Музей, его смысл и назначение1
<...> Музей есть не собирание вещей, а собор лиц; деятельность его заключается не в накоплении мертвых вещей, а в возвращении жизни останкам отжившего, в восстановлении умерших, по их произведениям, живыми деятелями. Знание отвлеченное не может быть всеобщею обязанностью, знание же причин, делающих нас врагами, не может не быть долгом для всех, так как оно не может остаться только знанием, а станет делом, религиею, примиренною с наукою. Разобщение и распадение есть факт не только человеческой, но и физической природы; и распадение в последней совершенно понятно, неизбежно, необходимо, если разобщение существует в первой. Распадение обусловлено слепотою естественной силы и объясняется леностью, бездействием разумных существ, по какому-то недоразумению также в слепоте пребывающих. Однако разобщение не может быть безусловным и всемогущим потому уже, что мы в себе ощущаем стремление и силу общения, собирания, восстановления. Религия, наука, искусство — все это силы собирающие; но взятые в отдельности, они немощны; а между тем в настоящее время они существуют только в отдельности! Религия приняла напутственный молебен, крестное знамение, полагаемое пред начатием дела, за самое дело; но молитва, предназначенная быть выражением всей религии, не поддержанная общим делом, превращалась из молитвы, выходящей из сердца, от всей души, в молитву, произносимую одними устами.<...>
<...> По-христиански музей, очевидно, не собор только ученых, а собирание всех; назначение музея быть «ловом человеков».
Исследование же, т.е. наука, не может уже оставаться только отвлеченным знанием; оно должно сделаться исследованием причин, препятствующих всем нам быть членами музея, исследователями, и соединиться воедино для отеческого дела. Христианство не коснулось еще музея; всеобщее собирание еще не признано его обязанностью. Музей в его современном положении не соответствует даже и человеческой природе, которая разум делает общим свойством всех людей, тогда как исследование считается пока все еще принадлежностью только одного класса, интеллигенции, большинству же оставляется только низшая сила, рассудок, хитрость, которой не лишены и животные. Музей в настоящее время — не собор даже и ученых, ибо ученые общества опять составляют отдельные учреждения, или по крайней мере нераздельность их с музеем не признается еще необходимостью. Музеи не составляют даже и одного музея; они не достигли единства даже и в этом отношении, хотя такое единство необходимо для музея, чтобы не противоречить его сущности, ибо нынешние музеи, как собрания только вещественного, — коллекции чисто случайные. Какое могут иметь значение передача вещей, «сдача оконченных дел», построение памятников, если все это совершается не по определенному плану, не в видах достижения ясно намеченной цели, а по какому-то роковому закону, на который мысль человеческая не обращала, по-видимому, даже внимания и из которого она во всяком случае не сделала предмета исследования и знания.<...>
Музей пассивный, музей как изображение, как подобие мнимого воскрешения, как только хранилище, есть музей идеальный лишь в том смысле, что для него совершенство невозможно. С одной стороны, музей есть образ мира, вселенной видимой и невидимой, умершего и еще живущего, прошедшего и настоящего, естественного, произведенного слепою силою, а также и искусственного, произведенного полусознательною силою народов. С другой стороны, музей есть произведение ученого и интеллигентного классов, труда умственного при помощи физического труда народа. Этот труд, однако, не сама история, а лишь ее подобие. Нынешний музей, идеально представленный, может быть назван книгою, библиотекою, иллюстрированною картинными и скульптурными галереями и вообще всеми вещественными произведениями, от периода эолитического до нашего, новожелезного или стального, как можно бы его назвать. Нынешний музей — это как бы книга, поясняемая демонстрациями физических кабинетов и химических лабораторий, разросшихся в особые институты.<...>
<...> Необходимо заметить, что музей и новым книгам может придавать лишь историческое значение; и себя самого он может признать не истиною или выражением ее, а только переходом к ней. Храня старое и собирая новое, музей будет обладать полнотою тогда, когда он явится не только всенаучным, всехудожественным, политехническим, не только собранием всего оставшегося от прошедшего, но и всего в настоящее время выходящего, и не по одной только ветви знания и не в одной лишь какой-либо местности, а по всем отраслям и повсеместно. Музей, оставаясь хранилищем, не только не может достигнуть идеальной полноты, но и тем менее будет соответствовать идеальному о нем представлению, чем жизнь будет более развиваться.<...>
<...> Строгая классификация невозможна в музее потому же, почему она невозможна и в науке, как в естественной, так и в общественной, — невозможна по причине отсутствия в мире разумного единства, такого, при котором мир, в смысле согласия, не нужно было бы отличать от мира, в смысле вселенной, и человечество было бы действительно одним родом, братством, родством, причем психическая классификация тем легче понималась бы, чем интенсивнее она бы чувствовалась. Единство нужно дать, а не искать там, где его нет; точно так же, как и предсказания нужно заменить действием, потому что только то мы можем безошибочно предсказать, что можем сами сделать (так, для нас легче было бы, возможнее устроить метеорическую регуляцию, чем с полною уверенностью предсказывать погоду).
