logo
история / рабочая тетрадь!

Тест №4

1. Какие задачи ставили перед собой в XVII в. первые Романовы?

а) борьба с ханствами, образовавшимися в результате распада Золотой Орды, а также с Литвой и Ливонским орденом; преодоление пережитков феодальной децентрализации;

б) ликвидация военной угрозы со стороны Швеции и Польши; преодоление хозяйственной разрухи, стабилизация экономической и политической ситуации, а также международного положения России;

в) борьба за выход к Балтийскому морю, поощрение внутренней и внешней торговли;

г) развитие мануфактур с наемной рабочей силой, расширение отношений с Западом.

2. Чем закончился конфликт во взаимоотношениях светской власти и церкви в XVII в.?

а) установлением теократического правления (присвоение церковными иерархами функций светской власти);

б) торжеством монархического принципа над теократическими принципами патриарха Никона;

в) компромиссом во взаимоотношениях светской власти и церкви;

г) отделением русской церкви от государства.

3. Что явилось причиной Смутного времени на рубеже XVI-XVII вв.?

а) династический кризис в связи с пресечением династии потомков Ивана Калиты;

б) польско-шведская интервенция, направленная против России;

в) социальное напряжение, вызванное опричным террором и усилением закрепощения крестьян; слом механизмов управления государством и хозяйственная разруха, возникшие в результате введения опричнины;

г) появление самозванцев на русском престоле.

4. В чем проявились новые явления в экономической жизни России во второй половине XVII в.?

а) в росте налогообложения,

б) в окончательном закрепощении крестьян, в государственном сыске беглых, в городских восстаниях и крестьянской войне под предводительством Степана Разина;

в) в прекращении созыва земских соборов, усилении значения приказной системы, росте бюрократии, укреплении государственного контроля над церковью;

г) в росте товарности сельского хозяйства, в процессе превращения ремесла в мелкое товарное производство, в появлении первых мануфактур.

5. Укажите событие, относящееся к первой четверти XVII столетия:

а) опричнина;

б) избрание Михаила Романова на царство;

в) Ливонская война;

г) крестьянская война под предводительством Степана Разина.

6. Каковы причины церковного раскола в XVII в.?

а) действия патриарха Никона к осуществлению идеи превосходства церковной власти над светской;

б) попытки патриарха Никона объединить весь православный мир;

в) ликвидация патриархом Никоном особенностей богослужения, отличавших русскую церковь от других патриархатов, копирование константинопольского церковного обихода;

г) не желание патриарха считаться с патриотическими чувствами своих соотечественников, их предубеждениями против всего иноземного.

7. В чем проявилась в XVII в. эволюция сословно-представительной монархии России в абсолютную?

а) в активном привлечении к управлению Боярской Думы и Земских соборов;

б) в новых явлениях в жизни страны: росте товарности сельского хозяйства, процессе превращения ремесла в мелкое товарное производство, появлении первых мануфактур;

в) в прекращении созыва Земских соборов, усилении значения приказной системы, росте бюрократии, укреплении государственного контроля над церковью;

г) в усилении боярского сословия.

8. Какое из названных событий произошло позже других?

а) правление Василия Шуйского;

б) «Угличская драма»;

в) правление Лжедмитрия I;

г) воцарение династии Романовых.

9. Кого в период Смуты в начале XVII века называли «тушинским вором»?

а) Лжедмитрия II;

б) Василия Шуйского;

в) Ивана Болотникова;

г) Ивана Заруцкого.

10. Какое из названных литературных произведений было создано в XVII веке?

а) «Слово о полку Игореве»;

б) «Задонщина»;

в) «Житие протопопа Аввакума»;

г) «Хождение за три моря».

11. Какая дата связана с образованием второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты?

а) 1589 г.;

б) 1612 г.;

в) 1662 г.;

г) 1701 г.

12. Что из названного было последствием церковной реформы XVII века, проведенной Никоном?

а) учреждение патриаршества;

б) церковный раскол;

в) секуляризация церковных земель;

г) учреждение Синода.