2. Святой Владимир до своего обращения (972‑987 гг.)
Ко времени смерти Святослава три его сына управляли Русью в качестве наместников. Ярополк правил Киевом, Олег — землей древлян, а Владимир — Новгородом. Именно в Киев полководец Святослава Свенельд привел остатки армии убитого князя.
К потенциальному политическому треугольнику конфликтующих амбиций трех сыновей Святослава теперь был добавлен новый тревожный элемент — честолюбивые планы Свенельда. Как мы видели, этот лидер претендовал на управление землей древлян даже при Игоре. Когда он вернулся в Киев со своими ветеранами болгарской кампании, он должен был скорее стать соправителем Ярополка, нежели его советником. Кажется, он использовал эту возможность для интриги против его брата Олега, князя древлян. Очевидным объектом желаний Свенельда была власть над самой землей древлян.
Характерный эпизод излагается в «Повести временных лет». Сын Свенельда Лют отправился в землю древлян на охоту. Князь Олег также охотился и убил Люта как браконьера. «Поэтому вспыхнула кровная вражда между Ярополком и Олегом, и Свенельд постоянно подогревал Ярополка атаковать своего брата и захватить его собственность, ибо желал отомстить за сына» 97
В последовавшей войне (976 г.) Олег был разбит и погиб во время панического отступления его дружины, сброшенный с моста перед городом в ров " Когда нашли его тело, "Ярополк подошел и заплакал над ним и пенял Свенельду: «Смотри на исполнение твоего желания». 98
После этого эпизода в летописи имя Свенельда более не упоминается. Либо он вскоре после этого умер, либо впал в немилость. На следующей стадии братоубийственной борьбы между сыновьями Святослава в качестве главного советника Ярополка упоминается Блуд, а не Свенельд.
Согласно летописцу, у Ярополка была жена‑гречанка, которая до того была монахиней. Святослав захватил ее в болгарской кампании и выдал за своего сына, «поскольку она была красива». Сам Ярополк благосклонно относился к христианству, и христианская партия была на подъеме в течение его кратковременного правления.
Воинственное возрождение язычества при Владимире было, очевидно, реакцией языческой партии против восхождения духа христианства в Киеве.
Когда новость о смерти Олега достигла Владимира, он понял ее как предостережение для себя и бежал в Скандинавию. Ярополк остался единственным князем Руси. Однако ненадолго, ибо Владимир вернулся с отрядами варягов, нанятых за рубежом. Верный духу своего отца, Владимир отправил своему брату послание об объявлении войны.
Первым ходом Владимира стал захват Полоцка, важного пункта на пути из Новгорода в Смоленск, управляемого варяжским князем Рогволодом. Владимир попросил руки его дочери Рогнеды. Этот эпизод послужил материалом для эпической поэмы, из которой летописец, должно быть, и почерпнул свою информацию. «Рогволод спросил у своей дочери, хочет ли она замуж за Владимира. Я не буду, — ответила она, снимать сапоги с сына рабыни, и вместо него желаю Ярополка» 99 Снятие сапогов с мужа было одним из символических актов, совершаемых невестой в ходе древнерусской брачной церемонии. Разозленный отказом Рогнеды, Владимир привел к Полоцку сильную армию, состоявшую из варягов, словенов, чуди и кривичей; он атаковал город, убил Рогволода и двух его сыновей и женился на ней силой. Затем он двинулся на юг против Ярополка.
Последний был предан своим главным советником Блудом, по совету которого он согласился вести переговоры с Владимиром. Варяжские сподвижники Владимира предательски убили его (977 г.). Предположительно Блуд принадлежал к киевской языческой партии и приветствовал Владимира в качестве языческого лидера. Согласно летописцу, Ярополк был предупрежден своим вассалом Варяжко, что не следует доверять брату, но не обратил внимания на его сигнал. Варяжко (имя является уменьшительным от варяга) был, вероятно, христианином. Следует отметить, что Варяжко посоветовал Ярополку бежать к печенегам и собрать там армию. Можно предположить, что мир между Киевом и печенегами был восстановлен вскоре после смерти Святослава. Его совет проливает некоторый свет на природу братоубийственной войны. В целом народ соблюдал нейтралитет, и оба соперничающих князя должны были полагаться на своих вассалов и нанимать вспомогательные войска. Свита Владимира была усилена варягами, и поэтому Варяжко предложил Ярополку усилить его дружину печенегами.
После убийства Ярополка Варяжко действительно бежал к этому племени, если нам следует доверять истории летописца. При поддержке печенегов «он долго сражался против Владимира, до тех пор пока последний с трудом не уговорил его при посредстве клятвенного заверения» ;100. Вероятно, что в это время Владимир нанял некоторые из тюркских орд, которые использовал несколько лет спустя в своем походе против волжских булгар.
