Словарь
Арка (Лат. arcus - дуга, изгиб) - криволинейное перекрытие проема в стене (окна, двери, ворота) или проема между двумя опорами - колоннами, столбами, устоями моста и т. п. Арки различаются по назначению: несущая, разгрузочная или подпружная. В зависимости от назначения и размера пролета выполняются из камня, железобетона, металла, дерева. По форме кривой бывают полукруглыми или полуциркульными, подковообразными, лучковыми, стрельчатыми, подвесными и т. д.
Архитектоника - тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, а также композиции круглой скульптуры и объемных произведений декоративного искусства; композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.
Анты - выступы продольных стен здания, ограждающие вход.
Ансамбль (Франц. ensemble - вместе) - совокупность, гармоническое единство художественных компонентов. Ансамбль может составляться из произведений одного вида искусства или объединять различные виды (см. Синтез искусств). Содержательно-структурное единство ансамбля отражает идеалы красоты и пользы, соответствующие конкретному историческому периоду. Виды ансамблей - градостроительный, ландшафтный, архитектурный, интерьерный, предметный (сервиз, костюм и аксессуары, мебельный гарнитур и т. д.), зрелищный (действо, спектакль).
Автограф (греч. autos `сам` + grapho `пишу`) — собственноручный авторский рукописный текст.Как подлинники или оригиналы, в отличие от копий, автографы имеют для филолога и занимающихся дипломатикой значение документа первоочередной достоверности. Служат для установления канонического текста произведения, а также для изучения творческого процесса писателя (особенно черновые рукописи). Автографы известных учёных, писателей и поэтов хранятся в библиотеках и архивах и имеют особую ценность.
Амфитеатр -(от греческого amphitheatron) древнеримское монументальное эллипсовидное в плане здание (без крыши) для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений); места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами.
Базилика - (от греческого basilike - царский дом) вытянутое прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на несколько продольных галерей (нефов). Средний главный неф всегда выше боковых. В Древнем Риме базилики служили судебными залами, рынками, биржами и пр. В дальнейшем базилика стала одним из основных типов христианских храмов.
Балюстрада - (от французского balustrade) невысокое ограждение лестниц, террас, балконов и т. д., состоящее из ряда фигуных столбиков - балясин, соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.
Барельеф (Франц. bas-relief - низкий рельеф) - вид скульптуры, рельеф, в котором выпуклое изображение не более чем на половину своего объема выступает над плоскостью фона. Сюжетные и орнаментальные барельефы - распространенный вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий (ваз, медальонов и т. п.). Барельефные изображения обычно помещаются также на постаментах памятников, надгробиях, мемориальных досках, монетах, медалях. Ср. Горельеф.
Барокко (От итал. barocco - причудливый, странный) - один из больших стилей. Главенствовал в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIII в. Родина барокко - Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия. Главными характеристиками барокко стали масштабность, обилие декора, бурная динамика, стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера - увеличение размеров помещений с помощью зеркал; высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы. Все это отвечало новой картине мироздания - изменчивой, конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил. Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному движению - вихреобразное; локальному цвету - мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем победном звучании. Барокко поражает эффектными интерьерами, напоминающими театральные декорации, контрастным сочетанием использованных для их отделки материалов и фактур, а порой и шокирующим включением в произведения искусства "реальных" деталей, например настоящих зубов и волос в женские статуи. Стиль барокко создал неповторимую ансамблевость, свойственный только ему синтез архитектуры, монументального и декоративно-прикладного искусства. В каждой европейской стране барокко имеет свою специфику при сохранении основных особенностей стиля. Так, на родине, в Италии, этот стиль реализовался наиболее ярко и по времени раньше, чем, например, во Франции, где ведущая роль в XVII в. принадлежала классицизму. В России развитие барокко приходится на первую половину и середину XVIII в. Свободное от мистической экзальтации, свойственной этому стилю в католических странах, искусство барокко в России прославляет крепнущую самодержавную власть. Эпоха барокко отмечена также строительством величественных зданий, светских и церковных, а также целых архитектурных ансамблей, возведенных такими выдающимися зодчими, как М. Г. Земцов, Д. В. Ухтомский, Ф. Б. Растрелли, С. И. Чевакинский и др.
