logo
Учебник В

4. Старовавилонский период

Месопотамский город Вавилон стал набирать силу, когда в нем воцарились правители из династии аморейского происхождения. Выгодно расположенный в самом сердце Месопотамии, где сближаются русла Тигра и Евфрата и скрещиваются важнейшие речные и караванные торговые пути, Вавилон, имя которого означает врата Бога, приобрел большое политическое и культурное значение. Величие Вавилона продолжалось полторы тысячи лет. За это время он был и центром обширного царства и попадал под власть чужеземцев, но неизменно оставался самым огромным и богатым городом не только Двуречья, чудо-городом Востока, но и главным городом всего населенного мира.

Вавилону понадобилось чуть больше века, чтобы объединить всю Месопотамию и создать великую державу, которая получила название Вавилония. Это могучее централизованное государствосо столицей Вавилоном по праву причисляют к тем регионам, которые можно назвать колыбелью цивилизации. После посещения Вавилона Геродот писал: Вавилон был не только большим городом, но и самым красивым из всех, которые я знаю. Действительно, этот город мог поразить своими размерами. Его крепостная стена с медными воротами протягивалась на много километров. По ее верху могли ехать в ряд несколько конных повозок. Войти в город можно было только через облицованные синей глазурью северные ворота, названные в честь богини любви Иштар. В городе было 2 бульвара, 24 больших проспекта, 53 храма. Самый большой храм, посвященный богу Мардуку, семиярусная 90-метровая ступенчатая башня зиккурат Этеменанка, известная какВавилонская башня. В Вавилоне находилось одно из чудес света знаменитые висячие сады, представлявшие собой множество террас, засаженных цветами, деревьями, кустарниками.

Три периода истории Вавилона отражают главные тенденции развития и основные достижения Вавилонской цивилизации. Первый период Старовавилонский охватывает время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н.э., когда Вавилонию покорили касситы. Второй период Средневавилонский (касситский) занимал более 400 лет касситского господства (1595-1158 гг. до н.э.). Третий период Нововавилонский связан с правлением халдейской династии, которое завершилось завоеванием Вавилона персами (626 538 гг. до н.э.).

Вначале Вавилонское царство не играло особой роли. В 1792 г. до н.э. шестым царем Вавилона стал молодой царь Хаммурапи. Целенаправленная и ловкая политика Хаммураписпособствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. В условиях бесконечных междоусобных войн мудрый правитель и дипломатХаммурапи не раз заключал и расторгал военные союзы, выстраивая свои далеко идущие планы. Он завоевал южные города Урук и Иссин, захватил царство Эшнунну и город-государство Ларсу, подчинил государство Мари, покорил Ашшур. Хаммурапи был, несомненно одним из самых выдающихся правителей в истории Месопотамии. Его личные качества сыграли немалую роль в возвышении Вавилона и сохранении за ним на долгое время власти над значительной частью Месопотамии. В Месопотамии, которая объединялась уже в третий раз, он установил тоталитарную систему, напоминавшую порядки III династии Ура.

Что представляла собой государственная власть Вавилонии? Она являлась одним из классических образцов древневосточной деспотии. Управление страной строго централизовано. Верховная власть (исполнительная, законодательная, судебная и даже религиозная) сосредоточена в руках правителя-царя. В управлении страной царь опирался на сложный бюрократический аппарат. Одни чиновники ведали отраслями центрального управления, другие от имени царя управляли городами или областями. В больших городах делами ведали особые наместники царя. Население обязано было уплачивать различные налоги: с хлебного урожая, с финиковых садов, с приплода скота, с рыбацких промыслов и т.д. Взимались также особые налоги серебром и специальные царские налоги натурой. Они поступали в царскую сокровищницу и образовывали дворцовое имущество. За сдачей натуральных налогов в центральные склады наблюдали особые чиновники. Драгоценными металлами ведала царская палата. Всю эту систему бюрократического управления страной возглавлял вавилонский царь, получивший по учению жрецов, верховную власть как бы непосредственно из рук богов. Так, о самом себе царь Хаммурапи говорил: Я, Хаммурапи, вечный царственный отпрыск, сильный царь, солнце Вавилона, озаривший светом страну Мардукпослал меня управлять людьми и даровать стране благоденствие.

