X веке откупалась такой "данью" от русов. Упомянутая "дань" Новгорода
варягам выплачивалась вплоть до смерти Ярослава Мудрого в 1054 году
(летописец, писавший около 1050 года, говорил о том, что "и ныне дають").
Выплата этой дани никоим образом не может быть истолкована как
политическое господство норманнов в Новгороде. Наоборот, она предполагает
наличие местной власти в городе, могущей собрать значительную сумму (по
ценам XI века достаточную для закупки 500 ладей) и выплатить ее такой
внешней силе, как варяги, ради спокойствия страны. Получающие откуп (в
данном случае -- варяги) всегда выглядят первобытнее, чем откупающиеся от
набегов.
Олег после победоносного похода на Царьград (911 год) вернулся не в
Киев, а в Новгород "и отътуда в Ладогу. Есть могыла его в Ладозе". В других
летописях говорится о месте погребения Олега иначе: "друзии же сказають [то
есть поют в сказаниях], яко идущу ему за море и уклюну змия в ногу и с того
умре".
Разногласия по поводу того, где умер основатель русской державы (как
характеризуют Олега норманнисты), любопытны: русские люди середины XI века
не знали точно, где он умер -- в Ладоге или у себя на родине за морем. Через
семь десятков лет появится еще один неожиданный ответ: могила Олега окажется
на окраине Киева.
Все данные новгородской "Остромировой летописи" таковы, что не
позволяют сделать вывод об организующей роли норманнов не только для давно
сложившейся Киевской Руси, но даже и для той федерации северных племен,
которые испытывали на себе тяжесть варяжских набегов. Даже легенда о
призвании князя Рюрика выглядит здесь как проявление государственной
мудрости самих новгородцев.
Рассмотрим историческую обстановку другой эпохи, когда подробный и
значительный труд Нестора дважды переделывался сначала при участии игумена
Сильвестра Выдубицкого, а потом неизвестным по имени писателем, являвшимся
доверенным лицом князя Мстислава Владимировича Мономашича. Этот писатель от
первого лица вел рассказ о своем посещении Ладоги в 1114 году (там он
проявил археологический интерес к древним бусам, вымываемым из почвы водой).
Назовем его условно Ладожанином. По мнению А. А. Шахматова, он переделывал
свод Нестора в 1118 году (так называемая третья редакция "Повести временных
лет").
Владимир Мономах, талантливый государственный деятель и полководец,
оказался на киевском великокняжеском столе не по праву династического
старшинства -- он был сыном младшего из Ярославичей (Всеволода), а были живы
и представители старших ветвей. Взаимоотношения Мономаха с богатым и
могущественным киевским боярством были сложными. Последние годы жизни
Всеволода Ярославича Владимир состоял при больном отце и фактически управлял
государством. После смерти Всеволода в 1093 году боярство, недовольное
Владимиром, передало киевский стол бездарному Святополку (по старшинству), и
Мономах двадцать лет безуспешно добивался престола. Только в 1113 году
(после смерти Святополка) в самый разгар народного восстания боярство
обратилось с приглашением к Владимиру, княжившему тогда в Переяславле
Русском (ныне Переяслав-Хмельницкий), призывая его на киевский престол.
Мономах согласился, прибыл в Киев и немедленно дополнил Русскую Правду
особым "Уставом", облегчавшим положение простых горожан.
Как истинный государственный муж, Мономах, действуя среди
князей-соперников, всегда заботился об утверждении своих прав, о правильном
освещении своих дел. Без лишней скромности он самолично написал знаменитое
"Поучение", которое является отчасти мемуарами (где, как во всех мемуарах,
автор заботится о выгодном освещении своей деятельности), отчасти конспектом
для летописца, в котором перечисляются 83 похода Владимира в разные концы
Европы.
Его внимание к летописи, к тому, как будут показаны в книгах его дела,
его законы, его походы современникам и потомкам, проявилось в том, что он
ознакомился с летописью Нестора (писавшего при его предшественнике) и
передал рукопись из Печерского монастыря в Выдубицкий, основанный его отцом.
Игумен этого монастыря Сильвестр кое-что изменил в полученной книге (1116
год), но это, очевидно, не удовлетворило высокого заказчика. Новая переделка
была поручена Ладожанину.
В новгородской "Остромировой летописи" Мономаху импонировали три идеи:
первая -- законность приглашенного со стороны князя (каким являлся и он
сам); вторая -- князь появляется как успокоитель волнений, напоминающих
киевскую ситуацию 1113 года ("...рать велика и усобица и въсташа град на
град...", летопись 1050 года); третья -- приглашенный князь устраняет
беззаконие ("...и не бе в них правды...") и должен "рядить по праву".
Мономах к этому времени уже издал свой новый "Устав".
Созвучие летописи 1050 года состоянию дел при Мономахе достаточно
полное. О варягах как таковых здесь нет и речи; смысл несомненной аналогии,
как мы видим, совершенно в другом. Однако поправки к рукописи Нестора (1113
года), сделанные Ладржанином, носят явно проваряжский характер. Здесь мы
должны упомянуть о сыне Мономаха Мстиславе, с именем которого А. А. Шахматов
связывал редакцию 1118 года, создававшуюся под его надзором.