Витраж (Франц. vitrage, от лат. vitrum - стекло) - декоративная композиция орнаментального или сюжетного характера, заполняющая оконный или дверной проем и рассчитанная на сквозное освещение. Считается, что принцип витража использовали в архитектуре уже древние египтяне более четырех тысяч лет назад. Однако расцвет искусства витража связан с европейским средневековьем - архитектурой романских и особенно готических соборов. В X-XII вв. во Франции и Германии появляются сюжетные витражи, составленные из небольших кусков красного и синего стекла, скрепленных свинцовыми полосками. В готических соборах техника витража остается той же, однако усложняются сюжетные композиции и обогащается цветовая палитра: наряду с цветными стеклами используются фрагменты бесцветного. Отдельные детали выполняются росписью. В эпоху Возрождения классический витраж вытесняет живопись на стекле. Классицизм и барокко практически не применяют витраж в архитектурных сооружениях. И только во второй половине XIX в. с оживлением интереса к готике предпринимаются усилия по возрождению искусства витража. В полной мере это удается художникам, работавшим в стиле модерн в конце XIX - начале XX в. С изобретением новых материалов (органическое стекло, железобетон и др.) и появлением новых технических возможностей обработки стекла (пескоструйный способ, цветное травление и т. д.) витраж в середине XX в. не только возвращается в архитектуру, но и приобретает новые качества: перспективную глубину, обогащенную цветовую палитру, разнообразие фактур.
Возрождение, ренессанс (Франц. Renaissance, итал. Rinascimento) - эпоха в идейном и культурном развитии стран Западной и Центральной Европы, а также ряда стран Восточной Европы. Содержание эпохи составляет переход от средневековья к новому времени, когда старое и новое, переплетаясь, создают необычный сплав. В каждой стране эпоха Возрождения имеет свои особенности. В Италии, где Возрождение наиболее полно проявилось в классической форме, оно охватывает XIV- XVII вв. (рубеж XIII-XIV вв. - Проторенессанс; XV в. - Раннее Возрождение; конец XV - первая четверть XVI в. - Высокое Возрождение; XVI в. - Позднее Возрождение). Другие страны переживают этот этап развития позже. Так, термин "Северное Возрождение", общий для Германии, Нидерландов, Франции, характеризует культуру этих стран в XV-XVI вв. Главные отличительные особенности эпохи Возрождения - ее светский, гуманистический характер, обращение к античному культурному наследию, как бы возрождение (отсюда название эпохи) античной эстетики, ее принципов гармонии, культа красоты человека, обнаженного человеческого тела, что в средние века находилось под строгим запретом. В эпоху Возрождения стремительно развивается процесс индивидуализации, вычленения отдельного индивида из общей массы. Человек объявляется венцом творения, возносится на вершину бытия, за ним признаются способности постичь законы природы, организующие строго упорядоченную картину мироздания. В связи с этим меняется место и положение художника в обществе. Если средние века, за редким исключением, не сохранили имен строителей, иконописцев, резчиков, ювелиров, то эпоха Возрождения донесла до нас яркое созвездие имен воистину гениальных мастеров: Ф. Брунеллески, Донателло, А. Верроккьо, Мазаччо, С. Боттичелли, Д. Браманте, А. Палладио, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто - в Италии; Р. Кампен, Я. ван Эйк, Рогир ван дёр Вейден, X. Мемлинг, Лука Лейденский, П. Брейгель - в Нидерландах; А. Дюрер, Л. Кранах-старший, А. Альтдорфер, X. Хольбейн-младший - в Германии; Ж. Фуке, Ж. Клуэ, Ж. Гужон, П. Леско - во Франции, и др.
Графика (Франц. graphique - линейный, от греч. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные произведения (разнообразные виды гравюры, литографию, монотипию). В современном изобразительном искусстве это могут быть также работы, выполненные в сложных смешанных техниках. Существует и другое, более широкое понимание графики, включающее все произведения искусства, выполненные на бумаге. В этом случае к области графики кроме вышеперечисленных отойдут акварель, пастель, гуашь и др. По исполнению графика делится на уникальную, выполненную в единственном экземпляре рукой художника непосредственно на бумаге (реже - пергаменте, шелке и т. д.), и печатную, полученную в ограниченном числе экземпляров путем перевода изображения с печатной формы на бумагу, вручную или на специальном печатном станке. К уникальной графике относится рисунок, который здесь приобретает значение самостоятельного произведения, а при более широком толковании самого понятия "графика" также работы в других техниках (акварель, пастель и т. д.), выполненные на бумаге. К печатной графике следует отнести разнообразные виды гравюры: резцовую, сухую иглу, офорт, меццо-тинто, акватинту, пунктир, мягкий лак, жиллотаж, ксилографию, линогравюру, а также литографию. Монотипия занимает промежуточное место между уникальной гравюрой (возможность получения единственного оттиска) и печатной (способ выполнения). По типам и назначению вся графика делится на станковую, существующую самостоятельно в виде отдельно взятого произведения или эстампа; книжную и газетно-журналь-ную, связанную с литературным текстом, выступающую в качестве его сопровождения (иллюстрации или оформления - заставка, концовка, виньетка, титульный лист, суперобложка, экслибрис и т.д.); плакатную, задача которой состоит в прямом обращении к массам с целью агитации или рекламы; лубочную, родственную плакатной по демократичности, апелляции к самым широким слоям населения; промышленную, или прикладную, имеющую распространение во всех сферах повседневной жизни (этикетки, грамоты, почтовые марки, фирменные знаки, оформление всевозможных упаковок и др.). Таким образом, диапазон графики чрезвычайно широк - от произведений искусства до оформления и маркировки утилитарных предметов.
