1117 Году. Когда в 1102 году соперничество Мономаха со Святополком Киевским
привело к тому, что Мономах должен был отозвать Мстислава из Новгорода,
новгородцы послали посольство в Киев, которое заявило великому князю
Святополку, хотевшему своего сына посадить в Новгороде: "Се мы, къняже,
присълали к тобе и рекли мы тако: не хощем Святополка, ни сына его". Далее
следовала прямая угроза: "Аще ли дъве главе имееть сын твой -- то посъли и,
а сего [Мстислава] ны дал Всеволод [сын Ярослава Мудрого] и въскърмили есмы
собе кънязь..."
"Воскормленный" новгородцами Мстислав имел прямое отношение к
летописному делу. К аргументам Шахматова можно добавить еще анализ миниатюр
Радзивилловской летописи. С момента приезда Мстислава в Киев в 1117 году в
этой летописи наблюдается большое внимание к делам Мстислава; иллюстратор
посвящает миниатюры событиям из его жизни, появляется новый архитектурный
стиль в рисунках, продолжающийся до смерти Мстислава в 1132 году. На
протяжении этого времени художник использует символические фигуры животных
(половцы -- змея; свары и ссоры -- собака; победа над соседом -- кот и мышь
и т. п.).
Очевидно, во времена Мстислава в Киеве велась особая иллюстрированная
летопись Мстислава Владимировича. Посмотрим теперь, как сказалось все это на
изложении в "Повести временных лет" начальных эпизодов русской истории.
У нас нет никаких сомнений в том, что кругу лиц, причастных к переделке
летописи Нестора в духе, угодном Мономаху, была хорошо известна новгородская
летопись 1050 года (доведенная с продолжением до 1079 года). Новгородская
летопись была использована прежде всего потому, что там имелась неизвестная
киевлянам легенда о добровольном призвании князей, созвучная призванию
Мономаха в Киев в 1113 году, и избрание Мстислава новгородцами в 1102 году.
Обида Мономаха на киевское боярство, два десятка лет не допускавшее его к
"отню злату столу", сказалась в появлении еще одной тенденции редакции 1118
года -- оттеснить Киев в начальной фазе истории русской государственности на
второе место, заменив его Новгородом, и выпятить роль призванных из-за моря
варягов. Редактору было важно дезавуировать киевские, русские, традиции.
Ладожанин ввел в текст летописи отсутствовавшее ранее отождествление
варягов с Русью как исконное. Автор летописи 1050 года четко написал, что
пришельцы с севера, варяжские и словенские отряды Олега, стали называться
русью лишь после того, как они утвердились внутри Руси, в завоеванном ими
Киеве. Ладожанин же уверял, что был варяжский народ "русь", вроде норвежцев,
англичан или готландцев. На самом деле такого народа на Севере Европы не
было, и никакие поиски ученых его не обнаружили. Единственно, что можно
допустить, это то, что автор принял за варягов фризов, живших западнее
Ютландии.
Нестор указывал на близость книжного старославянского языка (на котором
Кирилл и Мефодий создавали письменность) к русскому языку. Ладожанин же внес
сюда свой собственный домысел о происхождении имени "Русь" от варягов,
домысел, порожденный неправильным истолкованием одного места в
полуисправленной рукописи Сильвестра.
Единственным объяснением такому неожиданному отождествлению русов с
варягами может быть только одно обстоятельство: в руках редактора был
извлеченный из княжеского архива договор Руси с Византией 911 года,
начинающийся словами: "Мы от рода русьскаго..." Далее идет перечисление имен
членов посольства, уполномоченных заключить договор. В составе посольства
были и несомненные варяги: Иньгелд, Фарлов, Руалд и др. Однако начальная
фраза договора означала не национальное происхождение дипломатов, а ту
юридическую сторону, ту державу, от имени которой договор заключался с
другой державой: "Мы от рода [народа] русьского... послани от Ольга великого
кънязя русьского и от всех, иже суть под рукою его светьлых и великых кънязь
и его великых бояр к вам, Львови и Александру и Константину..."
Юридически необходимая фраза "Мы от рода русского" присутствует и в
договоре 944 года, где среди послов было много славян, не имевших никакого
отношения к варягам: Улеб, Прастен, Воист, Синко Борич и др. Если Ладожанин
знал варяжский именослов, то он мог сделать вывод о том, что "русский род"
есть варяжский род. Но дело в том, что во всем тексте договора слово
"русский" означает русского человека вообще, русских князей, русские города,
граждан государства Руси, а само слово "род" означало "народ" в широком
смысле слова. Текст договора -- прекрасная иллюстрация к рассказу о том,
что, попав в Киев, варяги "оттоле" стали называться русью, став подданными
государства Руси. К моменту заключения договора с императорами Львом и
Александром от появления варягов в Киеве прошло три десятка лет.
