воспоминания, периодическая печать… При подготовке очень важно по каждой теме провести работу с источником. Они, как правило, размещаются в учебнике после параграфа, главы. Также есть хрестоматии, сборники заданий и дидактических материалов по Отечественной истории. Интересные и очень полезные документы можно посмотреть на сайтах historydoc.edu.ru. и hrono.ru

Определяющее значение имеет правильная интерпретация содержания. В источнике нужно научиться отделять главное от второстепенного. Навыка требует и само чтение, так как чем древнее текст, тем сложнее он для восприятия.