Все тяготения вставок в "Повесть временных лет" к северу, все
проваряжские элементы в них и постоянное стремление поставить Новгород на
первое место, оттеснить Киев -- все это становится вполне объяснимым, когда
мы знакомимся с личностью князя Мстислава Владимировича. Сын англичанки Гиты
Гаральдовны (дочери английского короля), женатый первым браком на шведской,
варяжской, принцессе Христине (дочери короля Инга Стенкильсона), а вторым
браком на новгородской боярышне, дочери посадника Дмитрия Завидовича (брат
ее, шурин Мстислава, тоже был посадником), Мстислав, выдавший свою дочь за
шведского короля Сигурда, всеми корнями был связан с Новгородом и Севером
Европы.
Двенадцатилетним отроком в 1088 году княжич был отправлен дедом в
Новгород, где с 1095 года он княжил непрерывно до отъезда в Киев к отцу в
- Конец формы
- От автора
- III придумал торжественный обряд венчания на царство и приказал изготовить
- XVII--XVIII веков стремились связать историю славян с судьбами других
- 1. Говоря о создании Киевской Руси норманнами-варягами, обычно приводят
- 2. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в
- 3. Варяги использовались на Руси в X--XI веках как наемная военная
- 4. Если признать варягов создателями государственности для "живущих
- 5. Проверяя тенденциозно отобранные норманнистами аргументы, следует
- Происхождение и древнейшие судьбы славян
- 4000--3500 Лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры.
- Происхождение Руси
- VIII века, в которую автором включено предание, не имеющее никакого
- VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов
- Образование государства руси
- IX века) характеризуется не только огромным территориальным охватом от
- 1050 Года, который по ряду признаков можно считать летописью новгородского
- X веке откупалась такой "данью" от русов. Упомянутая "дань" Новгорода
- 1117 Году. Когда в 1102 году соперничество Мономаха со Святополком Киевским
- 866 И 879 годами.
- IX веке. Третьей заставой, запиравшей на севере подход к Смоленску и Днепру,
- 911 Года на греков, обогативший всех его участников.
- 7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые
- 8. К концу X -- началу XI века одной из важных задач русского
- 9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов,
- 945 Год. "и приспе осень и нача мьслити на Древляны, хотя примыслити
- Сбыт полюдья
- 821 Году был построен дворец. В результате мы получаем крайне интересный
- Укрепление державы
- 967 Году относятся не к Болгарскому царству Петра, не к Болгарии вообще, а к
- 971 Году начал грандиозное наступление, отозвав для этого азиатские войска
- 971 Года, но ни та, ни другая сторона не добилась победы. Начались
- Ярослав мудрый и ярославичи
- XI века с "Пространной Правдой" XII века, где варяги уже уравнены с
- 1015--1016 Годов, в Новгороде князь Ярослав вынужден был дать новгородцам
- 1026 Году, съехавшись для мира, братья "разделиста по Днепр Русьскую землю:
- Феодальный замок XI--XII веков
- 1054--1072 Годы), рисующей княжеский замок и его хозяйство. Владимир Мономах
- Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
- XVIII--XIX веков.
- Восстание в Киеве в 1068 году
- XI века, неизбежно порождали у них стремление обобрать покидаемое княжество,
- 1060-Е годы.
- 15 Сентября 1068 года, из демократического Подола на Гору, в
- 17 Апреля 1113 года Киев разделился надвое. Киевская знать -- те, кого
- Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
- 1068 Году. Былины, сложенные по поводу этого нашествия, очень поэтично
- 1093 Году умер, на киевском престоле оказался не Владимир, бывший в те дни в
- XIII века, накануне нашествия Батыя, -- около 50, а в XIV веке (когда уже
- XII веке одновременно с распадом Киевской Руси исконная замкнутость
- 140 Племенных князьков неславянских народов, плативших дань Руси. "Всякого
- XVI веке называлось дворянством или "детьми боярскими". Многие слуги,
- Источники
- 1136 Году (ранее ошибочно датировалась 1151 годом). Она тщательно и
- 1198 Года игумена Моисея, вошедший вместе с Галицкой летописью XIII века в
- Черниговское и Северское княжества
- 35 Лет) и в 1178 году стал князем новгород-северским. В 1180 году он в числе
- 10 Мая войска встретились с первым половецким кочевьем, мужское население
- Галицко-Волынские земли
- 1264 Года). Даниил осиротел четырех лет от роду, и все его детство и
- Смоленское княжество
- 1186 Году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленске
- Новгород Великий
- XX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни,
- 70 Свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за это
- 1136 Года особенно выпукло, но, как мы видели, приход новгородского боярства
- Владимиро-Суздальское княжество
- 1174 Год, год безуспешного и бесславного похода на Киевщину, ускорил
- 1140-Е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.
- 8 Тысяч километров (по лесам, болотам и водоразделам), то есть потратить не
- XV века, -- яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные
- Культура руси IX - XIII веков
- 1086 Году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из
- VI века нашей эры) славянских дружин под водительством Кия на Дунай и в
- 1146 По 1196 год) с ее грамотами из княжеского архива, дневниками походов,
- 1227 Года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной
- Хронологическая таблица
- Литература по истории руси и русской культуры IX--XIII веков
- Иллюстрации