§ 5. Музыка Древней Греции
Основные понятия, которыми мы привычно пользуемся, говоря о музыке, возникли в Древней Греции: гармония, мелодия, ритм, метр, хор, оркестр, рапсодия, симфония. Музыка в переводе с греческого - «искусство муз». Даже само слово «музыка» греческого происхождения. У греков была муза лирики и муза танцев, муза комедии и муза трагедии, муза истории и даже муза астрономии. Но не было музы, отвечающей за саму музыку. Все они во главе с Аполлоном занимались музыкой. Музыка проникала повсюду, объединяя все искусства и все науки, богов и людей, небо и землю в единое целое - космос. Музыка никогда не рассматривалась в античной культуре сама по себе, вне связи с другими видами искусства. В основе античного представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, т.е. музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и наполняет ими душу человека. Так устанавливается единство между миром и человеком - созвучие (симфония). Древние греки верили, что раз по этим законам живет весь мир, то не только люди, но и камни, и звери должны быть им послушны. Нагляднее всего это гармоническое сцепление всех природных и общественных, божественных и человеческих, физических и духовных сил воплощалось в грандиозных хороводах, без которых невозможно представить античную культуру.
Хороводы, по мнению греков, ведут звезды и планеты, исторические эпохи и человеческие поколения. Хороводы посвящались всем богам, кроме Диониса. Связанная с его именем музыка была слишком буйной, неуравновешенной. Хоровое пение было для греков основой всей общественной и культурной жизни. И трагедии, и в комедии оно становится важнейшим элементом. Хор поет о важных вещах, выводит конкретное действие трагедии на просторы Вселенной. Уже здесь отчетливо проявляются глубинные связи музыки и трагедии, вполне осознанные гораздо позднее, лишь во времена Монтеверди, Глюка, Бетховена. Каждый грек, бравший в руки лиру, был уверен, что и она подобна Вселенной. Низкие струны соответствуют аду, зиме, злу. Печали. Высокие - небу, лету, добру, радости. Поскольку высокое соотносится с быстрым, а низкое - с медленным, то быстрый или медленный темп тоже наполнялся символическим значением, равно как и перемены в ритме и характере движения. Греки не противопоставляли музыку природы музыке человека. Поэтому и судить об их музыке нужно не только по тому, что игралось и пелось, но и по всему тому, что слушалось и воспринималось как музыка (например, шум моря). Истинная музыкальность состоит, по мнению Платона, не в том, чтобы одну струну подстроить под другую, а в том, чтобы подчинить свою душу и свою жизнь законам ритма и гармонии. Именно поэтому музыка рассматривалась в классической Греции не только как источник радости и наслаждения, но и как главная составная часть воспитания. Греческая культура оказала огромное влияние на культуру всех регионов Средиземноморья. Мощный импульс в своем развитии римская культура получила только после захвата Греции Римом.
Культура Древнего Рима
- 2. Религия
- 3. Литература и письменность
- § 1. Ранние периоды культуры Древней Греции
- § 2. Архаика
- 1. Архитектура
- 2. Скульптура
- 3. Лирика
- §3. Классика
- 1. Акрополь
- 2. Древнегреческий театр
- § 4. Эпоха эллинизма
- § 5. Музыка Древней Греции
- § 1. Периодизация культуры Древнего Рима. Влияния на нее
- 1. Влияния и периодизация
- 2. Общественно-политический строй в Риме
- § 2. Архитектура Древнего Рима
- 2. Пантеон
- 3. Колизей
- 4. Арка
- 5. Термы
- § 3. Театр Древнего Рима
- 3) Древнегреческий театр
- 2. Драматурги
- § 4. Музыка Древнего Рима
- §1. Конец Древнего Рима. Периодизация Средневековья
- § 2. Христианство
- 1.Исторические предпосылки возникновения христианства
- 2. Истоки христианской религии
- 3. Библия: история возникновения
- 4. Становление христианского мира
- 5. Зарождение монашества
- § 3. Философия Средневековья
- 1.Общая характеристика философии Средневековья
- 2. Деятельность и взгляды Аврелия Августина