logo
Гаврилова Л

Жоскен Депре

воей кульминации традиция нидерландской полифонии достигла в творчествеЖоскена Депре. Он родился около 1440 года в Конде. Предполагают, что Жоскен был учеником Окегема. С 1474 по 1479 год работал в Милане при дворе герцога Галеаццо Мария Сфорца, чья капелла в то время включала певцов (21) и инструменталистов (13). С 1484 по 1486 год Жоскен был руководителем капеллы собора в Камбре, а с 1489 по 1499 гг. певчим папской капеллы в Риме. С 1500 года он живет в Париже при дворе ЛюдовикаXII, затем едет в Феррару (1503) – маэстро герцогской капеллы и в Рим, где работал при дворе кардинала Асканио Сфорца. Поздние годы Жоскена прошли в Конде, где он скончался 27 августа 1521 года.

Творчество Жоскена совпало с периодом расцвета Ренессанса – это время Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Как и шедеврам великих живописцев, музыке Жоскена присущи идеальные образы возвышенного лиризма, просветленной радости, ликования, восторженной гармонии духа. В то же время его музыке доступны и иные образы и чувства – возвышенного трагизма, субъективных переживаний. Свидетельством тому может служить его песня “Milleregrets” («Тысяча страданий»). Не случайно Глареан писал о Жоскене: «Никто больше его не выражал в песнях с большей силой настроение души…, никто не мог соперничать с ним в отношении изящества и прелести». С одной стороны, Жоскен виртуозно владел всеми приемами полифонической техники, с другой – они служили ему для воплощения богатого образного содержания.

Жоскеном написано 20 полных месс (сохранились и отдельные части), 98 мотетов, 60 песен, 10 инструментальных пьес. Примечательно, что он был одним из первых композиторов, чье творчество, начиная с 1502 года, публиковалось. Это были первые опыты нотопечатания в Италии Оттавио Петруччи – 1502, 1505, 1514 гг. Помимо этого, сочинения Жоскена публиковали Пьер Аттеньян в Париже и Тильман Сузато в Антверпене. Среди месс (в основном 4-хголосных) есть мессы канонические (2), теноровые на латинский источник (4), на темы песен – как теноровые, так и мессы-пародии(4), и мессы-парафразы(на обработанную мелодию первоисточника). У него написано две мессы на популярную песню “L’hommearme” («Вооруженный человек») – на тему этой песни композиторы создавали мессы на протяжении почти полутора столетий. Интересна месса на тему “Lasolfami” – обычную последовательность тонов, которая, подвергаясь различным приемамvarietas, проводится в мессе более 230 раз! Существенные изменения происходят в жанре мотета. Наряду с традиционным видом мотета с использованием цитированногоcantus’a, у Жоскена активно развивается новая разновидность мотета – со сквозной имитацией. Дальнейшая судьба мотета будет связана с формированием основ фуги – главного полифонического жанра эпохи барокко.