logo
Учебник В

5. Отличительные черты постиндустриальной цивилизации

Постиндустриальное общество лишь вступило в стадию своего становления, и в настоящее время трудно прогнозировать дальнейшие пути цивилизационного развития и преодоления тех кризисных явлений, которое оно частью унаследовало от индустриального общества, частью порождает само. Можно, однако, уже сегодня наметить ряд тенденций развития Постиндустриальнойцивилизации, которые становятся ее отличительными чертами и, возможно, будут определять характер ее развития.

Первой такой тенденцией выступает, как говорилось ранее, сложная диалектика интеграционных и дезинтеграционных процессов. Уходят в прошлое промышленные гиганты, интенсивно развивается малый и средний бизнес, сохраняется многоукладность экономики, возрастает роль домашнего и личного подсобного хозяйства, и вместе с этим формируются, укрепляются и вступают в острую конкурентную борьбу транснациональные корпорации, стремящиеся охватить весь мир, складываются три центра мирового хозяйства, также вступившие в острое конкурентное противостояние за влияние в глобальном масштабе. В то же время все большей утопией при современном уровне развития мирового хозяйства становится стремление к доминированию в глобальном масштабе какой-либо отдельной страны или одного мирового хозяйственного центра.

Второй тенденцией выступает новая сложная динамика в государственных, социальных и национальных отношениях. Объективно интернационализация экономики приводит к межгосударственной интеграции, но в то же время в рамках этой интеграции углубляется противоречие между государственными и межгосударственными (в том числе негосударственными) институтами, которые начинают играть все большую роль. Ряд ученых высказывает даже достаточно аргументированное положение о постепенном отмирании государства как тенденции Постиндустриальнойцивилизации. В то же время наблюдается процесс обострения национальных противоречий, как в рамках отдельных государств, так и на межгосударственном уровне, что стимулирует укрепление государственной власти в ряде стран вследствие обострения национального фактора, в ряде стран - для разрешения национальных проблем.

Позиция человека в системе социально-экономических отношений также характеризуется двойственностью и противоречивостью. Развитие гуманистических и демократических начал во многих государствах, избавление человека, особенно в развитых странах, от необходимости быть винтиком в крупных производственных или социальных структурах, изменение технологического способа производства, расширение сферы квалифицированного и интеллектуального труда и возможностей получить соответствующее образование и профессиональную подготовку, естественно, позволяет человеку занимать более независимую и защищенную в экономическом и социальном плане позицию. Но вместе с этим углубляется социальная стратификация, социальные противоречия не только сохраняются, но достигают особенной остроты в переходные периоды.

Третьей тенденцией является современная диалектика становления ноосферы сферы разума как отличительной черты и в то же время объективной потребности развития Постиндустриальнойцивилизации. Знание, способность его хранить, концентрировать, приобретать, обмениваться, добывать качественно новое знание, играет все большую, если не доминирующую роль в развитии Постиндустриальной цивилизации. Не случайно Постиндустриальная цивилизация получила и другое название информационная цивилизация. Соответственно, развитие науки, сфер интеллектуальной деятельности, приобретает ключевую роль. Современные высокие технологии, без которых уже невозможно не только развитие, но и существование всех основных сфер человеческой жизнедеятельности, продукт современного интеллекта, его материализация. Это породило острую потребность в эффективном массовом образовании как базе для развития необходимого интеллектуального и культурного потенциала Постиндустриальной цивилизации, и в то же время стимулировало углубление кризиса образования, т.к. образовательные концепции, технологии и системы уже во многом не соответствуют требованиям нового времени.

Своеобразным проявлением и развитием этого противоречия стало намечающееся отделение интеллектуальной подготовленности личности от ее общей культуры. Кризис культуры в целом, развитие массовой культуры и различных контркультур, девальвация старых эстетических и этических идеалов и ценностей при мучительном поиске новых, способны привести к тому, что Homo sapiens (Человек разумный) может сделать шаг назад к особому типу Homo habilis (Человека умелого), т.е. типу личности, владеющей определенным объемом информации, навыками и умениями интеллектуальных операций, необходимых для профессиональной деятельности, и в то же время демонстрирующей узкое, шаблонное личное культурно-этическое поле и неспособность к творчеству в сфере духовной.

Таким образом, для наших дней характерен сложный двуединый процесс цивилизационного развития. Постиндустриальная цивилизация, проходя через проблемы и кризисы, накапливает потенциал возможностей разрешения их, что создает предпосылки для оптимистического прогноза дальнейшего развития мировой цивилизации.