Следует сделать одну оговорку -- Ладожанин нигде не говорит о власти
варягов над славянами; он только утверждает, что славяне получили свое имя
от придуманных им варяговруси. Это не столько историческая концепция,
сколько попутные этнонимические замечания, не являвшиеся странными в XII
веке для той среды, где варяги-шведы были и торговыми соседями, и частью
княжеского придворного окружения (двор княгини Христины), и некоторой частью
жителей города.
Утверждать на основании единственной фразы (правда, повторяемой как
рефрен) "от варяг прозвася Русская земля", что норманны явились создателями
Киевской Руси, можно было только тогда, когда история еще не стала наукой, а
находилась на одном уровне с алхимией.
Появление норманнов на краю "безлюдных пустынь Севера" отражено еще
одним русским источником, очень поздно попавшим в поле зрения историков. Это
записи в Никоновской летописи XVI века о 867--875 годах, отсутствующие в
других известных нам летописях, в том числе и в "Повести временных лет" (в
дошедших до нас редакциях 1116 и 1118 годов). Записи эти перемешаны с
выписками из русских и византийских источников, несколько подправлены по
языку, но сохранили все же старое правописание, отличающееся от правописания
самих историков XVI века, составлявших Никоновскую летопись.
Записи о событиях IX века Текст о событиях XVI века
събравьшеся собрание
възвратишася возвратишася
въсташа возсташа
сътвориша
Дополнительно сведения за 867--875 годы можно было бы счесть за вымысел
московских историков XVI века, но против этого предостерегает отрывочный
характер записей, наличие мелких несущественных деталей (например, смерть
сына князя Осколда) и полное отсутствие какой бы то ни было идеи, могущей, с
точки зрения составителей, придать смысл этим записям. Более того, записи о
Рюрике противоречили своим антиваряжским тоном как соседним статьям,
почерпнутым из "Повести временных лет" (1118 год), так и общей династической
тенденции XVI века, считавшей Рюрика прямым предком московского царя. Что же
касается допущения о вымысле этих записей, то и в этом отношении они резко
выпадают из стиля эпохи Грозного. В XVI веке придумывали много, но
придумывали целые композиции, украшенные "сплетением словес". С точки зрения
литераторов XVI века, отдельные разрозненные фактологические справки не
представляли ценности.
Хронология в этих дополнительных записях очень сложна, запутанна и
отличается от хронологии "Повести временных лет". Она расшифровывается
только после анализа византийского летосчисления IX--X веков и сопоставления
с точно известными нам событиями.
Представляет большой интерес то, что записи Никоновской летописи
восполняют пробелы в "Повести временных лет", где между событиями первых
датированных годов существуют значительные интервалы.
Рассмотрим все первые датированные (даты условны) события русской
истории по обеим группам.
"Повесть временных лет" (1118 год) 859 год
Варяги берут дань с чуди, словен, мери, веси и кривичей. Северные
племена изгнали варягов. Усобицы. Призвание варягов. Рюрик обосновался в
Ладоге (редакция 1118 года), а через два года в Новгороде.
Рюрик раздает города своим мужам: Полоцк, Ростов, Белоозеро. Двое
"бояр" рюриковых -- Асколд и Дир -- отправились в Киев и стали там княжить.
866 год
Асколд и Дир совершили поход на Царьград.
Никоновская летопись
867 год (дата условна)
"Въсташа Словене, рекше новогородци и Меря и Кривичи на варяги и
изгнаша их за море и не даша им дани. Начаша сами себе владети и городы
ставити. И не бе в них правды и возста род на род и рати и пленения и
кровопролитна безпрестани. И по сем събравъшеся реша к себе: "Да кто бы в
нас князь был и владел нами? Поищем и уставим такового или от нас или от
Козар или от Полян или от Дунайчев или от Варяг". И бысть о сем молва велия
-- овем сего, овем другаго хотящем. Та же совещавшеся, послаша в Варяги".
870 год
Прибытие Рюрика в Новгород.
872 год
"Убиен бысть от болгар Осколдов сын". "Того же лета оскорбишася
новгородци, глаголюще: "яко быти нам рабом и многа зла всячески пострадати
от Рюрика и от рода его". Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных
многих изби новгородцев съветников его".
873 год
Рюрик раздает города: Полоцк, Ростов, Белоозеро. "Того же лета воеваша
Асколд и Дир Полочан и много зла сътвориша".
874 год
"Иде Асколд и Дир на Греки..."
875 год
"Вьзвратишася Асколд и Дир от Царяграда в мале дружине и бысть в Киеве
плачь велий..." "Того же лета избиша множество печенег Осколд и Дир. Того же
лета избежаша от Рюрика из Новагорода в Киев много новогородцких мужей".
