3. Просвещение третий духовный переворот
После Возрождения и Реформации Просвещение совершило новый духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей. Осмысление времени, его новых целей, поиск путей для их осуществления все это концентрировало в себе Просвещение, как идейное течение, под влиянием которого развивалась Прединдустриальная цивилизация. XVIII век называют веком Просвещения, эпиграфом к которому уместны слова Иммануила Канта: Имей мужество пользоваться собственным умом.
XVIII век время торжества веры в человеческий разум, распространения знаний и идей, добытых с помощью собственного разума. Преобладающим умонастроением становился оптимизм, вера впрогресс, в то, что история развивается от несправедливого устройства общества к справедливому. Человек ощущал себя хозяином судьбы и именно в себе искал ответы на многие вопросы.
Не случайно в центре внимания оказались вопросы о природе человека: человек воплощение добра или зла, почему праведник страдает, а порочный человек счастлив, человек животное, которому нужен господин, или человек, которому нужен господин, - животное, каковы естественные права человека?
Мыслители Просвещения (Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье) утверждали, что люди от природы наделены естественным правом на жизнь, свободу и равенство, что имеющиеся в обществе различия между людьми установлены не Богом, не природой, а самими людьми. И поэтому люди могут изменять то, что создали сами. Общество справедливо и нравственно, если оно соблюдает права человека, ибо только такое общество развивается по естественным законам. Просветители считали, что сделать человека счастливым можно, обеспечив его естественные права.
Был сделан значительный шаг и в секуляризации сознания. Если мыслители XVII в. были религиозными людьми, то просветители оставались равнодушными или враждебными религии и церкви. Пути религии и науки разошлись. Показательны слова французского астронома, физика, математика Пьера Лапласа: При построении теории Солнечной системы я не нуждался в гипотезе существования Бога. По своему мировоззрению многие просветители были деистами или атеистами. Сторонники деизма считали Бога Великим архитектором Вселенной, который создал мир, но затем уже не вмешивался в человеческую историю. Религию они считали полезной лишь потому, что оно содержит свод нравственных правил, помогающих поддерживать общественный порядок. Хорошо известно выражение Вольтера: Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать, но вся природа возглашает, что Бог есть.
Интересно, что веяния века отразились и на самой церкви. Так, в Германии зародился пиетизм (благочестие), последователи которого считали, что глубокое религиозное чувство и внутреннее благочестие важнее, чем формальное исполнение церковных правил. Призывая к искреннему покаянию и нравственному совершенствованию, пиетизм оказал значительное влияние на духовную жизнь лютеранской Германии. Пиетическими настроениями наполнена музыка Генделя и Баха. Однако, духовными наставниками общества в XVIII в. были уже не служители церкви, а философы-просветители, занимавшиеся наукой о счастье.
У истоков Просвещения стоял выдающийся английский мыслитель Джон Локк (1632-1704), который в своем труде Опыт о человеческом разуме утверждал, что основа наших знаний чувственный опыт. По Локку от природы все люди равны, но они рождались и получали воспитание в разной социальной среде, чем и объясняется их общественное неравенство. В связи с этим он придавал большое значение образованию и воспитанию нравственного, обогащенного знаниями человека. Государство, с точки зрения Локка, возникло в результате договора между людьми, чтобы сохранять свободу, безопасность и собственность своих граждан. Локк основоположник учения о разделении властей. Он считал, что законодательную власть надо передать депутатам, представителям общества, исполнительную монарху и его правительству. Локк был сторонник конституционной монархии, где власть короля ограничена конституцией. Наличие различных религий, по его мнению, обусловлено тем, что людей окружают различные жизненные условия и обстоятельства.
В эпоху Просвещения появилась экономическая теория рождающейся цивилизации, автором которой был профессор университета в Глазго, шотландский философ и экономист Адам Смит (1733-1790). Его трактат Исследование о природе и причинах богатства наций читали многие образованнейшие люди в Европе. Смит утверждал, что источник богатства как одного человека, так и страны не деньги, а труд, от количества которого, затраченного на производство вещи, зависит ее стоимость. По его мнению, условиями развития экономики являются свободный обмен товарами и свободная конкуренция.
Особое место в развитии общественной мысли эпохи Прединдустриальной занимал Шарль Луи Монтескье, барон де ла Бред де Секонд (1689-1755), советник, затем президент парламента в г. Бордо. Известность ему принесли Персидские письма смелая сатира на нравы французского двора. Свои политические идеалы Монтескье изложил в трактате О духе законов, опубликованном в 1748 г. в Женеве. Размышляя над историей древних и современных народов, он пришел к выводу, что разнообразие их исторических судеб связано с условиями жизни народов (природа, климат, размер территорий). Он выделилд три формы государственного управления деспотию, основой которой является страх (Персия, Китай, Индия), монархию, основанную на принципе чести иреспублику, покоящуюся на добродетели (возможную лишь в малых странах). Не видя возможности в современных ему государствах для республиканской формы правления, наилучшим государственным устройством Монтескье считал конституционную монархию. Развивая идеи Джона Локка, он выделил три ветви власти законодательную, которая принадлежит народу и реализует себя через выборных депутатов; исполнительную, переданную королю, который назначает членов правительства, и судебную, которую осуществляет независимое сословие судей.