Раздор существует и в мире мысли, в области науки; и хотя причина вражды заключается не в мысли, не в книгах, однако и они не могут считаться совершенно неповинными в распространении вражды. Книги — не мирные существа; и они так же чужды, столь же враждебны друг другу, как наше светское и духовное, военное и гражданское, экономическое и бюрократическое. А потому и библиотека, как собрание книг, — область не мира, а борьбы, полемики, и отделения ее или рубрики каталога соответствуют всем сказанным разделам самого общества. Чтением уже всасывается вражда, воспитываются, создаются борцы по каждому небратскому состоянию общества, по каждому небратскому отделу библиотеки, по каждому разряду ее каталога; ибо классификация книг основана на том же начале вражды, на каком и общества распадаются на небратские состояния или сословия; уже в книгах выражаются вообще небратские отношения всех между собою людей... Музей, как верное изображение современного мира, есть образ розни и вражды; но самое создание музея, самое собирание предметов вражды указывает уже на необходимость согласия, указывает уже и цель объединения.<...>
<...> Каталогизация есть попытка соединить в одну книгу, в «библию», все книги, а самый каталог есть как бы оглавление этой книги. Попытка дать классификацию книг, привести их в систему могла бы быть всеобъемлющею философскою системою, если бы только она была вообще возможна. Невозможность же ее заключается в самой жизни, которая также не представляет единства. Для нас возможна, следовательно, не классификация книг, а проект объединения в жизни, в которой распадение тем временем все увеличивается... Но если музей в его полноте и ясной систематичности невозможен, то потому именно, что нужно и возможно воскрешение всего умершего, а не вещественное только или мнимое его изображение. Пока будет человек ставить себе образцом животное, т.е. жить только настоящим, видеть свою цель единственно в наслаждении, до тех пор и распадение будет идти в возрастающей прогрессии и нельзя будет сообщить единства ни знанию, ни искусству, ни вообще деятельности человеческого рода, и тем более невозможно будет водворить единство между настоящим и прошедшим, между детьми и отцами; род человеческий будет делать то же, что и природа, которая прахом отцов питает потомков; да человек отчасти уже и делает это: образами отцов он покрывает горшки.
Музей есть выражение памяти общей для всех людей, как собора всех живущих, памяти, неотделимой от разума, воли и действия, памяти не о потере вещей, а об утрате лиц. Деятельность музея выражается в собирании и восстановлении, а не в хранении только; он не может быть пассивным, страдательным, равнодушным выражением раздора и безучастным к утратам, из него происходящим; он не может быть и собором идеалистов, безучастных к раздору и к утратам, живущих воспоминаниями внемирного существования жаждущих возвратиться в него... Музей не может быть собором и реалистов, поддерживающих то самое, что производит раздор и утраты; не может быть он, наконец, и хранителем памятников раздора, как это видим в товарных кабинетах, промышленных музеях, юридических архивах, служащих выражением не памяти доброй, а злопамятства...