Декоративно-прикладное искусство. Обширный раздел искусства, охватывающий различные виды творчества, которые направлены на создание художественных изделий бытового назначения. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть различная утварь, мебель, ткани, украшения. В искусствоведении наряду с делением декоративных изделий по практическому назначению существует также классификация их по материалу (дерево, керамика, металл, текстиль) или по технике выполнения (резьба, роспись, литье, чеканка и т. д.). Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от культуры современной им эпохи, тесно связаны с характерным для того или иного времени бытовым укладом, с местными или национальными традициями. Художник-прикладник, создавая свое произведение, решает сложную задачу - найти гармоничное сочетание формы предмета (удобной для использования) и его украшения, декора. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением искусства. Для создания декора широко применяются орнамент и элементы изобразительного искусства (в самых различных сочетаниях - скульптура, живопись, графика). Порой орнамент или изображение становятся основой формы произведения (узор решетки, сосуд в форме плода или птицы, подсвечник в виде человеческой фигурки и т. д.). Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, из которого выполнено изделие, искусность и разнообразие приемов его обработки имеют здесь особое значение. Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для некоторых народностей основной областью художественного творчества. Многие древние традиции художественного оформления бытовых предметов сохранились в народном творчестве и в народных художественных промыслах до наших дней.
Жанр (Франц. genre - род, вид) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, национального региона или мирового искусства вообще. В каждом виде искусства (литературе, музыке, театре, живописи и т.д.) система жанров слагается по-своему. В изобразительном искусстве жанр определяется на основе предмета изображения (портрет, пейзаж, натюрморт, батальный, исторический, бытовой, анималистический жанры), а иногда и характера изображения (карикатура, шарж). Следует учесть, что между жанрами нет строго соблюдаемых, абсолютных границ, хотя в XVII-XVIII вв. эстетика классицизма и пыталась установить жесткие правила, призванные обеспечить чистоту каждого жанра (именно тогда во Франции и вошел в обиход сам термин "жанр"). В искусстве чаще наблюдается взаимодействие, сочетание жанров (портрет на фоне пейзажа,историко-бытовая картина и т. д.).
Живопись. Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, нанесенных на плоскую поверхность. Именно цвет является главным выразительным средством живописи. Другие ее средства - рисунок, фактура красочной поверхности, выразительность мазков художника, композиция произведения. Условность живописи заключается в ее стремлении создать иллюзию трехмерного пространства на плоскости, передать объем предметов, перспективу, световоздушную среду и т. п. Живопись сочетает в себе как изобразительную, так и декоративную функцию. Различают станковую и монументальную живопись. Монументальная живопись служит украшением архитектуры, выступает частью единого ансамбля (стенные росписи, панно, плафоны и т. д.). По технике монументальной живописи выделяют фреску, мозаику, витраж и т. п. Под станковой живописью понимают произведения, созданные на станке, или мольберте, т. е. собственно картины. Также к живописи относятся иконопись и миниатюра. В станковой живописи используются различные техники: энкаустика (живопись восковыми красками), темпера, масляная живопись и др. Кроме того, для создания живописных произведений используют и иные техники, более тяготеющие к графике. Это акварель, гуашь, пастель. Основой для живописных произведений служат деревянные и медные доски, начиная с эпохи Возрождения - холст, в наши дни - оргалит, текстолит и т. д. Для небольших работ, чаще подготовительного характера, используют бумагу и картон. Как правило, основу под живопись предварительно покрывают специальным грунтом. В европейском искусстве различные техники исторически сменяли друг друга. В средние века господствовала иконопись и живопись темперными красками на деревянной основе. С XV в. получила распространение масляная живопись. До 1860-х гг. применялась последовательная трехслойная работа масляными красками. Сначала - рисунок, потом - подмалевок, в котором обозначалась форма изображения, затем - лессировки, посредством которых картина насыщалась цветом. В этом заключалась так называемая техника старых мастеров. Впоследствии, во многом благодаря французским импрессионистам, этой системы уже не придерживались, все три этапа работы смешались в едином нерасчлененном методе живописи. Тематический диапазон живописного искусства очень широк. Он нашел отражение в системе жанров (исторический, батальный, бытовой, пейзажный жанры, портрет, натюрморт и др.).
