logo
Тойнби Арнольд

[Прим14]

Букв. «парфянском» – признак того, что эта фаза иранского языка как в устной, так и в письменной речи достигла своей зрелости в период Аршакидов, хотя и в более позднюю эпоху Сасанидов она также процветала.

[прим15]

«Фарси», т.е. диалект иранского в провинции Фарс.

[прим16]

Хатти – это местное название народа, который в Ветхом завете именуется «детьми Хета», то есть «хеттами».

[прим17]

Еvans. Sir Arthur. The Earlier Religion of Greece in the Light of Cretan Discoveries. London. 1931, pp. 37-41.

[прим18]

Ассирия (Ашшур) была самым северным городом-государством шумерского общества*.

*Самым северным из поселений шумеро-аккадского культурного круга была, насколько известно, Ниневия, первые сведения о которой имеются еще от нач. III тыс. до н.э., но мы знаем о ней очень мало до VIII в. до н.э., когда она стала столицей Ассирийского царства.

[прим19]

Если допустить, что индская культура была ответвлением шумерской культуры, распространенной шумерским универсальным государством, и представляла собой магнит, который привлек движение племен ариев в Индию из Евразийской степи. Если же это предположение неверно, то индское общество следует отнести к предыдущей группе несвязанных обществ.

[прим20]

Если предположить, что мистерии и орфическая церковь были рудиментами вселенской церкви, созданной внутренним пролетариатом предшествовавшего минойского общества. Если же эта точка зрения неверна, то есть мистерии и орфизм следует считать вселенской церковью, то эллинское общество относится к группе аффилированных обществ.

[прим21]

Родина вавилонского общества совпадала с Шумером + Аккадом + Ассирией + Эламом, хотя Элам и Ассирия фактически не были родиной шумерского общества, а лишь включались в его владения на самой ранней ступени.

[прим22]

См.: Hobhause L.T., W heeler G. С., Ginsberg M. The Material Culture and Social Institutions of the Simpler Peoples: An Essay in Correlation. London, 1915.

[прим23]

White A.F. China and Foreign Powers. London, 1927. p. 41.

[прим24]

К этим последовательностям относятся: минойская-эллинская-западная, минойская-эллинская-православная, минойская-сирийская-исламская, шумерская-индская-индуистская (если предположить, конечно, что связь, намеченная между индской и шумерской цивилизациями, установлена).

[прим25]

Египетское, андское, шумерское, минойское, китайское и майянское. Если связь индского общества с шумерским не подтвердится, то число независимых цивилизаций возрастет до семи, а если будет доказано, что индская культура по своему происхождению не зависит от шумерской, то число их достигнет восьми.

[прим26]

См.: De Gobineau, le cointe J.A.Essai sur l'InigalitedeRacesHumaines. Paris. 1853 – 1855, 4 vols.

[прим27]

См.: Chanberlain H.S. The Foundations of the Nineteenth Century. London, 1911.

[прим28]

Эта глава была написана до того, как культ нордического человека стал частью официальной идеологии германскою рейха.

[прим29]

Jeans. Sir James. The Misterious Universe. Cambridge. 1930. pp. 2 – 3.

[прим30]

Hulitington. Ellsworth. Civilization and Climate. New Haven, 1924, p. 12.

[прим31]

Smuts J. Holism and Evolution. 2-nd ed. L., 1927. pp. 218 – 219.

[прим32]

Слово «рай» (paradise) следует понимать в буквальном смысле греческого слова ρ λ ρ λ δ ε ι δ ο δ, которое является транслитерацией персидского слова, обозначающего саванную – территорию специально предназначенную для охоты и окруженную границей: земли эти принадлежали правящему меньшинству и искусственно сохранялись в девственном состоянии; в древности же это были угодья для примитивной охоты.

[прим33]

Британские солдаты в первую мировую войну называли их «перепончатые ноги».

[прим34]

Spinden H.J. Ancient Civilization of Mexico and Central America. N.Y. 1917, p. 65.

[прим35]

Means P. A. Ancient Civilizations of the Andes. London, 1931, p. 415.

[прим36]

Свидетельство относительно строения черепа кажется двусмысленным, поскольку «долихокефалия» – это признак, который средиземноморская разновидность белой расы разделяет с нордической разновидностью. Специфические отличия двух разновидностей представлены пигментацией, а не формой черепа. Таким образом, с аналитической точки зрения всякий «долихокефальный» черен можно атрибутировать при отсутствии сведений относительно пигментации как средиземноморскому, так и нордическому типу. Однако географические и исторические уточнения позволяют сделать вывод, что «долихокефальные» аборигены Крита были не мигрантами из Афразийской степи, а нордическими мигрангами из Евразийской степи.