Материальная основа Вавилонской цивилизации ирригационная система, требовавшая постоянного внимания и постоянных работ по поддержанию ее в порядке. Искусственное орошение во многом определяло уровень жизни населения. Хаммурапи прекрасно понимал это и гордился тем, что благодаря ирригации напоил и накормил жителей Вавилонии. Уже в первые годы своего правления он построил канал, получивший название Хаммурапи-изобилие. Центральная власть заботилась не только о расширении оросительной сети, но и о содержании в порядке воды земного изобилия. Царь давал распоряжения о расчистке каналов и о различных работах, связанных с ирригацией. Если царю поступали сведения, что в какой-либо местности не хватает воды, то посылалось распоряжение о принятии мер для обеспечения населения водой. Местные чиновники несли материальную ответственность за нормальное орошение земель

В Старовавилонский период население Месопотамии пережило садовый бум, когда высаживались различные сорта фруктовых деревьев, в особенности финиковой пальмы. Недаром Вавилонияказалась цветущим садом и именно здесь возникла легенда о райском саде, в котором растут прекрасные плодовые деревья. Активно развивалось и лесное хозяйство, которым руководил главный лесничий. Однако в Месопотамии лесов не хватало и постоянно ощущался острый недостаток строительной древесины. Поэтому имел место строгий спрос с лесничих, отвечавших за сохранность лесов, а их должностные преступления карались смертью.

Хозяйственные занятия вавилонян типичны для населения, обитавшего в зоне речных цивилизаций. Это не только земледелие, но и скотоводство, а также ремесло и торговля. Особое значение имела внешняя торговля. Эту торговлю вели тамкары. Согласно одной из реформ Хаммурапи, обычных купцов превратили фактически в царских чиновников тамкаров. Они действовали под государственным контролем, причем обязаны были пускать в продажу продукты царского хозяйства, обеспечивающие царю наибольший доход. Как аграрная страна, Вавилония торговала сельскохозяйственными продуктами, а ввозила металлы, рабов и другие товары. Торговые сделки совершались на особых рынках. Цены на товары колебались в зависимости от сезона. Стоимость некоторых товаров устанавливалась по курсу цен, который стоял на одном из иностранных рынков. Вели торговлю с Критом, Финикией и Сирией. В период сорокалетнего правления Хаммурапистоимость продуктов значительно выросла. Так, зерно подорожало в 2 раза, а стоимость растительного масла выросла в 3 раза. Вздорожание продуктов, вероятно, было связано с длительными войнами, которые вел Вавилон и которые не могли не сказаться на хозяйственной жизни страны.

Процесс возникновения торговли в Месопотамии был, несомненно, очень длительным. Он начался не в Старовавилонский период и с окончанием этого периода далеко не окончился. Торговля развивалась постепенно в сторону вытеснения меновых отношений отношениями товарно-денежными. Они, как и серебро, играющее роль денег, впервые появились в международной торговле. Внутри страны господствовала распределительная система и натуральный обмен. Даже внутри самого крупного хозяйства страны государственного хозяйства, в качестве средств обращения чаще выступали натуральные продукты, произведенные в этом хозяйстве. В Старовавилонский период серебро еще не монополизировало все функции денег. Оно не утратило своей роли как один из товаров и не вытеснило еще окончательно другие товары, выступавшие наряду с серебром в роли т.н. денег.

