Кондуктивность универсальных государств
Если однажды искра творческой энергии вспыхнула в лоне универсального государства, у нее есть все возможности разгореться в постоянное пламя, что было бы попросту невозможно в смутное время. Установление универсального государства знаменует начало второго такта оживления в последовательности кругов Спада-и-Оживления, характерных для жизни цивилизации от надлома до распада. Причем второе оживление обычно наиболее сильное. Однако эта служба, несмотря на свою ценность, отрицательна. Какая черта общественной ситуации, возникающей в условиях универсального государства, способствует возникновению новой способности созидать? Возможно, в некоторой степени этому благоприятствует тенденция архаизма с его самопоражением через вовлеченность в строительство.
Универсальное государство изначально вовлечено в строительство, ибо таким путем оно обеспечивает самосохранение. Но хотя импульс к созиданию может быть исходным, он и в этом случае не является преобладающим. Установление универсального государства прекращает братоубийственную войну и приносит мир. Однако после установления универсального государства необходимо принять меры к упрочению достигнутого. Правда, на заре существования универсального государства безопасность его в большинстве случаев обеспечена. Тем не менее империя Наполеона, которая была недоразвитым универсальным государством средневекового муниципального космоса, прилагала немало усилий, чтобы стереть следы государств, на смену которым она пришла. Создатели и хозяева инкского андского универсального государства модифицировали и систематизировали учреждения завоеванных народов, не разрушая их, а имперское римское правительство постаралось освободиться от всех частных ассоциаций и с подозрением относилось даже к таким обществам, как общество друзей и похоронный клуб 730. Однако столь крайние проявления озабоченности универсальных государств своей целостностью крайне редки, и это служит указанием на то, что мотив самосохранения в политике универсальных государств не является основным.
Другим мотивом, побуждающим к действию, мотивом, который в сравнении с заботой о самосохранении выглядит достаточно мощным, является потребность в консервации не универсального государства, а общества, объединенного под его сенью. Иными словами, универсальное государство озабочено сохранением того, что уцелело, пережив период братоубийственных войн смутного времени. Большинство учреждений, унаследованных от периода роста, было либо полностью разрушено, либо исковеркано ужасным социальным опытом смутного времени. Само включение сохранившихся элементов общества в систему универсального государства не помогает ни восстановить исчезнувшее, ни уберечь от разрушения оставшееся. Реальная опасность постоянно расширяющегося социального вакуума заставляет правительство универсального государства действовать вопреки первоначальным намерениям. Конструирование охранительных учреждений – фундаментальная задача универсального государства, ибо это – единственное средство консервации самого общества.
Классической иллюстрацией может служить административная история Римской империи в период, наступивший после битвы у мыса Акций в 31 г. до н.э. Главным методом римского имперского управления был принцип непрямого правления. Эллинистическое универсальное государство понималось римскими основателями как ассоциация самоуправляемых городов-государств с полосой автономных областей в тех районах, где эллинистическая культура еще не вступила в контакт с политикой. Усилия римской администрации сводились в основном к координации местных органов самоуправления; имперское правительство призвано было следить, чтобы местные правительства не вступали в конфликты друг с другом, кроме того, оно защищало их от нападения внешних варваров. Этим ограничивалась деятельность римского правительства, обходившегося скудными гарнизонными войсками. Основы этой политики намеренно никогда не изменялись, однако постепенно ее административная структура трансформировалась в результате нововведений, зачастую вынужденных и постепенных, но имевших, тем не менее, далеко идущие последствия.
К концу правления Марка Аврелия последние владения подчиненных князьков были превращены в провинции. Кроме того, сами эти провинции стали объектами прямого администрирования, утратив свой прежний статус самоуправляемых городов-государств. Однако процессы централизации не были напрямую связаны со стремлением империи взять всю ответственность на себя; это происходило в основном из-за постепенной деградации местных органов управления, что вынуждало центральное правительство вмешиваться в процессы управления. Во времена Августа местные цари типа Ирода Великого имели аппарат столь беспощадный, сколь и эффективный. Местные правительства прекрасно справлялись и с внутренними задачами, и с защитой от пиратов. Города-государства, каков бы ни был их политический статус, находили в себе и внутренние силы, и достаточные материальные ресурсы, чтобы защититься и сохранить престиж местного самоуправления. В ходе последующих двух столетий человеческие ресурсы постепенно стали иссякать, что привело к тому, что имперское правительство вынуждено было заменять местных правителей своими наместниками, которые не избирались, а назначались центральной властью и должны были через губернаторов провинций отчитываться перед императором.
К концу своей истории администрация Римской империи представляла собой иерархически организованный бюрократический аппарат, а местные магистраты и городские советы превратились в инструменты обеспечения своевременного сбора налогов.