Классицизм. Один из больших стилей европейского искусства XVII - начала XIX в. В качестве художественного образца ориентировался на античное искусство и архитектуру, продолжая тем самым традиции Высокого Возрождения. В основе этики и эстетики классицизма лежит жесткая система ценностей. Человек - часть природы, но вместе с тем ее наиболее высоко организованная часть - венец творения. Возможности человеческого разума безграничны; он познает природу во всех самых сложных ее проявлениях; Разум и воля господствуют в человеке, подчиняя эмоции и "сердечные порывы", концентрируя и направляя личность на выполнение своего долга перед обществом и государством. Установка на строгую систему господствует и в искусстве классицизма с его четкой иерархией жанров, особенно наглядно проявившейся в живописи. Здесь граница проходит между высоким искусством - картинами на религиозные, мифологические, исторические сюжеты и "малыми" жанрами - портретом, пейзажем, натюрмортом, бытовыми сценами. Упорядоченность, нормативность классицизма сказалась также и в разработке устойчивой композиционной и колористической системы решения живописного полотна с обязательным делением на три цветовых и пространственных плана (коричневый - первый, зеленый - средний, голубой - дальний). В отличие от предшествовавшего барокко, для которого характерны контраст, диссонанс, асимметрия, бурное движение, вычурные, необычные формы, классицизм избрал противоположное - гармонию и меру во всем, уравновешенность и симметрию, состояние покоя - статику, предпочтение четких геометрических форм (круг, эллипс, квадрат, прямоугольник). Особенно отчетливо эти принципы проявились в архитектуре, скульптуре, графике. В XVII в. наиболее цельная и завершенная классицистическая система сложилась во Франции, где закреплению выработанных теоретических доктрин способствовали две парижские Королевские академии - живописи и скульптуры и архитектуры. К середине XVIII в. французский классицизм постепенно эволюционирует в духе эстетики Просвещения к своей завершающей фазе - сентиментализму. Новая волна подъема классицизма приходится на начало XIX в. Она вызвана археологическими находками в Геркулануме, Помпеях, Стабии, античной Трое и др. Общепризнанным центром классицистического искусства в это время становится Рим, куда устремляются совершенствовать мастерство европейские художники, в том числе и русские. Расцвет классицизма в России падает на последнюю треть XVIII - первую треть XIX в. Именно в это время появляются все лучшие архитектурные ансамбли Петербурга, Москвы, Твери, Ярославля и др., отмеченные обращением к опыту французских зодчих XVII в. В русском изобразительном искусстве развитие классицизма связано с деятельностью Петербургской АХ, переживавшей в эпоху классицизма период наивысшего расцвета.
Модерн (Франц. moderne - новейший, современный) - художественный стиль, господствовавший в европейском искусстве конца XIX - начала XX в. В разных странах получил различные названия: в России - "модерн", во Франции, Бельгии и Англии - "арнуво", в Германии - "югендстиль", в Австро-Венгрии - "сецессион", в Италии - "либерти" и т. д. Идеологической основой возникновения модерна стали философско-эстетические воззрения Ф. Ницше, А. Бергенсона и др. По мысли его теоретиков, модерн должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека цельную, эстетически насыщенную предметно-пространственную среду. Круг идей модерн зачастую заимствовал у символизма. Однако модерн отличался внутренней противоречивостью: был ориентирован на изысканный, утонченный вкус, поддерживал принципы "искусства для искусства" и в то же время стремился к обслуживанию и "воспитанию" массового потребителя. Исключительное значение в модерне имели особые принципы формообразования. Они заключались в уподоблении природным, органическим формам и структурам. Значительное место в художественной практике модерна занимал орнамент, особенно растительный. В числе излюбленных модерном орнаментальных и изобразительных мотивов - маки, лилии, ирисы и другие растения, лебеди, извивающиеся ящерицы и змеи, мотив волны, танца, а также образ женщины с распущенными волосами. Цветовая гамма модерна - преимущественно холодных, блеклых тонов. Модерн охватил все виды пластических искусств - архитектуру, живопись, графику, декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство. Для живописи модерна характерно подчеркнутое декоративное начало, работа пятном и исключительная роль плавных линий и контуров. Небывалого расцвета достигли в эпоху модерна графические искусства: книжная и журнальная графика, плакат и др Архитектура модерна тяготела к нескольким типологическим вариантам сооружений: небольшой особняк, многоквартирный доходный дом и общественное здание. Для архитектуры эпохи модерна характерны свободная композиция объемов, плавность, текучесть линий, использование в декоре разнообразных материалов, различных по фактуре и цвету, и т. п. Модерн стремился к осуществлению художественного синтеза в самых разных областях. Большое распространение получили идеи создания единой художественно оформленной предметно-бытовой среды. Отличительной чертой эпохи модерна был программный универсализм художников, занимавшихся самыми разнообразными видами художественной деятельности. Это особенно отчетливо проявилось в творчестве мастеров петербургского объединения "Мир искусства" и подмосковного Абрамцевского кружка, многие из которых были одновременно живописцами, книжными графиками, художниками-декораторами, модельерами и т. д.
