1. Владимир как христианский правитель (990‑1015 гг.)
Мотивы обращения Владимира в христианство могли быть, в основном, политическими. Однако, приняв крещение, он отнесся к новой вере со всей возможной ответственностью. Мы уже рассмотрели философскую оценку Илариона деятельности князя. Более субъективный взгляд и более детальные описания трудов Владимира находятся в «Повести временных лет» и сочинении монаха Иакова «Память и похвала князю Владимиру», написанном в середине XI века.
Эти описания, исходящие из монастырей, не могут рассматриваться как объективные свидетельства: они неизбежно пристрастны. Труд Иакова написан в жанре жития святых. Летописец — тоже монах — естественно, может идеализировать личность «Крестителя Руси», так же как он был склонен подчеркивать отрицательные черты в характере Владимира, пока тот был язычником. Однако эти описания жизни князя, принадлежащие перу монахов, не напыщенные панегирики. Под покровом официального блеска легко можно разглядеть реальные характерные черты, а в некоторых случаях информация, данная ранними биографами Владимира, подтверждается другими доступными источниками.
В программе Владимира по крещению Руси можно выделить три направления: строительство церквей, образование и благотворительность. Сразу после возвращения с Крымской кампании и крещения киевлян он «повелел, что церкви должны строиться на местах, где прежде стояли языческие идолы». 122 Первая церковь — церковь Святого Василия, покровителя Владимира — была возведена по этому указу на холме, где раньше находился идол Перуна. Затем был построен более сложный по архитектуре собор — церковь Успения Богородицы в Киеве, так называемая «Десятинная церковь», о которой я упоминал, и чьи фундаменты сохранились до нашего времени.
Для распространения образования Владимир приказал собрать детей из лучших семей и послать их в школы в книжное учение."Матери горько оплакивали своих детей, потому что они еще не были сильны в вере, и плакали по ним, как по мертвым".123 Иллюстрацию к этому месту из «Повести временных лет» находим в «Житии» Св. Феодосия, который училсяв школе в Курске в начале XI века — очевидно одной из школ, организованных по приказу Владимира. Хотя его мать не имела ничего против учебы в школе, она стала волноваться, когда мальчиком овладели новые христианские идеи, преподаваемые там, и он решил уйти в монастырь. Мать безуспешно пыталась переубедить Феодосия — даже телесные наказания не помогли — и он, в конце концов, стал монахом. Этим ее воля была сломлена, и она сама вступила в монастырь.
Широкая благотворительность Владимира описана в «Повести временных лет» в яркой, реалистичной манере, не оставляющей места сомнению.
«Он приглашал всякого нищего и убогого приходить на княжий двор и брать все, что надобно: еду и питье, и деньги из казны. Мысля о том, что слабые и больные не могут дойти до его двора, он приказал делать телеги, накладывать на них хлеб, мясо, рыбу, овощи разные, мед в бочонках, квас и развозить по городу. Возницам велено было выкрикивать: „Где здесь больные нищие, что ходить не могут?“ Таким раздавали все по их нужде» 124.
Монах Иаков добавляет, что это делалось не только в Киеве, но и в других городах.125
Пиры — важная черта русской социальной жизни с незапамятных времен — теперь приобрели новое значение, став выражением христианского братства и любви. Поскольку пиры Владимира были проявлениями первоначального христианства, летописец упоминает о них сразу после записи о благотворительности князя. "Я больше, каждую неделю завел он на дворе своем пиры, куда приходили бояре, дворяне, соцкие, десятские, лучшие люди, и при князе и без князя. Там было много мяса, говядины и дичины, и много всего". 126
Гостеприимство князя, кажется, поразило воображение народа больше, чем что‑либо другое, и во всех ранних былинах воспеваются его развлечения с богатырями и другими людьми. Именно как радушный хозяин Владимир преимущественно фигурирует в русском фольклоре; в памяти русского народа он навсегда остался как «Красное Солнышко».
О том, насколько добросовестен был Владимир в своем стремлении распространить новую веру на русскую жизнь, лучше всего можно судить по истории из «Повести временных лет» о его сомнениях по поводу наказания преступников. Он, видимо, понял завет Христа — «Не противьтесь ему, это грех» — буквально и со всей серьезностью. Так же его понимали многие другие русские в киевский период и Лев Толстой в наше время. Обученному в Византии духовенству потребовалось много усилий, чтобы убедить Владимира в том, что Церковь не отрицает государственного порядка.