Надо сказать, что центральные власти вводили эти изменения не с большей охотой, чем и местные власти, которые допускали их скрепя сердцем. И те и другие были жертвами более мощной силы, чем их воля. Подчиняясь необходимости, правительство универсального государства на деле не достигает своих изначальных целей. Новые учреждения, которые оно с неохотой строит, имеют непредсказуемый эффект. Последствия такого строительства всегда революционны. В предыдущем исследовании мы показали, что эпохе разложения свойственны два типа чувствований: ощущение всесмешения и единства; и хотя эти две психологические тенденции с субъективной точки зрения противоречат одна другой, объективно они приводят к схожему результату. Восприимчивость – отличительная черта строителей империи, несмотря на консерватизм их намерений. Именно эта мало ценимая черта и оказывается одной из причин их победы в смертельной битве смутного времени. Эта черта становится господствующим веянием эпохи.
Одни универсальные государства созидаются иностранными завоевателями, другие рождаются как продукт обществ, внутри которых уже существовало определенное разнообразие – даже при несущественной дифференциации между пограничными жителями и обитателями внутренних районов одного и того же социального мира. Наличие в структуре универсальных государств культурных различий, что является скорее правилом, чем исключением, повышает уровень социальной кондуктивности – неотъемлемой черты любого универсального государства.
Так, в нововавилонской империи, которая явилась вавилонским универсальным государством, была ликвидирована ее культурная чистота, чем подготавливался неотвратимый конец самой вавилонской цивилизации. Отличительные черты вавилонской культуры становились все менее различимы, по мере того как царство Навуходоносора было присоединено сначала к варваро-сирийской империи Ахеменидов, а затем к эллинской империи Селевкидов.
Этот пример показывает, что для культурной композиции универсального государства характерна высокая степень разнообразия, а одним из следствий кондуктивности универсальных государств является продолжение – но уже менее насильственными и грубыми средствами – процесса культурного смещения, начавшегося в смутное время. Беженцы, изгнанники, переселенцы, рабы и другие жертвы жестокого века сменяются при более человечном режиме универсального государства купцами, профессиональными военными, странствующими философами, миссионерами, то есть всеми теми, кто распространяет культуру, не прибегая, как правило, к насилию.
- Арнольд Тойнби
- Постижение истории
- Введение
- Относительность исторического мышления
- Поле исторического исследования
- Сравнительное исследование цивилизаций. Обзор обществ одного вида Православное христианское общество
- Иранское и арабское общества
- Сирийское общество
- Индское общество
- Древнекитайское общество
- Реликтовые общества
- Минойское общество
- Шумерское общество
- Хеттское общество
- Вавилонское общество
- Андское общество
- Юкатанское, мексиканское и майянское общества
- Египетское общество
- Предварительная классификация обществ данного вида
- Общества полностью независимые
- Сравнимость данного вида Различие между цивилизациями и примитивными обществами
- Ложность концепции «единства цивилизации»
- Философский аспект временных координат обществ данного вида
- Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
- Сравнимость «фактов» при исследовании цивилизаций
- Часть первая Проблема генезиса цивилизаций
- Природа генезиса цивилизаций
- Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
- Позитивные факторы: раса и среда Расовая теория и расовое чувство
- Раса и цивилизация
- Вызов-и-ответ Вызов-и-ответ Действие вызова-и-ответа
- Вызовы и ответы в генезисе цивилизаций
- Генезис египетской цивилизации
- Генезис шумерской цивилизации
- Генезис китайской цивилизации
- Генезисы майянской и андской цивилизаций
- Область вызова-и-ответа «Полные паруса», или «Слишком хорошая земля» [прим37]232
- Возвращение природы
- Центральная Америка
- Северо-аравийская пустыня
- Остров Пасхи
- Стимул суровых стран
- Эгейские берега и их континентальные внутренние земли
- Аттика и Беотия
- Эгина и Аргос
- Стимул новых земель Свидетельства философии, мифологии и религии
- Свидетельство родственно связанных цивилизаций.
- Особый стимул заморской миграции
- Стимул ударов
- Стимул давлений «Форпосты» и «тылы»
- Русское православие.
- Шесть форпостов в истории Западной Европы Начало Западный мир против континентальных европейских варваров
- Западный мир против Московии
- Западный мир против Оттоманской империи
- Западный мир противдальнезападного христианства
- Западный мир против Скандинавии
- Западный мир против сирийского мира на Иберийском полуострове
- Стимул ущемления Природа стимула
- Миграция
- Рабство
- Религиозная дискриминация
- Золотая середина Закон компенсаций
- Что делает вызов чрезмерным?