Мозаика (Франц. mosaque, итал. mosaico, от лат. musivum - посвященное музам) - изображение, тематическое или орнаментальное, выполненное из фрагментов одного и того же или разных материалов - камня, смальты, керамической плитки и др. Широко применяется в монументальном, а также декоративно-прикладном искусстве, реже - для создания станковых произведений. Техника исполнения мозаичной композиции состоит в том, что кусочками материала, из которого набирается мозаика, заполняют заранее нанесенный на основу контурный рисунок. При этом все фрагменты тщательно подгоняются друг к другу, укрепляются на цементе или специальной мастике и затем шлифуются. Существует несколько видов мозаики, в зависимости от формы материала, используемого художником: наборная мозаика (выполняется из мелких кусочков-осколков), пластинчатая, или штучная, мозаика (используются более крупные фрагменты, вырезанные в соответствии с контурами рисунка), так называемая флорентийская мозаика (появилась в Италии в XVI в., состоит из довольно крупных плиток хорошо отшлифованного камня), римская мозаика (происходит из мастерских Рима XVI-XVII вв., набирается из очень мелких кубиков смальты). По способу набора мозаика бывает прямой (выполняется прямо на стене, куполе, своде и т. д. или отдельной пластине, которая затем монтируется на предназначенное ей место) и обратной (наклеивается лицевой стороной на картон или ткань с нанесенным на них рисунком композиции, затем такую мозаику заливают закрепляющим составом и устанавливают на место, а временную основу удаляют). Древнейшие из известных в настоящее время мозаик относятся к культуре Двуречья и датируются III тыс. до н. э. Широкое распространение получила мозаика в античном искусстве, где ею украшались столешницы, стены, а также полы в общественных зданиях и домах знати. Как правило, это многоцветные композиции, набранные из мелких кусочков камня. Следующий этап расцвета мозаики связан с культовым зодчеством Византии. Особенность византийских мозаик состоит в том, что, набранные из смальт и камней, часто полудрагоценных, они не шлифовались. Это создавало сильный эффект, рождавшийся в результате преломления света и отражения его от неровной, искрящейся поверхности. Эффект еще более усиливали золотые фоны мозаик. В исламских странах с XIII-XIV вв. получила распространение чисто орнаментальная, звонкая по цвету майоликовая мозаика, всецело подчиненная архитектурным формам сооружений. В Европе в XVII в. распространяется смальтовая мозаика со шлифованной поверхностью, имитирующая масляную живопись и утратившая специфику мозаики как самостоятельного вида искусства. Именно такую мозаику и возродил в XVIII в. М. В. Ломоносов; под его руководством и им самим в технике смальтовой мозаики были созданы станковые портреты и батальные композиции, в том числе знаменитое панно "Полтавская баталия". В 1864 г. при Петербургской АХ было открыто мозаичное отделение (в связи с необходимостью изготовить мозаики для Исаакиевского собора). На рубеже XIX и XX вв. интерес к технике мозаики вновь возрастает. Майоликовые мозаики выполняли М. А. Врубель, В. М. Васнецов, братья Фроловы и др. В XX в. мозаика заняла достойное место среди других видов монументально-декоративного искусства. Мозаичные панно украсили станции метро, интерьеры дворцов культуры, театров, правительственных зданий и резиденций. В технике смальтовой мозаики работали А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Н. И. Андронов, Б. А. Тальберг и др.
Натурализм (Франц. naturalisme, от лат. natura - природа) - направление в европейском искусстве последней трети XIX в. Первоначально возникло во французской литературе и связывалось с именами Э. Золя, братьев Э. и Ж. Гонкуров и др. Впоследствии это понятие было перенесено на достаточно широкий круг художественных явлений. Натурализм в живописи отличает пристальный интерес к изучению человеческого характера в его социальном и биологическом аспектах и окружающей его бытовой среды. Натурализму свойственно точное и бесстрастное воспроизведение повседневной реальности. Вместе с тем под натурализмом часто подразумевают стремление к чисто внешнему правдоподобию, фотографическому, поверхностному воспроизведению явлений окружающей жизни без критического их отбора и осмысления; вообще - любую преувеличенную чисто внешнюю достоверность.
