logo
Гаврилова Л

Якоб Обрехт

коб Обрехт также принадлежит ко второму поколению нидерландцев. При жизни он пользовался широкой известностью. Первые биографические сведения относятся к середине 1470-х годов. Обрехт служил регентом в соборах Утрехта, Бергена-оп-Зома, Камбре, Брюгге, Антверпена. В 1487-88 годах он находился при дворе герцога Эрколе д’Эсте в Ферраре. Вновь отправился в Феррару в 1504 году и через год там умер от чумы.

Обрехт создал 25 месс, около 20 мотетов, 30 шансон. От своих предшественников он унаследовал высокоразвитую полифоническую технику, принцип сочинения на cantusfirmus. Ему свойственна ясность и стройность формообразования, возвышенность мысли, сдержанность высказывания. Не случайно Обрехт в Утрехте был учителем музыки Эразма Роттердамского. Крупнейший теоретик 16 века Глареан называл Обрехта наиболее значительным гуманистом в музыкальном искусстве.

Любопытный пример являет собой месса “Subtuumpraesidium” («Под твоим покровом»). В ней сочетается канонический текст мессы и текст антифона Девы Марии. Мелодия антифона выполняет роль остинатногоcantusfirmus’a. Количество голосов возрастает от части к части – начиная с 3-хголосия вKyrieи заканчивая 7-ми голосием вAgnus. Мотеты Обрехта отличаются значительными масштабами (более 200 тактов в современной нотации), состоят из двух, трех, иногда и более разделов, чаще всего четырех или пятиголосные по складу. Для всех композиций отличительной чертой становится чередование полифонических и аккордовых разделов фактуры. Песни композитор писал на нидерландские, французские и итальянские тексты.