Жанры духовной музыки в творчестве итальянских композиторов
XVIвеке своего наивысшего расцвета достигает жанр мессы. В ее развитии можно выделить три линии:Традиционные типы месс acappella, сложившиеся в творчестве у нидерландских мастеров:теноровая мессанаcantusfirmus, использующая одноголосный григорианский или светский источник;месса-пародия;месса-парафраза; как отдельная разновидность –каноническая месса. Помимо этого в творчестве Палестрины развивается практика имитационно-полифонической циклической композиции мессы, свободной от цитированного первоисточника.
Мессы венецианских композиторов, использующих инструментальное сопровождение.
Органные мессы, представляющие собой рассредоточенный в процессе богослужения цикл органных пьес, чередующихся с хоровым пением.
Мотет на протяжении XVIвека утрачивает бифункциональность и практика его бытования ограничивается во второй половине столетия лишь духовной сферой. Он становится однотекстовым, пронизывается сквозным имитационно-полифоническим развитием. Наряду с мотетом развивается жанр духовного мадригала.
Жанровая сфера духовной музыки в значительной мере расширяется: композиторы в качестве отдельных, самостоятельных композиций пишут гимны, оффертории, магнификаты, литании84, респонсории, пассионы85.
В