logo
Гаврилова Л

Роль английской школы

начительную роль в формировании нидерландской школы сыграл английский композиторДжон Данстейбл (1370 или 1380 – 1453). К сожалению биографических сведений о композиторе практически не сохранилось. Дата и место рождения композитора точно неизвестны. Вероятно, он родился в Данстейбле в Бедфордшире. Дату его рождения исчисляют приблизительно по самым ранним дошедшим до нас работам Данстейбла 1410—1420 годов. Возможно, до 1427 г. он служил придворным музыкантом у герцога Бедфордского (брата короля Генриха V), поэтому мог жить некоторое время во Франции, так как герцог был регентом Франции в 1423—1429 гг. В составе капеллы герцога Бедфордского Данстейбл бывал в Камбре, где у него могли учиться Г. Дюфаи и Ж. Беншуа. Во всяком случае, живший при французском дворе знаменитый поэт Мартин ле Франк отмечал, что на их музыку повлиял contenance angloise (английский стиль) Данстейбла. В 1427—1436 гг. Данстейбл находился при дворе Жанны Наваррской, второй жены английского короля Генриха IV. Согласно налоговым записям за 1436 г., композитор имел собственность в Нормандии, а также в Кембриджшире, Эссексе и Лондоне. В 1438 г. он находился на службе у Хамфри, герцога Глостерского. Данстейбл был не только композитором, но и астрономом, астрологом и математиком. Из его эпитафии узнаем, что он "изучал законы небесных созвездий". Некоторые его работы по астрологии дошли до нас, однако, скорее всего, астрономом он не был, а только переписал в 1438 году трактат по астрономии, относящийся к 13 веку. Умер Данстейбл 24 декабря 1453 года и похоронен в Лондоне в церкви Сент-Стивен-Уолбрук. Надгробие было поставлено в церкви в начале 17 в. Церковь была восстановлена после пожара 1666 года, надгробие восстановили в 1904. В эпитафии Данстейбл назван славой и светилом музыки.

До нас дошло около 50 композиций Данстейбла. Ему приписываются две полные мессы "Rex seculorum" и "Da gaudiorum premia". Сохранились части месс (среди них встречаются парные, например Kyrie—Gloria или Sanctus—Agnus dei), около 12 мотетов (включая известный мотет, объединяющий гимн "Veni Creator Spiritus" и секвенцию "Veni Sancte Spiritus", мотет "Quam pulcra es" на библейские слова из "Песни песней" и "Nasciens mater virgo"), другие обработки литургических текстов, несколько песен на французские или итальянские тексты, среди которых известная "О rosa bella". В своем творчестве Данстейбл открывает путь к благозвучным многоголосным вертикалям, мелодической выразительности голосов. Один из главных принципов мелодического развития - колорирование - свободное распевание звуковысотных опорcantuspriusfactus(c.pr.f. - изначально заданной, цитируемой мелодии). Этот принцип будет активно использоваться нидерландцами. С английской школой также связывают зарождение циклов месс на одинc.pr.f., который последовательно проводится во всех частях. Творчество Данстейбла можно рассматривать в качестве своеобразного промежуточного звена между полифонией ХIVи ХVвеков. К сожалению, английская музыка не выдвинула вслед за Данстейблом особенно крупных фигур, определяющих дальнейшее развитие западноевропейского музыкального искусства. В этом смысле творческий опыт Данстейбла объективно оказался более существенным для первых корифеев нидерландской школы, особенно для Дюфаи, а тем самым - для дальнейших путей полифонии в Западной Европе.

Таким образом, нидерландская полифоническая школа при своем формировании синтезировала традиции различных европейских культур – французской, итальянской и английской.