Собирание научное, при коем наука не отделяет себя от нравственности, т.е. собирание посредством исследования причин небратского состояния, есть самый простой, естественный, единственно возможный путь к осуществлению братства, путь, который до сих пор даже и не испытан; а между тем вера в осуществление братства, как это ни странно, почему-то уже утрачена. Хотя братьями уже рождаемся мы, но для сохранения и еще более для восстановления братства, для устранения причин, разрушающих братское чувство, нужно знание, управление естественною, рождающею силою, нужно взаимознание. Братство, как и жизнь, есть дар рождения; но для восстановления, как и для сохранения того и другого, нужен труд; так что братство и бессмертие могут быть результатом только труда... Для осуществления братства нужна вся наука, т.е. организованная совокупность умственных усилий всех людей. Братство состоит не из одного только чувства братского, но и из братского знания (взаимознания) и из братского действия — воскрешения. Сделать из исследования причин небратского состояния предмет знания всего рода человеческого, из восстановления братства — задачу искусства — значит поставить истинную цель всей жизни... Музей есть первая научно-художественная попытка собирания или воспитания в единство, и потому эта попытка есть дело религиозное, священное...
Музей, как мы видели, не может быть только хранилищем; он должен быть и исследованием; это собор всех ученых обществ. С другой стороны, музей не может быть ни читальнею, ни зрелищем; он не должен служить для пониженного, так называемого «популярного» образования. Таким образом, музей становится между учеными, производящими постоянную, систематическую работу исследования, и всеми учебными заведениями; посредством их он собирает всех неученых и все младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования, производимого учеными. Иначе сказать, музей есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего. Он может быть открыт для всех только путем учения; вход в него ведет через учебные заведения, через которые только и может производиться собирание, так как воспитание и есть само собирание. Если музей не будет высшим, окончательным для всех низших и средних учебных заведений и общим для всех специальных (специальные учебные заведения сами по себе, в своей обособленности, не могут считаться завершением низших и средних учебных заведений), то он не будет не только отеческим, но и публичным; он останется «закрытым».<...>
- Хрестоматия по культурологии
- Предисловие
- Самосознание русской культуры
- Николай Михайлович карамзин
- Нечто о науках, искусствах и просвещении1
- Несколько слов о русской литературе6
- О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств14
- О любви к отечеству и народной гордости16
- Предисловие (к «Истории государства Российского»)17
- Речь, произнесенная на торжественном собрании Императорской Российской академии
- 5 Декабря 1818 года25
- Примечания
- Орест Михайлович сомов
- О романтической поэзии1
- Примечания
- Николай Александрович полевой
- Рецензия на книгу а. Галича «Опыт науки изящного»1
- Примечания
- Дмитрий Владимирович веневитинов
- О состоянии просвещения в России1
- Примечания
- Степан Петрович шевырев
- История поэзии1
- Теория поэзии2 Заключение
- Александр Семенович шишков
- Рассуждение о старом и новом слоге российского языка1
- Разговоры о словесности2
- Рассуждение о любви к отечеству3
- Из доклада на заседании Главного правления училищ4
- Примечания
- Петр Яковлевич чаадаев
- Философические письма1 Письмо первое
- Письмо шестое6
- Апология сумасшедшего8
- Записка графу Бенкендорфу13
- Отрывок из исторического рассуждения о России14
- Примечания
- Александр Сергеевич пушкин
- О народном воспитании1
- О прозе5
- О причинах, замедливших ход нашей словесности11
- О предисловии г-на Лемонте к переводу басен и. А. Крылова20
- О народности в литературе24
- Отрывки из писем, мысли и замечания31
- Второй том «Истории русского народа» Полевого33
- Опровержение на критики37
- О критике39
- О ничтожестве литературы русской41
- О ничтожестве литературы русской50 планы
- Мнение м. Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной51
- Письмо п. Я. Чаадаеву
- 19 Октября 1836г.