Самым знаменитым в Европе французским просветителем был, несомненно, Вольтер (Мари Франсуа Аруэ, 1694-1778). Циник поседелый, умов и моды вождь пронырливый и смелый писал о нем Пушкин. Вольтер считал, что французское общество нуждается в глубоких реформах. Необходимо обеспечить свободу слова и вероисповедания, дать всем людям равные права, преобразовать судопроизводство, отменить пытки, уничтожить остатки феодальной зависимости крестьян и феодальных привилегий. Чтобы обладание власти не привело к произволу и злоупотреблениям, государи должны быть людьми образованными, окруженными философами, руководствоваться философией, другими слова быть философами на троне. Вольтер считал, что вмешательство в государственные дела невежественных народных масс опасно, поскольку повелевать должен тот, кто обладает знаниями и способностью мыслить. Вольтер утверждал, что просвещение достояние избранных, и что в обществе неизбежно деление на господ и слуг, богатых и бедных. Но, конечно, не эти, отнюдь не самые радикальные в сравнении с идеями других французских просветителей, взгляды создали европейскую славу Вольтеру. Всю силу своего таланта он посвятил обличению абсолютизма, феодальных предрассудков, религиозного ханжества и нетерпимости.
Значительную роль в просвещении умов европейцев Прединдустриальной цивилизации сыграла Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, которая включала 22 тома статей и 13 томов иллюстраций. Это был свод передовых для того времени научных и технических знаний, а также, порой завуалированная, но последовательная критика государственных учреждений, законов, церкви, старых традиций. Статьи в это издание писали лучшие умы эпохи. Основателем, редактором и одним из авторов Энциклопедии был Дени Дидро (1713-1784), французский просветитель, философ-материалист, писатель, один из идеологов революционной французской буржуазии XVIII в.
Не менее, однако, чем тома Энциклопедии на умы европейцев повлияла книга, написанная сыном часовщика из Женевы и названная Об общественном договоре. В этой книге обосновывалось правонарода на свержение абсолютизма, идеалом провозглашалась республика, а частная собственность называлась источником всех зол. Все преступления, войны, убийства происходят из-за того, что кто-то первым огородил себе участок земли и сказал: Это мое, - писал автор этой книги, французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712-1778).
Руссо создал теорию народного суверенитета и утверждал, что раньше вся власть принадлежала обществу, которое по договору передало ее правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества. Однако правители стали злоупотреблять властью, и Руссо вновь предлагает обществу вновь взять власть в свои руки. В таком демократически-республиканскомгосударстве, где каждый участвует в управление, законодательстве и суде, будет достигнуто гражданское равенство. Руссо не разделял веру в прогресс, во всесилие науки и просвещения. Он утверждал, что наука и искусство испортили людей и для улучшения нравов необходимо вернуться назад к природе. Вольтер по этому поводу заметил, что Руссо хочет поставить всех на четвереньках.
Таким образом, Франция XVIII в. дала Европе и миру целую плеяду блестящих умов и идей, которые разрушали устои старого порядка и укрепляли настроения необходимости перехода к гражданскому обществу. Авторитет этих просветителей вышел далеко за пределы Франции. Возникло сообщество образованных людей Европы литературная республика, родилось понятие космополитизм (греч. - гражданин мира.) Так говорили о человеке, который не был привязан к какой-либо одной стране, а принадлежал миру, исповедуя общечеловеческие ценности и идеалы.
Просвещение явление интернациональное, но в каждой стране оно имело свои национальные особенности. Так, в Германии распространению просветительских идей способствовала интенсивная культурная жизнь и преклонение перед французской культурой. Против подражания французскому классицизму одним из первых выступил драматург, теоретик искусства и литературный критик Готхольд Лессинг (1729-1781). В качества образца он принимал только древнегреческую трагедию и произведения Шекспира. В то же время, именно он создал первую мещанскую драму Мисс Сара Симсон. Гуманистический пафос немецкого Просвещения наиболее ярко и полно проявился в литературном движении Буря и натиск, главным теоретиком которого стал немецкий философ и писатель Иоганн Гердер (1744-1803), который отстаивал идею национальной самобытности искусства и его демократичность. Выдающимися представителями Бури и натиска были Иоганн Фольфганг Гете (1749-1832) и Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805). Роман Гете Страдания молодого Вертера вышедший в 1774 г., стал своеобразным литературным манифестом Бури и натиска. Наполеон перечитывал этот роман семь раз. Гете и Шиллер воспевали свободу личности, близость к природе, резко осуждали классицизм и придворное искусство.
