1.Предмет истории как науки. Функции истории. Подходы к изучению истории.
1. Понятие. Слово «история» происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование». В настоящее время термин «история» имеет несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе – в этом смысле можно говорить об истории самых разных объектов и явлений (например, истории галактики, истории растений, истории языка и т.д.). С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом.
Еще термин «история» используется в первую очередь для обозначения одной из гуманитарных дисциплин. История в этом случае – особая наука (или комплекс наук), занимающаяся изучением прошлого человеческих обществ во всем его многообразии. Исходя из этого, предметом исторической наукиможно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения социума и до настоящего времени. Соответственно, главной задачей истории (основным её предназначением) следует считать познание (изучение и осмысление) прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем.
Функции истории. История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:
– описательная (нарративная) фунция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации
– познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;
– прогностическая функция(предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция. Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;
– воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти. Эти функции отвечают за формирование исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.
Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:– конкретно-исторический или идеографический метод;суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;– историко-генетический метод;связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;– ретроспективный метод;заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;– историко-типологическийметод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)
– хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.
- 1.Предмет истории как науки. Функции истории. Подходы к изучению истории.
- 2. Первобытный мир и рождение цивилизаций(источники, периодизация истории первобытного общества, теории происхождения человека).
- 3. Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока.
- 4.Общая характеристика цивилизаций Античного мира.
- 5. Восточные славяне в VI – IX вв.: расселение, хозяйство, социальная организация, верования.
- 6. Средневековье как этап всемирной истории (понятие средние века, феодализм, периодизация истории средних веков, характеристика этапов феодализма).
- 7. Формирование Древнерусского государства. Норманская и антинорманская теории, социально-политическое устройство.
- 8.Политическая (феодальная) раздробленность на Руси: причины и последствия (XII-XIII вв.).
- 9. Борьба русского народа за независимость в XIII в. Последствия влияния ордынского ига на дальнейшую историю страны.
- 10.Объединение русских земель вокруг Москвы и образование централизованного государства при ИванеIii и Василии III.
- Ивана III (1462 — 1505 гг.) и Василия III (1505 — 1533 гг.).
- 11.Внутренняя и внешняя политика Ивана IV.
- 12. Смутное время: причины, ход событий, итоги.
- 13.Страны Европы в XVI в (реформация, контрреформация, абсолютизм).
- 14.Международные отношения и европейская колониальная экспансия в XVII-XVIII вв.
- 15.Социально-экономическое развитие России в XVII в. Эволюция государственного строя в России в xviIв. Зарождение абсолютизма.
- 16.Внутренняя и внешняя политика Петра I. Значение петровских преобразований для дальнейшей истории страны.
- 17.Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).
- 18.Внутренняя и внешняя политика правительства Екатерины II. Просвещенный абсолютизм.
- 19.Буржуазные революции в Европе (революция в Нидерландах, Английская буржуазная революция, Французская буржуазная революция).
- Нидерланды
- Франция
- 20.Война за независимость североамериканских колоний и образование сша.
- 21.Внутренняя и внешняя политика Александра I в первой четверти XIX в.
- 1. Основные направления внешней политики
- 2. Внешняя политика России в начале XIX в.
- 3. Отечественная война 1812 г.
- 4. Заграничный поход 1813-1814 гг.
- 5. Итоги войны 1812 г. И внешней политики
- 22.Европа на пути модернизации и перехода к индустриальному обществу в XVIII в. Становление индустриальной цивилизации в Западной Европы XIX в.
- 23.Внутренняя и внешняя политика правительства Николая I.
- 24.Декабристы. Общественные движения в первой половине XIX в.
- 25.«Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в.: предпосылки, сущность, значение.
- 26.Общественная мысль, политическое движение в России во второй половине 19 века.
- 27.Внешняя политика России во второй половине XIX в.
- 34. Послевоенное развитие страны Западной Европы и сша. 1918 – 1939 гг.
- 35. Восток в 1918 – 1939 гг.: Турция, Индия, Китай и Япония.
- Турция.
- Япония.
- 50. Россия в первом десятилетии XXI в.
- 43.Вторая Мировая война и Великая Отечественная война советского народа. Причины, основные этапы, итоги и уроки.