- Примечания
- Михаил Сергеевич лунин
- Письма из Сибири1 №15. 1838. Сибирь
- Общественное движение в России в нынешнее царствование2
- Примечания
- Михаил Федорович орлов
- Из речи, произнесенной в Библейском обществе в Киеве1
- Примечания
- Николай Иванович тургенев
- Мысли о составлении общества1
- Примечания
- Александр Александрович бестужев
- Об историческом ходе свободомыслия в России (Письмо к Николаю I из Петропавловской крепости)1
- Взгляд на старую и новую словесность в России2
- Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов3
- Вильгельм Карлович кюхельбекер
- О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие1
- Правила соединенных славян2
- Примечания
- Десятилетие Министерства народного просвещения
- Примечания
- Николай Васильевич гоголь
- Скульптура, живопись и музыка1
- Несколько слов о Пушкине3
- О малороссийских песнях4
- О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году5
- Петербургские записки 1836 года6
- Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ»7
- Авторская исповедь8
- Примечания
- Владимир Федорович одоевский
- Русские ночи1
- Русские ночи, или о необходимости новой науки и нового искусства7 Введение
- Психологические заметки10
- Элементы народные14
- Примечания
- Алексей Степанович хомяков
- «Семирамида»1
- Несколько слов о философическом письме (напечатанном в 15 книжке «Телескопа») (Письмо к г-же н.)2
- О старом и новом3
- Замечания на статью г. Соловьева «Шельцер и антиисторическое направление»4
- Примечания
- Иван Васильевич киреевский
- Обозрение русской словесности 1829 года1
- «Горе от ума» — на московском театре5
- В ответ а. С. Хомякову6
- Обозрение современного состояния литературы
- «Лука да Мария» народная повесть, сочинение ф. Глинки8
- О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (Письмо к гр. Е. Е. Комаровскому)9
- Примечания
- Константин Сергеевич аксаков
- Ломоносов в истории русской литературы и русского языка1
- О русском воззрении3
- Еще несколько слов о русском воззрении4
- Обозрение современной литературы5
- Примечания
- Иван Сергеевич аксаков
- Речь о а. Ф. Гильфердинге, в. И. Дале и к. И. Невоструеве1
- Речь о а. С. Пушкине2
- Примечания
- Александр Иванович герцен
- О развитии революционных идей в России1
- Былое и думы11
- Письма к путешественнику18 Письмо второе
- Письмо пятое
- Порядок торжествует22
- Из переписки м. Гессу27
- 3 Марта 1850 г. Париж
- А. А. Герцену30
- Примечания
- Виссарион Григорьевич белинский
- Литературные мечтания (Элегия в прозе)1
- Мысли и заметки о русской литературе5
- Сочинения Александра Пушкина Статья восьмая6
- Взгляд на русскую литературу 1846 г.7
- Письмо Гоголю8
- Примечания
- Аполлон Александрович григорьев
- Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства1
- Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина2
- Искусство и нравственность. Новые grubeleien по поводу старого вопроса3
- Примечания
- Николай Гаврилович чернышевский
- Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)1
- Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)2
- Сочинения т. Н. Грановского3
- Апология сумасшедшего5
- Примечания
- Николай Александрович добролюбов
- Губернские очерки1
- Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым3
- Когда же придет настоящий день?4
- Черты для характеристики русского простонародья5
- Примечания
- Дмитрий Иванович писарев
- Русский Дон Кихот1
- Бедная русская мысль3
- Очерки из истории труда5
- Примечания
- Федор Иванович тютчев
- Россия и Германия1
- Россия и Революция3
- Россия и Запад5
- Письма и. С. Гагарину18 (от 2 мая 1836 г.)
- П. А. Вяземскому21 (март 1848 г.)