Этот шаг, как можно предположить, позволил ему избавиться от варяжских наемников, которые вели себя в Киеве, как в завоеванном городе. Он отобрал некоторых из них, которым мог доверять — «хороших, мудрых и храбрых людей», — и позволил другим проследовать в Константинополь, чтобы предложить свои услуги там. Опережая их, Владимир послал курьера, несшего следующее сообщение (императору): «Варяги на пути к вашей стране. Не размещайте большого количества их в вашем городе, иначе они причинят вам столько же вреда, как и здесь. Разошлите их в различные точки, и не позволяйте ни одному из них вернуться тем же путем» 101
Хотя в этом послании Владимир продемонстрировал свое дружелюбие к Византии, он находился в жесткой оппозиции христианству у себя дома. Он установил идолы языческих богов на холме в стороне от своего дворца в Киеве, а его дядя и наместник в Новгороде Добрыня действовал в том же духе. Согласно «Повести временных лет», идолы в Киеве представляли следующих божеств: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша.102 Во времена Владимира языческий культ характеризовали человеческие жертвоприношения: это был период мрачной языческой реакции.
Существует предположение (Погодина103), что это возрождение язычества порождено в основном давлением на Владимира его варяжских вассалов. Разумеется, человеческие жертвоприношения более похожи на скандинавское, нежели на славянское язычество. С другой стороны, известно, что среди христианских мучеников этого периода преследований были также и варяги. Более того, Перун не являлся единственным богом, чье почитание поддерживалось Владимиром. Пантеон последнего был синкретистским, и языческое возрождение как целое не может быть, объяснено исключительно присутствующим в нем скандинавским элементом.
Методы достижения власти Владимира говорят о нем, как о жестоком и беззастенчивом, хотя и проницательном, политике. Возможно он и был таким человеком, но следует также иметь в виду, что летописец сознательно рисовал его портрет — в первый период его правления, до его обращения — в особенно мрачных тонах, с тем чтобы более рельефно подчеркнуть величие его нравственного преображения после этого события. Итак, когда летописец говорит, что Владимир «имел триста содержанок в Вышгороде, триста — в Белгороде и триста — в Берестово», это кажется преувеличением, если мы не предположим, что девушки, содержавшиеся им в этих местах в таком количестве, не были его наложницами, а являлись рабынями для продажи, которых в конце концов вывозили в Константинополь. Лучших среди них он мог оставлять для себя.
Хотя не существует возможности проверить количество содержанок Владимира, известно, что до своего обращения он имел по крайней мере семь жен, включая Рогнеду и гречанку — вдову Ярополка.104
Владимир никогда не пытался вернуть балканские владения своего отца, но, кажется, намеревался с самого начала своего царствования вновь установить контакты между Киевом и регионом Азова. В то же время он уделял большое внимание открытию западного пути для расширения русской торговли в этом направлении. Хотя не столь широкая по своему размаху, нежели у его отца Святослава, его собственная политика в этот период была достаточна агрессивна, западные кампании чередовались с восточными.
Его первый шаг в западном направлении был сделан в галицийском треугольнике, на пересечении Украины, Чехии и Польши, с целью предотвращения прямых контактов Польши и чехов. Он двинулся на поляков и захватил Перемышль, Нервен и значительное количество западноукраинских городов (981 г.), с той поры известных как «червенские города». Имя Червен позднее было истолковано как древнерусское прилагательное, означающее «красный», затем этот регион в конце концов стали называть «Красной Русью» (Червонная Русь).105
Двумя годами позже Владимир предпринял поход против литовского племени ятвягов и захватил их страну в верхнем бассейне реки Неман, очевидно, намереваясь открыть для России неманский речной путь к Балтике. К востоку от Днепра прежде всего ему надлежало вновь завоевать вятичей, которые восстали после смерти Святослава. Необходимы были две кампании (981 — 982 гг.). Затем он атаковал радимичей и завоевал их (984 г.). Возникла и была записана летописцем народная поговорка относительно этой экспедиции. Имя полководца Владимира было Волчий Хвост. После победы киевляне высмеивали радимичей, говоря, что они бежали от волчьего хвоста.
В 985 г. Владимир повторил шаг Святослава, атаковав волжских булгар. Предположительно, он надеялся в случае победы спуститься вниз по Волге до ее устья, как сделали воины его отца. В этот поход князь с его русской дружиной отправились на лодках, а его тюркские союзники, торки, следовали по суше верхом. Кампания закончилась победой, но она не была решающей. Здесь вновь летописец вспоминает остроумную пословицу. Полководец Владимира, его дядя Добрыня, заметил ему: " Соответственно, Владимир заключил мир с булгарами, которые подтвердили его характерной формулой: «Да будет мир между нами до тех пор, пока камень не поплывет, а перо не утонет». 106
- 2. Положение Руси в средневековом мире
- 3. Различные и сходные тенденции в истории Руси и Европы
- 4. Понятие о восточно‑европейской истории
- 5. Вызов геополитики
- 6. Значение киевского периода в русской истории
- Глава II. Имперский план и его неудача
- 1. Имперский план: мечты и реалии
- 2. Первый успех: Олег
- 3. Первые неудачи: Игорь
- 4. Передышка: Ольга
- 5. Великое приключение: Святослав
- Глава III. Обращение к христианству
- 1. Русское язычество
- 2. Святой Владимир до своего обращения (972‑987 гг.)
