logo
экзамен ИЗЦ

Человек Средневековья.

Человек средневековья чувствовал себя не частицей чего-то большого, социальной корпорации или сословия; он думал о себе, как об исполнителе определенной социальной роли. Так как Средневековье – время универсальных понятий и четко структурированного общества. При этом общество средневековья не было статичным: роли часто менялись, дворянин становился монахом, а крестьянин – рыцарем. Смена роли подразумевала собой замену идеалов, принципов и цели жизни. Неграмотный народ, который знал Библию по дурно истолкованным скульптурным сюжетам и росписям в церквях, относился к Богу с тем пиететом, с которым относятся к чему-то могущественному и непонятному. Простой народ только и знал то, что им рассказывали проповедники (чаще всего – монахи). Не стоит забывать, однако, что крестьянству было также присуще отправление зачастую отнюдь не христианских ритуалов, которые остались со времен галло-римской цивилизации. В конце XII века в моду вошло религиозное воспитание в дворянских семьях. Дворяне часто (но опять же, не всегда) знали Евангелие и могли изъясняться по-латыни. Для членов трех духовных рыцарских орденов (госпитальеры, тевтонцы и тамплиеры) это было обычным явлением. Но порой благоговейное отношение к католической религии не обеспечивало равного же отношения к клирикам, с которыми рыцари часто конфликтовали на светской, феодальной почве. Крестьянин, чей образ жизни не позволял ему задерживаться дома, придавал большое значение всем природным явлениям. Все суеверия, подчас связанные с языческим прошлым земли, были связаны с явлениями природы. Таким суевериям, хотя и в меньшей степени, были подвержены и дворяне. Монахи же проявляли особые способности в толковании природных явлений, стремясь ограничить их христианскими рамками. Положение рыцаря в обществе было наиболее скованным множеством правил и установлений, соблюдение которых подразумевало собой рыцарский образ жизни. Вассальные обязательства и рыцарские добродетели делали из рыцаря человека, стоящего на своеобразной общественной арене, где все его поступки были видны, как на ладони. Доброжелательное отношение к людям (своего круга), идеализированное отношение к женщине, образование – все это накладывало свой отпечаток. Другой аспект – насилие. Для рыцаря оно могло быть оправдано разными причинами: религия, месть, феодальные распри. Но рыцаря могли судить за преступления против представителей его сословия (суд равных, суд сеньора, королевский суд) и лишить рыцарского звания и земель. Рыцарское сословие было наиболее достижимым для закона, ибо рыцарю проще всего было добиться правосудия сперва у своего сеньора, а затем – у короля.