logo
Отеч

Административная реформа сельской общины

5 октября 1906 года был издан указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний»[63]. Указом был предусмотрен широкий ряд мероприятий, ослаблявших властьсельского обществанад своими членами:

 — для поступления на учебу и в духовное звание более не требовалось разрешение (увольнительный приговор) сельского общества;

 — дозволялось поступать на государственную службу, заканчивать курс учебных заведений, продолжая при этом оставаться членом сельского общества;

 — разрешалось одновременно быть членом нескольких сельских обществ;

 — разрешалось увольняться из сельских обществ, не испрашивая их согласия (при условии отказа от пользования мирской землей).

Ряд положений указа был направлен на расширение правоспособности крестьян с целью уравнения их прав с другими сословиями:

 — крестьянам, как и всем другим лицам бывших податных сословий, дозволялось поступление на государственную службу (ранее от крестьян требовался образовальный ценз в размере программы 4-классного уездного училища);

 — были полностью отменены подушная подать и круговая порука в тех немногих местностях, где они еще существовали;

 — было отменено наказание крестьян земскими начальникамииволостными судамиза мелкие проступки, не перечисленные в законе;

 — крестьянам было разрешено обязываться векселями;

 — тем крестьянам, которые имели необходимое цензовое имущество, разрешалось участовать в выборах в Государственную Думупо соответствующим цензовым куриям;

 — крестьяне самостоятельно избирали гласных в земские собрания(ранее крестьяне избирали несколько кандидатов, гласные выбирались из их числа губернатором);

 — уездные съездымогли отменять приговоры сельских обществ только по причине их незаконности (ранее дозволялось это делать под предлогом нецелесообразности решений, то есть произвольно).

Положения данного указа рассматривались правительством как временные и переходные до момента реализации куда более широкой по замыслу реформы местного управления. Однако, сам указ застрял в III и IV Думах навсегда. Законодатели двух учреждений — Думы и Государственного Совета — оказались неспособными найти компромисс, и предпочли бесконечные затяжки в принятии законопроектов какому-либо конструктивному решению. Соответственно, не приходилось даже думать о законодательном утверждении и каких-либо последующих, более радикальных, мер. В результате, временные правительственные меры 1907 года продолжали действовать до 1917 года без изменений.