Неореализм (Итал. neorealismo) - направление, возникшее в итальянском искусстве после Второй мировой войны и охватившее кино, литературу, театральное и изобразительное искусство. Для неореализма характерно обращение к демократическим идеалам, интерес к жизни простых людей. Одновременно неореализм представлял собой определенную реакцию на формалистические искания современного искусства. Видными представителями неореализма в итальянском изобразительном искусстве были Р. Гуттузо, Г. Мукки, Э. Треккани. Для их живописи и графики характерны активные, экспрессивные формы реализма: динамичная композиция, энергичная обрисовка объемов, насыщенный цвет. Неореализм проявился также в искусстве , Франции (А. Фужерон, Б. Таслицкий).
Портал (Лат. porta - вход, ворота) - архитектурно оформленный, выделенный на фасаде вход в здание. Наиболее распространены арочные порталы - простые и перспективные (т. е. углубленные, оформленные в виде нескольких уступов). Украшением портала часто являются колонны, полуколонны или пилястры (плоские колонны).
Пьедестал (Итал. piede - нога и stallo - место) - основание, на котором устанавливается произведение скульптуры (статуя, бюст, скульптурная группа) либо ваза, колонна, обелиск и т. п. Пьедесталы могут иметь различную форму - цилиндрическую, кубическую и др., нередко украшаются скульптурным рельефом, памятной надписью. Бывают и пьедесталы произвольных форм, например в виде естественного, необработанного камня. Материалом для изготовления пьедестала служат чаще всего металл, камень, гипс.
Реализм (Франц. realisme, от лат. realis - вещественный, действительный) - направление в искусстве, ставящее задачу - дать наиболее полное, правдивое отражение действительности. Это направление возникло в XVIII в. Ко второй половине XIX в. реализм достигает зрелости, развившись во всем многообразии национальных и стилистических вариантов. Однако всем им присущи общие признаки: достоверность, внимательное исследование окружающего мира, его разнообразных явлений, утверждение эстетической ценности повседневной жизни, социальная направленность, показ действительности как временного потока (в отличие от классицизма с его культом статичности, застылости, неизменности бытия). В разные исторические периоды реализм решает свои задачи конкретными художественными методами, по которым различают просветительский реализм, критический, социалистический.
Романтизм (Франц. romantisme - странное, фантастическое) - идейное и художественное направление в европейской и американской культуре первой половины XIX в. Охватывает все сферы духовной жизни (философию, эстетику, литературу и др.) и все виды искусств (изобразительное искусство, музыку, театр и др.). Вместе с тем романтизм не выработал, в отличие от других больших стилей, собственной изобразительно-пластической системы. В изобразительном искусстве он характеризуется сложным, противоречивым комплексом идей, что и побудило исследователей выделить несколько направлений внутри общего романтического движения. Так, во Франции, где романтизм проявился в наиболее развитых формах, преобладают произведения напряженно-динамические с героическим (Ж.-Л. Давид, А. Ж. Гро, Ф. Рюда и др.) или драматическим (Э. Делакруа) содержанием. Для немецкого варианта романтизма, наоборот, характерны созерцательно-меланхолические настроения (Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, И. А. Кох и др.) и религиозно-патриархальные идеи (Ф. Овербек, П. Корнелиус и др.). Английский романтизм отмечен фантастическими и религиозно-мифическими мотивами (У. Блейк, У. Тернер и др.). В США романтическое направление связано главным образом с пейзажной живописью (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер). В России ведущая роль в романтическом искусстве принадлежит портрету (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов), а также пейзажу (Сильв. Ф. Щедрин, М. Н, Воробьев, ранний И. К. Айвазовский). Этнографическое направление на российском материале талантливо разрабатывал в жанровых композициях поляк А. О. Орловский. Особенностью русского варианта романтизма стала потребность художников, выучеников академической школы, облекать романтические идеи в форму картины, построенной по канонам классицизма (таковы самые значительные полотна русской исторической живописи - "Смерть Камиллы, сестры Горация" и "Медный змий" Ф. А. Бруни, "Последний день Помпеи" К. П. Брюллова, "Явление Христа народу" А. А. Иванова). Вместе с тем при всем своеобразии национальных школ романтизму присущи признаки, позволяющие ему сохранять цельность в качестве единого движения. Это прежде всего отказ от нормативности мышления, восприятие мира (природы) как бесконечного процесса становления и разрушения. Стремление увидеть за всем происходящим действие еще не познанных законов "природы и сил, зачастую враждебных человеку. Острое, почти болезненное желание приблизиться к разгадке феномена смерти. Изображение природных катаклизмов, уносящих человеческие жизни (кораблекрушения, землетрясения, потопы и т. д.), и переломных моментов в истории отдельных народов и человечества в целом. Одновременно романтики восстают против обезличивания человека. Индивидуум становится для них действительно "мерой всех вещей". В человеке отражается весь мир. Особенно высоко ставили романтики личность художника, композитора, писателя, сопрягая их деятельность с мировым процессом творения. Отсюда - пристальный интерес ко всему своеобразному, непохожему, особенному. Именно романтизм был тем направлением, которое утвердило приоритет индивидуальной манеры художника и в конечном счете открыло дорогу к свободному выражению творческой личности.