Какое общество создал Вавилон, став центром страны? Месопотамия по-прежнему оставалась страной множества городов. Здесь были города и с большим историческим прошлым и совсем молодые. И жизнь в основном бурлила в этих городах и вокруг них. Обычно город занимал площадь от 2 до 4 кв. км и насчитывал несколько десятков тысяч жителей. Внешне любой месопотамскийгород отражал определенный градостроительный стандарт. В центре, как правило, помещался храмовый комплекс с зиккуратом, храмами бога-покровителя нома и других божеств. Здесь же находился дворец правителя. Остальную часть города занимали дома горожан.

Жизнь горожан была сосредоточена вокруг дворца и храмов, где многие служили чиновниками, жрецами, воинами, ремесленниками и торговцами. Все имущество жителя города состояло из небольшого, в пределах 35- 70 кв. м дома. В каждом доме имелась самая необходимая мебель и хозяйственная утварь. Как член какой-либо сельской местности, т.е. общины, вавилонянин также имел небольшой участок земли. Кроме того, те, кто были связаны с государственной службой, получали за неё наделы в 2-4 га. В собственности некоторых граждан были и маленькие финиковые рощи. Находясь на службе, житель города не имел возможности заниматься земледелием и садовыми работами. Поэтому свои участки он сдавал в аренду, получая либо твердую плату, либо 1/3 урожая с зернового участка и 2/3 урожая с садового. Дополнительным доходом являлись продукты, получаемые населением городов, часто в значительных размерах во время храмовых праздников.

Кроме городов существовали и небольшие сельские поселения, население которых составляло от пятидесяти до нескольких сот человек. Жизнью таких поселений управлял совет старейшин, куда входили наиболее уважаемые и богатые поселяне. Во главе совета стоял староста, назначаемый царем. Жители этих поселений работали на полях. Они возделывали ячмень, реже пшеницу, выращивали лук, бобовые, финики.

Какова социальная структура вавилонского общества? Высшее положение в обществе занимала небольшая группа богатых семей. Они входили в число приближенных или родственников царя, либо занимали ведущие должности в государственном и храмовом хозяйстве, имели значительное имущество (здания в городах, сады, имения). Все работы в хозяйствах таких семей велись арендаторами, наемными работниками и рабами. Большинство членов старовавилонского общества имело более скромное имущественное положение. Низший слой общества составляли бедняки из числа крестьян и горожан. Не имея ничего, они жили выдачами из дворца или храма. Богатых и бедных людей было немного, но они оказывали заметное влияние на социальную жизнь старовавилонского общества.

Население Месопотамии резко делилось на два класса свободных и рабов. Свободные люди делились на две категории, обладавшие различными юридическими правами: полноправные свободные граждане авилум и лица с ограниченными юридическими и политическими правами мушкенум. Авилум являлись господствующей прослойкой. Как правило, они были членами общины и играли видную роль в администрации и суде. Юридически гораздо ниже их стояли мушкенум. Они не были членами общины, ибо являлись пришельцами, или изгоями, утратившими связь собщиной. Они не имели недвижимой собственности и использовались для работ на царской земле. Подлинными рабами вардум в старовавилонском обществе были рабы-чужеземцы. В средней древневавилонской семье могло быть от 2 до 5 рабов. Рабы могли продаваться, обмениваться, передаваться по наследству, дариться. Средняя стоимость раба составляла 150-175 г. серебра, рабыня стоила дешевле. Рабы выполняли работу наряду с другими членами семьи, но по правовому положению они приравнивались к малолетним членам семьи, находящимся под властью главы семьи.

