2. Религия
Основная концепция религии Древнего Египта сложилась почти 4000 лет до н.э. На протяжении долгих веков Египет воодушевляло страстное желание добиться воскрешения после смерти. В этом были едины и обитатели доисторического Египта, находившие покой в вырытых в песке ямах на краю пустыни, и замурованные в искусственных горах - пирамидах фараоны Древнего царства. Многие из представлений обитателей долины Нила о потустороннем мире и о воскрешении умерших позднее заимствовало христианство, что способствовало его популярности прежде всего в самом Египте.
В отдаленной древности считалось, что после смерти человек продолжает бытие по образу и подобию земной жизни. По представлениям египтян, все люди при рождении наделяются:
- Ба - душой;
- Ка - двойником, который является нечто вроде покровителя, заботящийся о человеке после его смерти.
Когда человек умирает, Ба и Ка отделяется от него, и воскрешение его возможно лишь в том случае, если тело будет сохранено и ему будет предоставлено все необходимое. Вот почему египтяне так заботились о сохранении тела покойника. Сначала они зарывали тела умерших в сухой песок в пустыне возле Нила, и сухой климат обеспечивал довольно длительную консервацию. Затем, с появлением гробниц, тело умершего предохраняли от тления при помощи специальных растворов, а также повязок и бинтов, пропитанных ароматическими смолами.
Однако мумификация далеко не всегда обеспечивала сохранность тела усопшего. Поэтому египтяне из твердых пород камня и дерева изготовляли портретные статуи, которые в случае гибели тела служили местом обитания Ка. Эти статуи помещались в специальные замурованные камеры (сердабы), лишь через узкую щель, пробитую на высоте глаз, соединявшуюся с внешним миром. Им приносились заупокойные жертвы, сопровождаемые молитвами и заклинаниями, которые должны были обеспечить покойному вечное блаженство в царстве мертвых.
В эпоху Древнего царства начинают складываться и первые представления о загробном суде, на котором председательствовал Осирис. Умерший фараон причислялся к сонму богов, поэтому 2 храма, входящие обычно в заупокойный архитектурный комплекс усыпальницы вместе с пирамидой, предназначались не только для совершения погребальных обрядов и мумификации, но и для последующих после захоронения мумии повседневных и праздничных жертвоприношений новому богу.
Умершего нужно было обеспечить и богатством, и рабами, и скотом, и семьей. В других древневосточных государствах, у которых были схожие верования, поступали просто: убивали и вдову, и слуг, а потом хоронили их вместе с хозяином. Но египетская религия в этом отношении была более гуманна: она никогда не требовала человеческих жертвоприношений. Она требовала только искусства, поэтому не палачи, а художники обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие. Они изготавливали ушебти (небольшие статуэтки), которые изображали слуг, членов семьи, скот.
Таким образом, искусству отводилась важная роль в заупокойном культе. Оно ни много ни мало, должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось не важным - видит ли кто-то эти росписи. Ведущие художники (архитекторы, скульпторы, живописцы) были часто высокопоставленными лицами, жрецами, их имена были известны и окружены почетом. Но выразить свою индивидуальную волю художник в полной мере не мог: его роль мыслилась как хранителя канонов (набор определенных правил). Жизнь была быстротечна, а искусство - вечно, поэтому искусство Египта искало обязательные для исполнения изобразительные формулы. И каждый художник должен был следовать существующей художественной традиции.
Еще в Древнем царстве сформировались 2 типа статуй, повторяющихся и Среднем, и в Новом царствах:
1) стоящая - напряженно выпрямленная фигура, фронтальная, с высоко поднятой головой, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу.
2) сидящая - руки симметрично положены на колени. Торс выпрямлен, взгляд устремлен вперед.
В рельефах Древнего царства утверждается традиция своеобразного распластывания фигуры на плоскости: голова и ноги изображены в профиль, а торс - развернутым, вся фигура обведена единой линией.
- 2. Религия
- 3. Литература и письменность
- § 1. Ранние периоды культуры Древней Греции
- § 2. Архаика
- 1. Архитектура
- 2. Скульптура
- 3. Лирика
- §3. Классика
- 1. Акрополь
- 2. Древнегреческий театр
- § 4. Эпоха эллинизма
- § 5. Музыка Древней Греции
- § 1. Периодизация культуры Древнего Рима. Влияния на нее
- 1. Влияния и периодизация
- 2. Общественно-политический строй в Риме
- § 2. Архитектура Древнего Рима
- 2. Пантеон
- 3. Колизей
- 4. Арка
- 5. Термы
- § 3. Театр Древнего Рима
- 3) Древнегреческий театр
- 2. Драматурги
- § 4. Музыка Древнего Рима
- §1. Конец Древнего Рима. Периодизация Средневековья
- § 2. Христианство
- 1.Исторические предпосылки возникновения христианства
- 2. Истоки христианской религии
- 3. Библия: история возникновения
- 4. Становление христианского мира
- 5. Зарождение монашества
- § 3. Философия Средневековья
- 1.Общая характеристика философии Средневековья
- 2. Деятельность и взгляды Аврелия Августина