8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
Наука - элемент культуры, одна из ее подсистем. Без науки культура не может успешно осуществлять свои основные социальные функции.
Наука - феномен культуры. Она обогащает человека, его духовный мир и тем самым способствует его развитию. В широком понимании наука – теоретическое отражение действительности.
Наука возникает только на определенном уровне социально-экономического развития общества, когда зарождается потребность в научных знаниях, и на соответствующем уровне развития культуры, которая формирует благоприятную атмосферу для возникновения и развития научных знаний. Это значит, что наука рождается в недрах определенной культуры. Для возникновения науки нужны были соответствующие условия:
определенный уровень развития производства и общественных отношений,
разделение умственного и физического труда
наличие широких культурных традиций, обеспечивающих восприятие достижений других народов и культур.
Соответствующие условия для развития науки раньше всего сложились в Древней Греции.
Основные этапы развития науки и ее связи с производством.
1. Наука возникла в античности, в Древней Греции VI в. до н.э., и была делом одиночек. Первоначальные знания носили практический характер. Мыслители античного мира: Фалес, Демокрит, Аристотель, Евклид, Архимед, Птолемей.
2. В Средние века развивается математика, медицина, философия. Успехов добились ученые Арабского Востока и Средней Азии. Философы: Ибн Сина или Авиценна (980-1037)(последователь Аристотеля), Ибн Рушд или Аверроэс (1126-1198), Аль-Кинди (9 век) и Аль-Фараби (870-950), Аль-Бируни (973-1048). Ибн Рушд комментировал сочинения Аристотеля; доказывал извечность мира. Арабскую средневековую медицину прославил Авиценна. Он обобщил опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей.
В Западной Европе из-за господства религии родилась специфическая средневековая философская наука – схоластика, а также получили развитие алхимия и астрология. Алхимия способствовала созданию базы для становления химии. Астрология связана была с наблюдением за небесными светилами, что также развивало опытную базу для будущей астрономии.
В эпоху Средневековья накапливался эмпирический опыт, секреты ремесла, собирались рецепты. Наука испытывала давление религии. В научно-теоретических знаниях о природе прогресс шел медленно. В это время наука не оказывала постоянного и существенного влияния на производство. В конце Средневековья, после великих географических открытий наука все более обращается к практике. Три великих изобретения - компас, порох, книгопечатание - положили начало сближению научной и технической деятельности. Потребности практики побуждали к теоретическому исследованию различных механических процессов.
3. В Новое время XVII-XIX вв. определяющую роль сыграли потребности нарождавшегося капитализма. В этот период было подорвано господство религиозного мышления. Р. Декарт разработал концепцию рационализма. Он выдвинул идею о культуре, фундаментом которой должны стать разум и наука, а не религия. В середине ХVII века Ф. Бэкон и Р. Декарт ставят перед человечеством грандиозную цель: с помощью науки сделать человека «господином и повелителем природы». Так начиналось великое покорение природы, опиравшееся на науку.
В качестве ведущего метода исследования утвердился эксперимент (опыт), который наряду с наблюдением радикально расширил сферу познаваемой реальности. В это время теоретические рассуждения стали соединяться с практическим освоением природы, что резко усилило познавательные возможности науки. На рубеже XVI-XVII вв. произошло глубокое преобразование науки, давшей миру такие имена, как Г. Галилей (1564 - 1642), И. Кеплер (1571 - 1630), У. Гарвей (1578 - 1657), Р. Декарт (1596 - 1650), Х. Гюйгенс (1629 - 1695), И. Ньютон (1643 - 1727) и др.
XVII-XVIII вв. – это мануфактурный период. Открытия в математике, механике, физике (Э. Торричелли, Р.А. Реомюра, д. Бернулли, Э. Мариотта, Ж.Л. д' Аламбера, Г. Дэви, Л. Эйлера) подготовили почву для создания машинного производства. Была изобретена паровая машина (Дж. Уатт (1784). Однако, научные результаты по большому счету не были востребованы обществом. Наука имела репутацию «служанки производства».
В конце ХVIII - начале XIX вв. промышленный переворот сменил мануфактуру на фабрики и заводы. Появляется машинное производство. До конца XIX в. наука играла вспомогательную роль по отношению к производству.
4. В конце ХIХ - начале ХХ вв. устанавливается тесная взаимосвязь науки с техникой. Связь науки с производством приобрела более прочный и систематический характер.
5. В ХХ в. складывается единая система «наука - техника – производство». Развитие науки начинает опережать развитие техники и производства.
Ведущее место принадлежит науке, она становится непосредственной производительной силой. Основная часть продукции берет начало в научных лабораториях, производственные процессы приобретают все более научный характер. Научный труд стал преимущественно коллективным, выросла численность научных кадров. Для научных исследований применяются все более сложные опытно-конструкторские установки, самые большие ЭВМ. В производство широко внедряются микроэлектроника, робототехника.
По-прежнему важнейшим направлением является теоретическая физика.
В чем же проявляется возрастание значимости науки для современного общества?
результаты научных исследований востребованы обществом, они представляют большой промышленный и военный интерес.
постоянно растет количество научной информации. Было подсчитано, что удвоение научной информации в современном мире происходит каждые 10-15 лет. В начале века выходило около 10000 научных журналов; в настоящее время их число увеличилось до нескольких сотен тысяч.
Наука становится все более дробной; появляется все больше научных дисциплин. Существует около 10000 научных дисциплин.
Возникновение междисциплинарных исследований. Например, «психофизиология», «биофизика», «психолингвистика», «этнопсихология», «политическая конфликтология».
В фундаментальной и практической медицине все более активно внедряются научно-технические достижения.
Постоянное совершенствование домашней электроники - важное направление научно-технического прогресса.
Важнейшим направлением также является создание новых материалов - более прочных, легких, удобных.
Наука тесно связана с техническим прогрессом.
Наука помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, в соответствии с которыми можно было бы решать как глобальные, так и частные проблемы, встающие перед человечеством.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.