Более 30 лет потратил Хаммурапи на объединение страны и укрепление нового государства. И пока одни воевали, другие успели обогатиться. За спиной Хаммурапи, занятого государственным строительством, появилась совершенно другая страна. Началось объединение одной страны, а завершилось совсем другой. Десятилетиями длившиеся войны изменили жизнь старовавилонского общества. Стремительно набирала силу тенденция перехода под контроль частных лиц государственных земель, ремесленных мастерских, торговых учреждений и даже распределение жреческих должностей. Богатые и инициативные люди получили такую возможность самостоятельной деятельности, какой у них не было никогда. Отдавая в виде налога государству часть продукции, остальную они пускали в оборот для увеличения своего богатства. Свободных наличных денег в виде серебра было мало, поэтому мелкие хозяйства попадали в зависимость от кредита. Широко распространилось ростовщичество. Повсюду шла купля-продажа полей и садов. Впервые приобрел массовый характер наемный труд. Каждые пять-семь лет Хаммурапи издавал царские указы о справедливости, которыми пытался ограничить частный сектор, видя в нем угрозу для будущего страны.

Бурная внутригосударственная деятельность Хаммурапи была направлена на укрепление деспотической власти во всех ее проявлениях. Царь принимал личное участие во всех делах, вникая во все вопросы управления государством, ведя интенсивную переписку с чиновниками на местах. Судебная реформа усилила роль царя и его вмешательство в судебные процессы. Большое значение получили царские судьи, решение которых было окончательным. Храмы с их обширными хозяйствами вновь оказались в административно-хозяйственном подчинении царя. От имени царя устанавливались твердые тарифы на ряд наиболее употребительных сельскохозяйственных продуктов. Международную торговлю государство пыталось если не монополизировать, то, во всяком случае, контролировать. Частная международная торговля была запрещена. Также совершенно запретили продажу земли, исключая городские участки.

Радикальные перемены в экономике Вавилонии сопровождались активной правовой деятельностью. Хаммурапи создал первую в истории цивилизации законодательную систему. ЗаконыХаммурапи один из первых, наиболее детализированных сводов законов, один из самых замечательных памятников правовой мысли Вавилонской цивилизации, одно из главных ее достижений. Кодекс Хаммурапи был найден французскими археологами в начале XX в. в Сузах. Ныне это уникальный экспонат Лувра. Текст Законов Хаммурапи высечен на двухметровой базальтовой стеле. В ее верхней части вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом Солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо. Вся остальная поверхность стелы с двух сторон покрыта клинописным текстом. Вероятно, такие стелы устанавливались во всех важнейших городах Вавилонии. Кроме того, большое количество копий отдельных частей этого судебника сохранилось на глиняных табличках. Ими пользовались в повседневной практике. Пройдет более тысячи лет, а ЗаконыХаммурапи будут продолжать переписывать и изучать.

Что особенного в этом документе? Почему он пользовался такой популярностью? Установлено, что Кодекс Хаммурапи включал 282 статьи законов. Они охватывали все аспекты жизнивавилонского общества и определи его социальную структуру авилум, мушкенум, вардум. Кодекс Хаммурапи первый в истории человечества закон, который встал на защиту частной собственности. Устанавливались суровые наказания за посягательства на чужую собственность, также как и на устои патриархальной семьи. При определении наказания часто учитывалось социальное положение виновного. Рабы карались более сурово. При наказании закон требовал следовать основному принципу назначения наказания таллиону воздаянию равным за равное. Преступников обычно заставляли испытать то же, что они причинили своей жертве: Око за око, зуб за зуб, человек за человека. Соответствующими статьями Кодекса Хаммурапи стремился ввести в определенные рамки и ростовщичество. Одна из статей ограничивала долговое рабство тремя годами работы на кредитора. В Законах зафиксировано особое положение воинов. Они обязаны были выступить в поход по первому требованию царя, за службу получали от государства земельные наделы, передаваемые по наследству и не отчуждаемые даже за долги. ЗаконодательствоХаммурапи включало в себя требования не лги, не кради, не лжесвидетельствуй.

Хаммурапи считал себя мудрым правителем, а свои Законы справедливыми. Однако, в конечном итоге, они были направлены не на обновление общества, а на укрепление и поддержку традиционных устоев. Несмотря на это, Кодекс Хаммурапи в значительной степени предопределил законодательство других древневосточных цивилизаций.