- 3. История обращения Владимира (988‑989 гг.)
- 4. Закладывание основания русской Церкви (990‑1037 гг.)
- 5. Значение обращения: первоначальная оценка
- Глава IV. Киевское государство (990‑1139 гг.)
- 1. Владимир как христианский правитель (990‑1015 гг.)
- 2. Междоусобная борьба сыновей Владимира (1015‑1036 гг.)
- 3. Время Ярослава Мудрого (1036‑1054 гг.)
- 4. Триумвират ( 1054‑1093 гг.)
- 5. Правление Святополка II (1093‑1113 гг.)
- 6. Гражданский законодатель: Владимир Мономах
- 7. Первые два Мономашича (1125‑1139 гг.)
- Глава V. Экономические основы Киевской Руси
- 1. Предварительные замечания
- 2. Природные ресурсы и население
- 3. Охота, бортничество и рыболовство
- 4. Земледелие и скотоводство
- 5. Металлургия
- 6. Строительство
- 7. Ткачество, скорняжное, кожевенное и гончарное дело
- 8. Торговля
- 9. Деньги и кредит
- 10. Капитал и труд
- 11. Национальный доход
- 12. Подъем и депрессия
- Глава VI. Социальная организация
- 1. Основные социальные единицы
- 2. Социальное расслоение
- 3. Высшие классы
- 4. Средние классы
- 5. Низшие классы
- 6. Полусвободные
- 7. Рабы
- 8. Церковные люди
- 9. Женщина
- 10. Степные пограничники
- 11. Национальные меньшинства
- 12. Заключительные вопросы об «экономическом и социальном феодализме» в Киевской Руси
- Глава VII. Правительство и управление
- 1. Предварительные замечания
- 2. Земли и княжества
- 3. Три составные части правительства
- А. Монархическое начало: князь
- Б. Аристократическое начало: боярский совет
- В. Демократическое начало: вече
- Г. Проблема представительской власти
- 4. Княжеская администрация
- 5. Отрасли управления а. Финансы
- Б. Армия
- В. Охрана правопорядка
- Г. Средства сообщения
- Д. Общественное благосостояние
- 6. Город‑государство
- 7. Местная община
- 8. Поместье
- 9. Церковь
- 10. Право
- 11. Заключительные вопросы: о «политическом феодализме» в Киевской Руси
- Глава VIII. Русская федерация (1139‑1237 гг.)
- 1. Предварительные замечания
- 2. Борьба за Киев (1139‑1169 гг.)
- 3. Равновесие между Восточной и Западной Русью (1169‑1222 гг.)
- 4. Защита границы
- А. Юго‑восток
- Б. Запад
- 5. Первое появление монголов: битва на Калке (1223 г.)
- 6. Время истекло (1223‑1237 гг.)
- Глава IX. Русская цивилизация в киевский период
- 1. Предварительные замечания
- 2. Язык и письменность
- 3. Фольклор
- 4. Музыка
- 5. Театр
- 6. Архитектура и изобразительное искусство
- 7. Религия
- 8. Литература
- 9. Образование
- 10. Гуманитарные науки теология и философия
- История
- Политическая мысль
- Филология
- Юриспруденция
- 11. Естественные и технические науки
- Глава X. Быт
- 1. Городская и сельская жизнь
- 2. Жилища и мебель
- 3. Одежда
- 5. Здоровье и гигиена
- 6. Цикл жизни
- 7. Ход жизни
- 8. Национальные бедствия
- Глава XI. Русь и внешний мир в киевский период
- 1. Предварительные замечания
- 2. Русь и славяне
- 3. Русь и Скандинавия
- 4. Русь и Запад
- 5. Русь и Византия
- 6. Русь и Кавказ
- 7. Русь и Восток
- Приложения сокращения
- Источники
- I. Эпиграфика, нумизматика и сфрагистика
- 1. Эпиграфика
- 2. Нумизматика и сфрагистика
- II. Юридические источники
- 1. Международные соглашения
- 2. Своды законов и юридические памятники
- 3. Княжеские уставы и уставные грамоты
- 4. Дарственные и завещания
- III. Летописи, исторические и географические трактаты, саги
- 1. Славянские
- 2. Греческие
- 3. Римские
- 4. Скандинавские
- 5. Восточные
- IV. Путевые заметки, воспоминания и письма
- 1. Путевые заметки
- 2. Воспоминания и письма
- V. Биографии и Жития святых
- Литература
- I. Историография и источниковедение
- II. Историческая география и этнография
- III. Работы общего характера по истории России, Украины и Белоруссии.
- IV. Работы общего характера по киевскому периоду
- V. Политическая история и история дипломатии
- VI. Экономическая и социальная история
- VII. Правительство и органы управления
- VIII. Право и суд
- IX. Церковь и религия
- X. Язык и палеография
- XI. Литература и фольклор
- XII. Искусство и археология
- XIII. Музыка
- XIV. Гуманитарные науки
- XV. Точные и естественные науки, медицина и техника
- XVI. Образование
- XVII. Краеведение
- Содержание