- Сопоставление по трем параметрам
- Часть вторая
- Рост цивилизаций
- Проблема роста цивилизаций
- Задержанные цивилизации
- Эскимосы
- Кочевники
- Спартанцы
- Природа роста цивилизаций
- Процесс роста цивилизаций Критерий роста Усиливающаяся власть над человеческим окружением
- Рост власти над природой и средой
- Этерификация434
- Перенос поля действия
- Анализ роста Отношение между растущими цивилизациями и индивидами
- Уход-и-возврат Личности
- Социальные группы
- Греция во второй главе эллинской истории
- Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях Движение Ухода-и-Возврата
- Апостол Павел
- Святой Игнатий Лойола
- Плеяда историков
- Ибн Хальдун
- Конфуций
- Уход-и-Возврат в истории цивилизаций
- Дифференциация в ходе роста
- Надломы цивилизаций Убедителен ли детерминизм?
- Механичность мимесиса
- Смена ролей
- Афины и Венеция: поклонение эфемерной личности
- Восточная Римская империя: поклонение эфемерному институту
- Давид и Голиаф: поклонение эфемерному техническому средству
- Папский престол: отравление победой
- Часть третья
- Распады цивилизаций
- Критерий распада
- Подход к проблеме
- Движение раскола-и-палингенеза
- Раскол в социальной системе Правящее меньшинство
- Внутренний пролетариат Эллинский прототип
- Внешний пролетариат Отчуждение прозелита
- Раскол в душе Альтернативные формы поведения, чувства и жизни
- Отшельничество и аскетизм
- Труантизм 596и мученичество
- Чувство греха
- Чувство промискуитета
- Вульгаризиция правящего меньшинства
- Вульгаризация и варваризация в искусстве
- Чувство единства
- Архаизм Архаизм в институтах и идеях
- Архаизм в искусстве
- Архаизм в языке и литературе
- Архаизм в религии
- Самоуничтожение архаизма
- Футуризм Отношение между футуризмом и архаизмом
- Разрыв с настоящим Разрыв в манерах
- Разрыв в институтах
- Разрыв в светской культуре и религии
- Самотрансценденция футуризма
- Отрешение
- Преображение
- Палингенез
- Анализ распада Творческий гений в роли спасителя
- Спаситель с мечом
- Спаситель с «машиной времени»
- Философ в маске короля
- Бог, воплотившийся в Человеке
- Ритмы распада
- Ритм эллинистической истории
- Ритм китайской истории
- Ритм шумерской истории
- Часть четвертая Универсальные государства Цели или средства?
- Универсальные государства как цели Мираж бессмертия Парадоксальное непонимание
- Последствия Римской империи и Арабского халифата
- Последствия Маньчжурской, Оттоманской и Могольской империй
- Признаки умерших универсальных государств
- Священная Римская империя
- Посещение османов и моголов «призраком призраков»
- «Великая идея» современных греков
- Москва – Третий Рим
- Загадка престижа императорского двора в Японии
- Источник иллюзии
- Универсальные государства как средства Цена эвтанасии 728
- Кондуктивность универсальных государств
- Психология мира
- Провинции Мотивы действий имперских властей
- Финансовые функции провинций
- Юридические функции провинции
- Военные функции провинций
- Столицы Законы, управляющие миграцией столиц
- Миграция столиц иностранных основателей империи
- Миграция столиц варварских основателей империи
- Миграция столиц метрополий
- Кто извлекает выгоду?
- Часть пятая Вселенские церкви Церковь как «раковая опухоль»
- Церковь как «куколка»
- Церковь как высший вид общества Изменение ролей
- Откровение через страдание
- Единодушие и разногласия высших религий
- Ценность различий
- Роль цивилизаций
- Цивилизация как регресс
- Вызов воинственности на земле Причины регресса
- Предчувствие духовного возрождения
- Возможность духовного роста
- Часть шестая Героические века Варварское прошлое
- Образ реальности
- Контакты между цивилизациями в пространстве
- Современный запад и россия
- Современный запад и восточная азия
- Контакты эллинистического общества
- Социальные последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
- Психологические последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
- Контакты цивилизаций во времени Ренессанс институтов, правовых систем и философии
- Ренессансы языка, литературы и изобразительного искусства
- Религиозные ренессансы
- Часть седьмая Вдохновение историков Взгляд историка
- Привлекательность фактов истории Восприимчивость
- Любопытство
- Блуждающий огонек всеведения
- Импульс к исследованию отношений между фактами Критические реакции
- Творческие ответы
- II. Неразвившиеся цивилизации
- [Прим10]
- [Прим11]
- [Прим12]
- [Прим13]
- [Прим14]
- [Прим37]
- [Прим111]
- I. Расцветшие цивилизации
- II. Неразвившиеся цивилизации
- III. Застывшие цивилизации