Приведенные отрывочные записи, не составляющие в Никоновской летописи
компактного целого, но разбавленные самыми различными выписками из
Хронографа 1512 года и других источников, представляют в своей совокупности
несомненный интерес. Те события, которые в "Повести временных лет" очень
искусственно сгруппированы под одним 862 годом, здесь даны с разбивкой по
годам, заполняя тот пустой интервал, который существует в "Повести" между
- Конец формы
- От автора
- III придумал торжественный обряд венчания на царство и приказал изготовить
- XVII--XVIII веков стремились связать историю славян с судьбами других
- 1. Говоря о создании Киевской Руси норманнами-варягами, обычно приводят
- 2. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в
- 3. Варяги использовались на Руси в X--XI веках как наемная военная
- 4. Если признать варягов создателями государственности для "живущих
- 5. Проверяя тенденциозно отобранные норманнистами аргументы, следует
- Происхождение и древнейшие судьбы славян
- 4000--3500 Лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры.
- Происхождение Руси
- VIII века, в которую автором включено предание, не имеющее никакого
- VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов
- Образование государства руси
- IX века) характеризуется не только огромным территориальным охватом от
- 1050 Года, который по ряду признаков можно считать летописью новгородского
- X веке откупалась такой "данью" от русов. Упомянутая "дань" Новгорода
- 1117 Году. Когда в 1102 году соперничество Мономаха со Святополком Киевским
- 866 И 879 годами.
- IX веке. Третьей заставой, запиравшей на севере подход к Смоленску и Днепру,
- 911 Года на греков, обогативший всех его участников.
- 7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые
- 8. К концу X -- началу XI века одной из важных задач русского
- 9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов,
- 945 Год. "и приспе осень и нача мьслити на Древляны, хотя примыслити
- Сбыт полюдья
- 821 Году был построен дворец. В результате мы получаем крайне интересный
- Укрепление державы
- 967 Году относятся не к Болгарскому царству Петра, не к Болгарии вообще, а к
- 971 Году начал грандиозное наступление, отозвав для этого азиатские войска
- 971 Года, но ни та, ни другая сторона не добилась победы. Начались
- Ярослав мудрый и ярославичи
- XI века с "Пространной Правдой" XII века, где варяги уже уравнены с
- 1015--1016 Годов, в Новгороде князь Ярослав вынужден был дать новгородцам
- 1026 Году, съехавшись для мира, братья "разделиста по Днепр Русьскую землю:
- Феодальный замок XI--XII веков
- 1054--1072 Годы), рисующей княжеский замок и его хозяйство. Владимир Мономах
- Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
- XVIII--XIX веков.
- Восстание в Киеве в 1068 году
- XI века, неизбежно порождали у них стремление обобрать покидаемое княжество,
- 1060-Е годы.
- 15 Сентября 1068 года, из демократического Подола на Гору, в
- 17 Апреля 1113 года Киев разделился надвое. Киевская знать -- те, кого
- Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
- 1068 Году. Былины, сложенные по поводу этого нашествия, очень поэтично
- 1093 Году умер, на киевском престоле оказался не Владимир, бывший в те дни в
- XIII века, накануне нашествия Батыя, -- около 50, а в XIV веке (когда уже
- XII веке одновременно с распадом Киевской Руси исконная замкнутость
- 140 Племенных князьков неславянских народов, плативших дань Руси. "Всякого
- XVI веке называлось дворянством или "детьми боярскими". Многие слуги,
- Источники
- 1136 Году (ранее ошибочно датировалась 1151 годом). Она тщательно и
- 1198 Года игумена Моисея, вошедший вместе с Галицкой летописью XIII века в
- Черниговское и Северское княжества
- 35 Лет) и в 1178 году стал князем новгород-северским. В 1180 году он в числе
- 10 Мая войска встретились с первым половецким кочевьем, мужское население
- Галицко-Волынские земли
- 1264 Года). Даниил осиротел четырех лет от роду, и все его детство и
- Смоленское княжество
- 1186 Году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленске
- Новгород Великий
- XX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни,
- 70 Свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за это
- 1136 Года особенно выпукло, но, как мы видели, приход новгородского боярства
- Владимиро-Суздальское княжество
- 1174 Год, год безуспешного и бесславного похода на Киевщину, ускорил
- 1140-Е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.
- 8 Тысяч километров (по лесам, болотам и водоразделам), то есть потратить не
- XV века, -- яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные
- Культура руси IX - XIII веков
- 1086 Году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из
- VI века нашей эры) славянских дружин под водительством Кия на Дунай и в
- 1146 По 1196 год) с ее грамотами из княжеского архива, дневниками походов,
- 1227 Года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной
- Хронологическая таблица
- Литература по истории руси и русской культуры IX--XIII веков
- Иллюстрации