Приложения словарь терминов и понятий
Агон– место для соревнований.
Амбитус– объем напева.
Анналы- вид хроники, отличающийся сжатым изложением событий.
Античность (от лат. antiquus — древний) - в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении - греко-римская древность.
Аэды(от греч. aoidos — певец) - в начальный период древнегреческой литературы (8-7 вв. до н. э., т. н. гомеровская эпоха) певцы, сочинявшие и исполнявшие эпические песни под аккомпанемент струнного инструмента.
Гексахорд(гекса – шесть, хорда – струна) – в средневековой теории звукоряд из 6 звуков.
Григорианский хорал - песнопения певческого репертуара, сложившегося в империи Франков вVIII-IXстолетиях.
Диминуция(от лат.diminution– уменьшение) – общее обозначение украшений, связанных с дроблением основных тонов мелодии на группы более мелких нот.
Дифирамб – гимн в честь бога Диониса.
Драма(греч. - действие) – один из родов древнегреческой литературы (наряду с эпосом и лирикой).
Зиккурат – тип культового здания в Шумере (башня), состоявший из 3-х ступеней- платформ.
Изоритмия – принцип композиции мотетов XIV-XV вв., основанный на остинатном повторении в теноре ритмического (talea) и звуковысотного (color) построений, различных по протяженности, и периодическом ритмическом членении верхних голосов.
Искусство- творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Канон - форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации — проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем.
Классический(от лат. сlassicus) - образцовый.
Колорирование - свободное распевание звуковысотных опорcantuspriusfactus’a.
Контрапункт(нем. Kontrapunkt) - одновременное сочетание самостоятельных мелодий в разных голосах.
Культура– совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Это отличающее эпоху и создающее ее как целостность определенное внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.
Лирика (от греч. lyrikos) – поэзия, произносимая под звуки лиры.
Лицей (греч. Lykeion) - название рощи при храме Аполлона Ликейского близ Афин, где учил Аристотель.
Магия- совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призванных воздействовать на природу, людей, животных и богов.
Месса (от лат. Missio) – освобождаю, отпускаю; центральное богослужение католической церкви.
Месса-парафраза – месса,cantus firmus которой является свободно обработанной мелодией первоисточника.
Месса-пародия – месса,cantus firmusкоторой представляет собой многоголосный первоисточник (мотет, шансон).
Миф (греч. - предание) - сказание о богах, духах, героях, первопредках, действовавших в начале времени104и участвовавших в создании самого мира, его элементов.
Мифология – совокупность подобных преданий, а также система фантастических представлений о мире.
Модус– мензурированное последование лонг и бревисов согласно шести ритмическим формулам.
Невма (лат.neuma - кивок, знак) – знак средневековой нотации.
Ноэан– типовая мелодическая формула, позволяющая определить принадлежность к тому или иному ладу.
Обряд -совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.
Органум- ведущий жанр музыки средневековья, один из основных видов многоголосных композиций (IX–XIIIвв.).
Ординарий – составная часть мессы, включающая 6 разделов с неизменным, обязательным текстом:Kyrie,Gloria,Credo,Sanctus,Agnus,Itemissaest.
Орхестра (греч. orchestra, от orcheomai - танцую) – полукруглая площадка, на которой в античном театре выступал хор.
Полифония строгого письма - выведенная из творческой практики композиторов 15-16 веков система правил голосоведения (соотношения тонов и мелодических линий).
Пеан– гимн в честь бога Аполлона.
Проприй (подобающий) – совокупность разделов мессы, текст который меняется в зависимости от церковного календаря.
Протестантский хорал – песнопения для богослужебной практики протестантской церкви.
Рапсод (аэд) [греч. rhapsōdos: rhaptō – сшиваю, ōdē - песнь] - странствующий певец, исполнявший под аккомпанемент лиры эпические песни.
Реперкусса – тон псалмодирования.
Ритуал - порядок обрядовых действий.
Сатиры - козлорогие спутники Диониса.
Секвенция (от лат. sequentia – sequor – следовать, идти за) - жанр средневековой монодии, сложившийся как подтекстовка мелизматического раздела Аллилуйи.
Скена (лат. Scena, греч. skēnē - шатер, палатка) – дощатая постройка, на которой в античном театре выступали актеры.
Театр(от греч. Theatron) - место для зрелищ.
Тенор (лат.tenere– держать) – название голоса, в котором излагается хоральный напев.
Теноровая месса – месса, в которой на протяжении всех ее частей последовательно проводится одна и та же одноголосная мелодия –cantus firmus – литургическая, светская, свободно сочиненная.
Тетрахорд (тетра – четыре, хорда – струна) - в античной теории музыки звукоряд из 4-х звуков.
Тонарии – сборники певческого репертуара каролингской эпохи.
Тотем- у первобытных народов: обожествляемое животное (иногда явление природы, растение, предмет), считающееся предком рода.
Трагедия (трагос – козел, ода – песнь) - жанр античного театра.