Скульптура (Лат. sculpo - высекаю, вырезаю) - вид искусства, основанный на принципе объемного трехмерного изображения предмета. Чаще всего объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные, еще реже - мотивы пейзажа или натюрморта. Постановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жеста, выбор пропорций, объема, рельефность формы, светотеневая моделировка - это главные выразительные средства скульптуры. Объемная скульптурная форма создается с учетом взаимодействия с окружающей` архитектурной или природной средой. Различают две основные разновидности скульптуры: круглую, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям круглой скульптуры, требующей обычно кругового обзора, относятся статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единую композицию), бюст (погрудный скульптурный портрет), статуэтка (фигура, значительно меньшая натуральной величины). Формы и глубина рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости (на стене, потолке, фронтоне, пьедестале и т. п.). По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую и скульптуру малых форм. Монументально-декоративная скульптура (памятники, монументы, мемориальные сооружения) всегда рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Монументальная скульптура отличается величавостью форм, приподнятостью образного строя, широтой обобщения. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Залы музеев, жилые интерьеры, где ее можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычно ее средой. Станковой скульптуре присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, првествовательность. Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом сближается с декоративно-прикладным искусством. От назначения и содержания скульптуры зависит выбор скульптурного материала, а также техника исполнения. Так, мягкие вещества (глина, воск, пластилин) служат для лепки. Твердые материалы (различные породы камня, дерева) обрабатываются путем рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нем объемной формы. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твердое (металлы, гипс, бетон и т. п.) служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Цвет в скульптуре встречается с давних пор: хорошо известна раскрашенная скульптура античности, средних веков, Возрождения, барокко. Но чаще скульпторы довольствуются естественным цветом материала, прибегая в необходимых случаях лишь к его однотонной подкраске - тонировке. Схематически процесс создания скульптуры можно расчленить на ряд этапов: лепка эскиза (из глины или пластилина), изготовление каркаса для круглой скульптуры с учетом ее окончательных размеров, работа на вращающемся станке над моделью в заданном размере и, наконец, перевод созданной модели в избранный материал (камень, дерево и т. п.).
Сюрреализм (Франц. surrealisme - сверхреализм) - одно из ведущих авангардистских направлений в художественной культуре XX в. Опираясь в своих теоретических разработках в основном на труды по психоанализу 3. Фрейда, сюрреалисты выдвигают в качестве главного требования крайний иррационализм творчества - высвобождение образов из глубин подсознания, воплощение болезненных, бредовых состояний. В их произведениях натуралистически изображенные предметы или фрагменты предметов реального мира показаны в неестественных для них состояниях и сочетаниях. Что касается формальных средств решения произведений, то сюрреалисты прибегают к сопряжению в единой композиции разнородных фактур (коллажи), соединению живописи и фотомонтажа, созданию объектов из деталей механизмов, предметов утвари и т. д., изъятых из присущей им функциональной среды. Сюрреализм возник и теоретически оформился во Франции. В 1924 г. появился "Манифест сюрреализма" А. Бретона, в 1924- 29 гг. выходил журнал "Сюрреалистическая революция". В 1925 г. в Париже состоялась первая выставка художников-сюрреалистов. К числу приверженцев этого направления принадлежали живописцы М. Эрнст, М. Дюшан, Ф. Пикабиа, С. Дали, Р. Магрит и др. Некоторое время к сюрреализму тяготели П. Пикассо и П. Клее. В начале 1940-х гг. центр сюрреализма переместился в США, куда эмигрировали ведущие художники этого направления.
Триптих (Греч. triptyches - тройной, сложенный втрое) - произведение искусства из трех картин (в том числе икон), рельефов, рисунков и т. п., объединенных общей темой или сюжетом.