- Примечания
- Константин Дмитриевич кавелин
- Взгляд на юридический быт древней Руси1
- Мысли и заметки о русской истории2
- Наш умственный строй5
- Авдотья Петровна Елагина6
- Московские славянофилы сороковых годов7
- Письмо ф. М. Достоевскому8
- Злобы дня9
- Примечания
- Николай Яковлевич данилевский
- Россия и Европа1
- Примечания
- Владимир Васильевич стасов
- Двадцать пять лет русского искусства1
- Примечания
- Владимир Сергеевич соловьев
- Национальный вопрос в России Выпуск первый1
- О народности и народных делах России2
- Славянский вопрос3
- Русская идея4
- Николай Федорович федоров
- Музей, его смысл и назначение1
- Примечания
- Василий Васильевич розанов
- Иная земля, иное небо...1
- Примечания
- Павел Николаевич милюков
- Очерки по истории русской культуры1
- Георгий Валентинович плеханов
- Новый защитник самодержавия, или Горе г. Л. Тихомирова1
- Очерки по истории материализма4
- Несколько слов в защиту экономического материализма5
- Основные вопросы марксизма6
- О книге в. Виндельбанда7
- О книге г. Риккерта11
- Предисловие к книге а. Деборина «Введение в философию диалектического материализма»12
- Владимир Ильич ленин
- Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи «Русского Богатства» против марксизма)1
- Критические заметки по национальному вопросу3
- Успехи и трудности Советской власти9
- Задачи союзов молодежи10
- О кооперации11
- О нашей революции12
- Примечания
- Александр Александрович богданов
- Красная звезда1
- Культурные задачи нашего времени3
- О художественном наследстве4
- Примечания
- Петр Климентьевич энгельмейер
- Теория творчества1
- Примечания
- Лев Платонович карсавин
- Основы политики1
- Примечания
- Николай Сергеевич трубецкой
- Об истинном и ложном национализме1
- Мы и другие2
- Вавилонская башня и смешение языков3
- Петр Николаевич савицкий
- Степь и оседлость1
- Евразийство2
- Географический обзор России - Евразии3
- Примечания
- Николай Александрович бердяев
- Воля к жизни и воля к культуре1
- Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века2
- Примечания
- Иван Александрович ильин
- О чувстве ответственности1
- О страданиях и унижениях русского народа2
- Против России3
- Россия есть живой организм4
- О воспитании в грядущей России6
- О русской идее7
- Творческая идея России8
- Примечания
- Георгий Петрович федотов
- Лицо России1
- Трагедия интеллигенции2
- Будет ли существовать Россия3
- Проблемы будущей России4
- Примечания
- Питирим Александрович сорокин
- Социокультурная динамика1
- Главные тенденции нашего времени2
- Примечания
- Павел Александрович флоренский
- О цели и смысле прогресса1
- Из автореферата2
- Записки о христианстве и культуре4
- Обратная перспектива9
- Культ, религия и культура10
- Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи11
- Примечания
- Владимир Иванович вернадский
- Несколько слов о ноосфере1
- «Коренные изменения неизбежны...» Дневник 1941 г.2
- Михаил Михайлович бахтин
- Проблемы поэтики Достоевского1
- Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса2
- Примечания
- Михаил Александрович лифшиц
- Античный мир, мифология, эстетическое воспитание1
- Очерки русской культуры8
- Примечания
- Юрий Михайлович лотман
- Культура и взрыв1
- Эвальд Васильевич ильенков
- Проблема идеала в философии10
- Об эстетической природе фантазии11
- Примечания
- Мераб Константинович мамардашвили
- Как я понимаю философию1
- О философии2
- Необходимость себя3
- Примечания
- Лев Николаевич гумилев
- География этноса в исторический период1
- Примечания
- Дмитрий Сергеевич лихачев
- Книга беспокойств1
- Нельзя уйти от самих себя... Историческое самосознание и культура России2
- Моисей Самойлович каган
- Лабиринты современной культуры1
- Примечания
- Сергей Сергеевич аверинцев
- Риторика и истоки европейской литературной традиции1
- Русское подвижничество2
- Примечания
- Валентин Григорьевич распутин
- Культура: «левая, правая где сторона?»1
- Примечания
- Самосознание русской культуры
- Сергея Вадимовича Степашина
- 190000, Санкт-Петербург, а/я № 321.
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.