logo
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии

Предисловие к книге а. Деборина «Введение в философию диалектического материализма»12

<...> Как же объяснить возникновение тех систем, в которых точкой отправления служит дух, а не природа"?

За ответом на этот вопрос приходится обратиться прежде всего к истории культуры.

Известный английский этнолог Эд. Б. Тэйлор13 давно уже сказал, что сущность спиритуалистической философии, в ее противоположности философии материалистической, коренится в первобытном анимизме. Это может быть принято за парадокс. Кроме того, иной читатель заметит, пожалуй, что этнологи вообще мало компетентны в истории философии. Такому читателю я отвечу, что в данном случае мнение этнолога — по крайней мере отчасти — разделяется одним весьма известным историком философии. В своем талантливом сочинении, посвященном «греческим мыслителям», Теодор Гомперц14 признает, что учение Платона об идеях имеет значительное сходство с воззрениями некоторых первобытных племен, выросшими на анимистической основе. Но к чему ссылаться на авторитеты? Взглянем на дело своими собственными глазами. Что такое анимизм? Это попытка дикаря объяснить явления природы. Как ни слаба, как ни беспомощна эта попытка, она неизбежна при условиях жизни первобытного человека.

В своей борьбе за существование он совершает известные действия, которыми причиняются известные явления. Таким образом, он привыкает смотреть на себя как на причину этих явлений. Судя по аналогии с собой, он думает, что и все остальные явления вызываются действиями существ, подобно ему имеющих известные ощущения, потребности, страсти, рассудок и волю. Но он не видит этих существ и потому считает их «духами», при обычных условиях недоступными его внешним чувствам и только в исключительных случаях непосредственно действующими на них. На почве этого анимизма возникает религия, дальнейшее развитие которой определяется ходом общественного развития. <...>

<...> Кроме того, надо помнить еще и вот что. Хотя анимистические представления возникают и в течение некоторого времени продолжают существовать совершенно независимо от взгляда дикаря на свои обязанности по отношению к тому обществу, к которому он принадлежит, но уже довольно рано этот взгляд начинает сочетаться с названными представлениями. Впоследствии же, на более высоких ступенях культуры, анимистические представления, складываясь в более или менее стройные системы религиозных верований, очень прочно срастаются с понятиями людей о своих взаимных обязанностях. На эти обязанности начинают смотреть как на заповеди богов. Религия освящает нравственность, сложившуюся в данном обществе, а также и все другие его «устои».<...>

Примечания

1 Брошюра, имеющая подзаголовок «Ответ на брошюру "Почему я перестал быть революционером"», была издана в Женеве в 1889 г. Тихомиров Лев Александрович (1852 – 1923) — бывший землеволец, член Исполнительного комитета «Народный воли».

2 Г. В. Плеханов имеет в виду рабочий класс.

3 Речь идет о Петре I.

4 Работа была завершена в 1893 г., опубликована в 1896 г. в Штутгарте.

5 Статья представляет собой ответ на статью В. А. Гольцева «Об экономическом материализме» и была опубликована в журнале «Русская мысль» в 1896г. (№ 9).

6 Работа была написана в 1907 г. для сборника, подготовлявшегося к 25-летию со дня смерти К. Маркса. Вышла отдельной брошюрой в Петербурге в мае 1908 г.

7 Статья была опубликована в виде рецензии в журнале «Современный мир» (1910. № 1). Винделъбанд Вильгельм (1848 – 1915) — немецкий философ-неокантианец.

8 Шулятиков Владимир Михайлович (1872 – 1912) — русский литературный критик, социал-демократ.

9 Богданов (Малиновский) Александр Александрович (1873 – 1928) — русский философ, ученый, политический деятель.

10 Луначарский Анатолий Васильевич (1875 – 1933) — социал-демократ, публицист, искусствовед, советский государственный и общественный деятель.

11 Статья в виде рецензии на книгу Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре» (на русском языке была издана в 1911 г.), опубликована в журнале «Современный мир» (1911. №9). Риккерт Генрих (1863 – 1936) — немецкий философ и социолог.

12 «Предисловие» было написано Г. В. Плехановым в конце 1915 г. и опубликовано в книге А. Деборина в 1916 г. Деборин Абрам Моисеевич (1881 – 1963) — русский советский философ, академик АН СССР.

13 Тэйлор (Тайлор) Эдуард Бернетт (1832 – 1917) — английский исследователь первобытной культуры.

14 Гомперц Теодор (1832 – 1912) — немецкий историк философии, филолог.