«Пока Владимир жил в страхе божьем, умножились разбойники; и епископы, обращая на то внимание князя, спрашивали, почему он не казнит их. Князь отвечал, что боится греха. Они говорили, что он был избран Богом карать преступников и миловать праведных, и поэтому ему подобает предавать заслуженной казни разбойников, но только после суда. Так Владимир нарядил казнить преступников» 127
Кстати сказать, новый метод наказания преступников использовался недолго, смертную казнь скоро заменили на денежные штрафы.
Внешняя политика Владимира в этот период не была агрессивной. Как замечает летописец: «Он жил в мире с соседними князьями — Болеславом Польским, Стефаном Венгерским, Олдржиком Богемским — и между ними было согласие и дружба» 128. Исключая один поход против галицких хорватов, очевидно для подавления мятежа, он сконцентрировал свое внимание на защите южных русских рубежей от печенегов, которые по меньшей мере трижды совершали набеги на Русь (в 992, 995 и 997 гг.), но каждый раз были отбиты, хотя и с большими трудностями.
Чтобы защитить страну от кочевников, Владимир построил несколько линий укреплений по северным берегам степных рек. В этом он служил примером для последующих поколений русский правителей. Зоны укреплений как защита от кочевников, строились русскими на юге и востоке России еще в конце XVIII века, а в Туркестане даже в XIX веке. Во времена Владимира крепости были основаны на берегах Десны, Остера, Трубежа, Сулы, Стугны. Там селились выходцы с севера и северо‑востока: словены, кривичи, вятичи и чудь. Самым большим из этих новых или восстановленных городов был Переяславль, ставший столицей одноименного княжества, украины (пограничная земля, отсюда Украина) по преимуществу.
Следуя примеру отца, Владимир управлял отдаленными городами через сыновей и наместников. В последний период правления Владимира его сын Ярослав княжил в Новгороде, Святополк — в Турове, Борис — в Ростове, Глеб — в Муроме, Святослав — в Древлянской земле, Изяслав — в Полоцке и Мстислав — в Тмутаракани. Конец жизни Владимира был омрачен зарождающимся конфликтом с самым одаренным из его сыновей — Ярославом Новгородским, который отказался продолжать выплачивать новгородскую дань Киеву. Размер ежегодной дани, собираемой в Новгороде, — составлял три тысячи гривен, две трети которой должно было отправляться в киевскую казну, а оставшаяся треть распределяться новгородским князем на местные нужды. В 1014 г. Ярослав прекратил все выплаты отцу несомненно под давлением новгородцев, которые были недовольны своим зависимым положением в государстве.
В ответ Владимир начал готовиться к военной кампании против Новгорода. Но в ходе этих приготовлений он заболел, и вскоре был спасен смертью от трагедии вооруженного столкновения с собственным сыном (1015 г.).
- 2. Положение Руси в средневековом мире
- 3. Различные и сходные тенденции в истории Руси и Европы
- 4. Понятие о восточно‑европейской истории
- 5. Вызов геополитики
- 6. Значение киевского периода в русской истории
- Глава II. Имперский план и его неудача
- 1. Имперский план: мечты и реалии
- 2. Первый успех: Олег
- 3. Первые неудачи: Игорь
- 4. Передышка: Ольга
- 5. Великое приключение: Святослав
- Глава III. Обращение к христианству
- 1. Русское язычество
- 2. Святой Владимир до своего обращения (972‑987 гг.)
- 3. История обращения Владимира (988‑989 гг.)
- 4. Закладывание основания русской Церкви (990‑1037 гг.)
- 5. Значение обращения: первоначальная оценка
- Глава IV. Киевское государство (990‑1139 гг.)
- 1. Владимир как христианский правитель (990‑1015 гг.)
- 2. Междоусобная борьба сыновей Владимира (1015‑1036 гг.)
- 3. Время Ярослава Мудрого (1036‑1054 гг.)
- 4. Триумвират ( 1054‑1093 гг.)
- 5. Правление Святополка II (1093‑1113 гг.)
- 6. Гражданский законодатель: Владимир Мономах
- 7. Первые два Мономашича (1125‑1139 гг.)