Фреска (Итал. fresco - свежий) - техника живописи красками (разведенными на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке. При высыхании штукатурка образует тончайшую прозрачную пленку, закрепляющую краски и делающую изображение долговечным. Фресками называют и сами произведения, выполненные в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, непосредственно связанные с архитектурой (с плоскостью стены), является основной техникой стенных росписей. Палитра фресок довольно сдержанна, здесь годны краски, не вступающие в химические соединения с известью, - главным образом натуральные природные пигменты. При создании фрески художнику приходится учитывать, что, высыхая на штукатурке, краски сильно бледнеют. Фреска была широко известна уже во II тыс. до н. э. Особого подъема она достигла в искусстве Византии, Древней Руси (XIV- XVI вв.), Грузии, Италии и других стран. Многие прославленные мастера эпохи Возрождения работали в технике фрески (Джотто, Рафаэль, Микеланджело и др.). В этой области искусства работают и современные художники-монументалисты; их палитра пополнилась новыми, синтетическими, более стойкими красителями.
Штудия (Нем. studieren - изучать) - старое академическое название учебных рисунков, набросков и т. п.
Экслибрис (Лат. ex libris - из книг) - книжный знак, предназначенный для маркировки книги с целью указать на ее принадлежность какому-либо владельцу. Является самостоятельным жанром печатной графики. Экслибрисы имеют миниатюрный формат. Гравируются на меди, дереве, линолеуме, реже изготавливаются в технике литографии. Печатаются на бумаге и затем наклеиваются на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки. Существует особый вид экслибриса - СУПЕРЭКСЛИБРИС, оттиснутый определенным способом на переплете или корешке книги. По характеру изображения различают экслибрисы геральдические (воспроизводящие герб или эмблему владельца), вензелевые (соединяющие в декоративно-орнаментальной композиции инициалы владельца), сюжетные (изображающие пейзажи, интерьеры, натюрморты, фрагменты архитектуры и т. д.). Обычно сюжетные композиции бывают символическими, несут в себе зашифрованное или, наоборот, четко декларируемое значение, раскрывая мир пристрастий, личных вкусов, профессиональных занятий, даже особенностей личности владельца книги. Первые экслибрисы появились вскоре после изобретения книгопечатания, а гравированные - с XVI в. в Германии, с XVIII в. в России. Известны экслибрисы, выполненные выдающимися художниками - А. Дюрером, X. Хольбейном-младшим и др. В России широкое распространение как вид печатной графики экслибрис получил на рубеже XIX и XX вв., а также в советский период (работы А. И. Кравченко, Д. И. Митрохина, В. А. Фаворского и др.).
Экспрессионизм (Лат. expressio - выражение) - одно из левых направлений в европейском искусстве и литературе середины 1900- 20-х гг. Возник как осмысление в художественных образах социальных катаклизмов начала XX в. - Первой мировой войны и революционных потрясений. Девиз экспрессионистов - "от изображения к выражению". Свои переживания они передавали в крайне субъективных формах, намеренно отказавшись от идеализации и фотографического воспроизведения действительности. Основные приемы экспрессионистов - гротеск, заостренная выразительность, переходящая в деформацию, пластические смещения формы, насыщенная, часто контрастная цветовая гамма. Своими предшественниками экспрессионисты считали В. Ван Гога, Э. Мунка, Дж. Энсо-ра, Ф. Ходлера, других мастеров. Термин "экспрессионизм" был введен в обиход в 1911 г. в Германии. Ярче всего принципы это го направления проявились в немецкой и австрийской живописи, особенно в работах на антивоенные темы (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дике, О. Нагель и др.). Помимо Германии и Австрии, экспрессионизм получил распространение в культуре Бельгии, Скандинавских стран и стран Восточной Европы.
Этюд (Франц. etude - изучение) - художественное произведение, выполненное, как правило, непосредственно с натуры. Представляет собой изучение, отработку художником какого-либо частного изобразительного мотива. Часто этюд представляет собой подготовительный материал для большого серьезного произведения, однако нередко имеет и самостоятельное значение.
Материал взят из: «Энциклопедии искусства, 2005-2011».
- Словарь
- Несколько самых ярких примеров живописи
- 1.Ян ван Эйк. "Портрет четы Арнольфини"
- 2. Сандро Боттичели "Рождение Венеры"
- Сандро Боттичели "Рождение Венеры"
- 3.Леонардо да Винчи «Джоконда»
- 4. Джорджоне "Спящая Венера"
- 5.Босх и. "Сад радостей земных"
- 6. Рафаэль "Сикстинская мадонна"
- 7. Тициан "Конный портрет Карла V"
- 8. Рубенс "Персей и Андромеда"
- 9. Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"
- Немного скульптур, которые должен знать каждый
- 1. «Давид»
- Парковое искусситво