logo
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии

Николай Александрович добролюбов

1836–1861

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович выдающийся разносторонний мыслитель, философ, критик и публицист. Родился в семье священника и получил духовное образование. С юных лет он проявлял глубокий интерес к истории и литературе, философии, естественным наукам. На формирование его мировоззрения большое влияние оказали философские и политические взгляды Герцена и Белинского, идеи французских просветителей и немецких философов. Все это способствовало становлению у Добролюбова революционно-демократических убеждений, которые он пропагандировал, возглавляя критико-библиографический отдел журнала «Современник». Добролюбов был другом и ближайшим помощником Чернышевского в этом журнале.

В объяснении человеческой деятельности и исторических процессов Добролюбов стоял на позициях философского антропологизма и просветительско-антропоцентрической философии истории. Историю Добролюбов представлял как процесс, в ходе которого «разумный», или «естественный», порядок вещей подвергался «искусственным» искажениям. Поэтому человеческую деятельность следует рассматривать в движении человечества к этому «естественному» порядку. Труд является основой «естественных» общественных отношений, а степень уважения к труду определяет истинную ценность какого-либо этапа развития цивилизации. Культура поведения, согласно Добролюбову, определяется тем, что истинно нравственный человек достигает гармонии между своими потребностями и требованиями долга. Добролюбов был противником «искусства для искусства». Так, литература должна служить делу просвещения. Его эстетический идеал — это полное слияние науки и поэзии, науки и искусства. Добролюбов придерживался концепции «реальной критики». Согласно этой концепции «реальная критика» определяет степень «правды» в произведении литературы и искусства и его «достоинство», т. е. социальную ценность.

В своих педагогических сочинениях он сформулировал задачи воспитания людей с твердыми убеждениями, волевых и мужественных, способных к борьбе за нового человека, у которого личные и общественные интересы неразделимы.

Сочинения

1. Добролюбов Н. А. Собрание сочинений: В 9 т. М.;Л., 1961 – 1964.

2. Добролюбов Н. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.

3. Добролюбов Н. А. Избранные философские сочинения: В 2 т. М., 1945 – 1946.

4. Добролюбов Н. А. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1986.

Литература

1. Путинцев В. А. Жизнь и творчество Н.А. Добролюбова. М., 1957.

2. Наумова М. А. Социологические, философские и эстетические взгляды Н. А. Добролюбова. М., 1960.

3. Соловьев Г. А. Эстетические воззрения Чернышевского и Добролюбова. М., 1974.

4. Кружков В. С. Н. А. Добролюбов. Жизнь, деятельность, мировозрение. М., 1976.

5. Добролюбовские чтения. Горький, 1976- 1977.