- Глава V. Экономические основы Киевской Руси
- 1. Предварительные замечания
- 2. Природные ресурсы и население
- 3. Охота, бортничество и рыболовство
- 4. Земледелие и скотоводство
- 5. Металлургия
- 6. Строительство
- 7. Ткачество, скорняжное, кожевенное и гончарное дело
- 8. Торговля
- 9. Деньги и кредит
- 10. Капитал и труд
- 11. Национальный доход
- 12. Подъем и депрессия
- Глава VI. Социальная организация
- 1. Основные социальные единицы
- 2. Социальное расслоение
- 3. Высшие классы
- 4. Средние классы
- 5. Низшие классы
- 6. Полусвободные
- 7. Рабы
- 8. Церковные люди
- 9. Женщина
- 10. Степные пограничники
- 11. Национальные меньшинства
- 12. Заключительные вопросы об «экономическом и социальном феодализме» в Киевской Руси
- Глава VII. Правительство и управление
- 1. Предварительные замечания
- 2. Земли и княжества
- 3. Три составные части правительства
- А. Монархическое начало: князь
- Б. Аристократическое начало: боярский совет
- В. Демократическое начало: вече
- Г. Проблема представительской власти
- 4. Княжеская администрация
- 5. Отрасли управления а. Финансы
- Б. Армия
- В. Охрана правопорядка
- Г. Средства сообщения
- Д. Общественное благосостояние
- 6. Город‑государство
- 7. Местная община
- 8. Поместье
- 9. Церковь
- 10. Право
- 11. Заключительные вопросы: о «политическом феодализме» в Киевской Руси
- Глава VIII. Русская федерация (1139‑1237 гг.)
- 1. Предварительные замечания
- 2. Борьба за Киев (1139‑1169 гг.)
- 3. Равновесие между Восточной и Западной Русью (1169‑1222 гг.)
- 4. Защита границы
- А. Юго‑восток
- Б. Запад
- 5. Первое появление монголов: битва на Калке (1223 г.)
- 6. Время истекло (1223‑1237 гг.)
- Глава IX. Русская цивилизация в киевский период
- 1. Предварительные замечания
- 2. Язык и письменность
- 3. Фольклор
- 4. Музыка
- 5. Театр
- 6. Архитектура и изобразительное искусство
- 7. Религия
- 8. Литература
- 9. Образование
- 10. Гуманитарные науки теология и философия
- История
- Политическая мысль
- Филология
- Юриспруденция
- 11. Естественные и технические науки
- Глава X. Быт
- 1. Городская и сельская жизнь
- 2. Жилища и мебель
- 3. Одежда
- 5. Здоровье и гигиена
- 6. Цикл жизни
- 7. Ход жизни
- 8. Национальные бедствия
- Глава XI. Русь и внешний мир в киевский период
- 1. Предварительные замечания
- 2. Русь и славяне
- 3. Русь и Скандинавия
- 4. Русь и Запад
- 5. Русь и Византия
- 6. Русь и Кавказ
- 7. Русь и Восток
- Приложения сокращения
- Источники
- I. Эпиграфика, нумизматика и сфрагистика
- 1. Эпиграфика
- 2. Нумизматика и сфрагистика
- II. Юридические источники
- 1. Международные соглашения
- 2. Своды законов и юридические памятники
- 3. Княжеские уставы и уставные грамоты
- 4. Дарственные и завещания
- III. Летописи, исторические и географические трактаты, саги
- 1. Славянские
- 2. Греческие
- 3. Римские
- 4. Скандинавские
- 5. Восточные
- IV. Путевые заметки, воспоминания и письма
- 1. Путевые заметки
- 2. Воспоминания и письма
- V. Биографии и Жития святых
- Литература
- I. Историография и источниковедение
- II. Историческая география и этнография
- III. Работы общего характера по истории России, Украины и Белоруссии.
- IV. Работы общего характера по киевскому периоду
- V. Политическая история и история дипломатии
- VI. Экономическая и социальная история
- VII. Правительство и органы управления
- VIII. Право и суд
- IX. Церковь и религия
- X. Язык и палеография
- XI. Литература и фольклор
- XII. Искусство и археология
- XIII. Музыка
- XIV. Гуманитарные науки
- XV. Точные и естественные науки, медицина и техника
- XVI. Образование
- XVII. Краеведение
- Содержание