Троп – силлабическая подтекстовка мелизматических распевов григорианского хорала; текстовые и мелодические вставки в хорал.
Финалис – конечный тон псалмодии.
Хор (греч. choros) – групповой танец.
Этос(греч. ethos) – нрав.
Cantus prius factus –изначально заданный напев, первичный напев, положенный в основу композиции, заимствованный из певческого репертуара.
cantus firmus (лат. прочный напев)– техника многоголосной композиции с лежащей в основе мелодией (литургической, светской, свободно сочиненной), излагаемой, в сравнении с другими голосами, более крупными длительностями.
medium aevum – средние века.
vox organalis – сопутствующий (присочиняемый) голос в органуме.
vox principalis – главный, основной голос в органуме, представляет собой мелодию хорала, заимствованную из певческого репертуара.
- Часть I
- Музыка в культуре первобытного общества
- Основные черты первобытного искусства
- Магический обряд. Пантомима.
- Мифологические представления
- Музыка в культуре древних цивилизаций
- Хронограф Шумер
- Шумерская культура
- Исследования Шумера
- Вавилонское царство и Ассирия
- Археологические исследования Вавилона
- Письменность
- Литературные памятники
- Эпос о Гильгамеше
- Музыкальная культура
- Египетская культура
- Пирамиды
- Культура в период Среднего и Нового царства
- Мумификация и изобразительный канон в рельефе.
- Письменность. Литература.
- «Книга мертвых»
- Религиозные представления
- Мистерии
- Индийская культура
- Хараппская цивилизация
- Древняя Индия
- Ведическая литература
- Китайская культура
- Музыкальная теория
- Инструменты
- «Книга песен»
- Музыкальная культура античности периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Античности.
- Крито-микенская культура
- Гомеровская Греция «Одиссея» и «Илиада»
- Архаический период
- Греческая классика
- Эллинистическое искусство
- Римское искусство
- Музыка в Древней Греции
- Музыка и музы
- Аэды и поэты
- Музыкальные инструменты
- Музыкально-теоретические представления
- Ah c d e f g a h c d e f g a
- Воспитательная роль музыки
- Древнегреческий театр
- Культ Диониса и дифирамб.
- Организация состязаний в дни Великих Дионисий
- Жанровые и композиционные особенности трагедии
- Некоторые вопросы теории драмы
- Комедия
- Драматурги
- Музыкальная культура средневековья периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Средневековья
- Основные периоды
- Исторические сведения
- Христианство
- Особенности архитектуры средневекового собора как отражение художественной картины мира Средневековья
- 2. Истоки литургической музыки.
- Пение псалмов Давида
- Слово и музыка. Аллилуйя
- Псалмодическое пение
- Типы псалмодирования
- Антифонарий Григория Великого
- Каролингское возрождение
- Каролингская традиция богослужений
- Суточные богослужения
- Оффиций
- ---- Речитация Проприй ← Ординарий →
- Григорианский хорал
- Сборники певческого репертуара
- Ладовая теория Средневековья
- Церковные лады
- Секвенции Тропы
- Современная история изучения григорианского пения
- Нотация
- Реформы нотации
- Невменная, буквенная и линейная нотации
- Реформа Гвидо Аретинского
- Система сольмизации
- Многоголосие. Культовые жанры
- Органум
- Сantus prius factus
- Параллельный органум.
- Свободный органум.
- Мелизматический органум
- Школа Нотр-Дам
- Модусная ритмика в органумах
- Система модусов:
- Кондукт и мотет
- Артистические профессии средневековья
- Менестрельный профессионализм
- Инструментарий
- Музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов
- Куртуазная лирика миннезингеров
- Поэзия и песни вагантов
- Искусство Европы XIV века
- «Осень Средневековья»
- Эпоха “Ars Nova”
- Филипп де Витри
- Система пролаций ф. Де Витри
- Гильом де Машо
- Техника изоритмии
- Баллады, рондо, ле и виреле
- Итальянское искусство 14 века
- Мадригал
- Баллата и качча
- Франческо Ландини
- На рубеже 14 и 15 веков
- Периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Возрождения
- Выдающиеся мастера Возрождения
- Литература
- Нидерландская полифоническая школа
- Предпосылки для формирования композиторской школы европейского значения
- Роль английской школы
- Мастера нидерландской школы
- Гийом Дюфаи
- Йоханнес Окегем
- Якоб Обрехт
- Жоскен Депре
- Нидерландская школа после Жоскена
- Итальянская композиторская школа XVI века
- Венецианская композиторская школа
- Адриан Вилларт
- Андреа и Джованни Габриели
- Римская композиторская школа
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
- Жанры духовной музыки в творчестве итальянских композиторов
- Жанры светской музыки
- Мадригал
- Лютневая музыка
- Композиторские школы Франции, Германии, Англии и Испании в XVI в. Франция
- Клеман Жанекен
- «Плеяда».
- Германия
- Искусство мейстерзингеров
- Реформация
- Протестантский хорал
- Испания
- Приложения словарь терминов и понятий
- Латинский текст и перевод missae ordinarium