logo
история3

80.Завершение административно-судебной реформы, положения об управлении краем 1886 и 1891 гг.

По реформе судебное устройство в К-не имели несколько уровней. Сохранились суды биев и казиев на основе адата и шариата. Они функционировали на уровне аула. Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц.  Реформы устанавливали ежегодный покибиточный сбор на скотоводов, в Туркестанском генерал-губернаторстве – 2 р.75 к., в Оренбургском и Западносибирском – 3 р. Оседлое земледельческое население платило-ушур т. е. одна десятая часть урожая натурой или деньгами. Положение 1867-1868 годов были «временными», поскольку царское правительство рассчитало ввести их в течение двух лет. Однако они встретили решительное сопративление со стороны местного населения и поэтому этот процесс растянулся на 20 лет. Самым тяжелым последствием реформы было объявление земли Казахстана государственной собственностью Российской империи. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользования, тяжелым бременем легли повинности и налоги, ущемлялась в своих правах местная знать. Согласно положениям 1886,1891 годов еще более усиливалась власть генерал-губернаторств. В областных центрах – Верном, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, были созданы полицейские управления, а в уездных городах-Акмолинске, Кокчетаве, Зайсане, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Джаркенте, Капале, Лепсинске, Кустанае, вводились полицейские приставства. Размер кибиточной подати повысился до 4 руб. Все земли объявились государственной собственностью. Судебное устройство в основном сохранило принципы, заложенные «временным правительством». Прежним осталось низшее судебное звенов виде «народного суда», который почти утратил самостоятельность. В целом значительно усиливалась власть судебных и полицейских органов.