Немецкое Просвещение явление не только литературное, но и философское. Духовные искания эпохи Просвещения неотрывны от творчества великого немецкого философа Иммануила Канта(1724-1804), профессора, а позже ректора университета в Кенигсберге, где он читал лекции по философии, филологии, праву, географии, математике, физике. В своих трудах Кант подверг критике способность человеческого разума познавать окружающую действительность и понимать, что есть добро и зло. Он доказывал, что человек не может знать -правильны или неправильны его представления о Боге и Вселенной. Разум познает лишь внешнюю форму вещей, а их сущность (вещь в себе) остается непознаваемой. Кант писал, что наши нравственные нормы тоже не могут быть поняты и доказаны с помощью разума. Он утверждал, что в этике существует изначальный закон, который лежит в основе всех нравственных норм. Он назвал его категорическим императивом, т.е. безусловным принципом поведения. Но в то же время Кант рассматривал личность как высшую ценность, и не случайно именно ему принадлежит приведенная ранее в качестве эпиграфа ко всему веку Просвещения фраза: Имей мужество пользоваться собственным умом.
В эпоху Просвещения появляется и новый мощный фактор воздействия на жизнь общества общественное мнение. Оно формировалось образованными людьми и прежде всего - для образованных людей. Просветители с пренебрежением относились к народной культуре и народным традициям. Большое влияние на общественное мнение оказывали газеты. Первые газеты появились в Англии в конце XVII в. Поначалу новости распространялись при помощи рукописных сборников, которые рассылались подписчикам в города и сельские районы. Современный газетный центр Англии Флит стрит возник на том месте неподалеку от собора св. Павла, где встречались сборщики новостей и где в последствии возникли типографии. С XVIII в. уже выходит ежедневная лондонская газета Таймс. В эпоху Прединдустриальной цивилизации стремительно росло число изданий газет и журналов. В начале XVII в. выходило всего 2 периодических издания, в конце XVII в. уже 68, в XVIII в. более 900. Другим центром формирования общественного мнения били кружки и салоны, светские, политические, художественные. XVIII век можно смело назвать веком салонов. Одним из модных течений XVIII в. стало масонство. Первые масонские ложи (организации) появились в Англии. Многое в своей атрибутике масоны взяли у средневековых цехов, даже само название масоны - каменщики или франкмасоны вольные каменщики. Масоны проповедовали свободу и братство всех людей, способствовали распространению идей Просвещения, занимались благотворительной деятельностью.
Таким образом, Просвещение было третьим духовным переворотом, после Возрождения и Реформации, через который прошла Прединдустриальная цивилизация. Это была необходимая ступень цивилизационного развития любой страны, расстающейся со средневековым образом жизни. Идеи просветителей были направлены против старого строя, который не отвечал современным требованиям. Укреплялась основа дальнейшего цивилизационного развития Европы и не только Европы. Подвергались сокрушительной критике феодальные порядки, провозглашались идеи установления царства разума, приветствовался прогресс науки и просвещения, выдвигались требования свободы частного предпринимательства. Просвещение политизировало общественное сознание, побуждало понимание необходимости модернизации социальной организации общества, способствовало росту крайних проявлений подобных революционных настроений.
- 2. Становление цивилизационных теорий
- 3. Теории эпохи индустриальной цивилизации
- 4. Цивилизационные теории эпохи великого кризиса
- 5. Рубеж тысячелетий: техногенные и информационные концепции цивилизаций
- Раздел I. Глава 2. Предыстория человеческого общества
- 1. Становление человеческого общества
- 2. Мезолит рубеж истории человечества
- 3. Неолитическая цивилизация
- 4. Энеолит эпоха перехода к цивилизации
- Раздел II. Глава 2. Месопотамская цивилизация
- 1. Древнее Двуречье
- 2. Истоки Месопотамской цивилизации
- 3. Шумерская цивилизация
- 4. Старовавилонский период
- 5. Касситский период
- 6. Нововавилонский период
- 7. Месопотамская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 1. Египетская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Египта
- 3. Цивилизация эпохи Раннего царства
- 4. Древнее царство
- 5. Расцвет цивилизации в эпоху Среднего царства
- 6. На пути ко всему новому
- 7. Поздний период Египетской цивилизации
- 8. Египетская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 3. Индийская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Индостана
- 2. Хараппская цивилизация
- 4. Ведийская цивилизация
- 5. Цивилизация между Гангом и Гималаями
- 6. Цивилизация Кушанской и Гуптской империй
- 7. Особенности и достижения Древнеиндийской цивилизации
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческие культуры колыбель Китайской цивилизации
- 3. Шанская (иньская) цивилизация
- 4. Цивилизация эпохи Чжоу
- 5. Цивилизация эпохи Восточного Чжоу
- 6. Цивилизация эпохи Цинь
- 7. Цивилизация эпохи династии Хань
- 8. Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации
- Раздел III. Глава 1. Финикийская цивилизация вариант ближневосточного развития
- 1. Природа и население
- 2. Расцвет торговли и мореплавания
- 3. Финикийские города-государства
- 4. Финикийцы в составе мировых цивилизаций
- Раздел III. Глава 2. Древняя Сирия первые шаги цивилизации
- 1. Условия становления локальной Сирийской цивилизации
- 2. Двойной опыт объединения
- 3. Сирия зона нестабильности
- Раздел III. Глава 3. Цивилизация Древней Палестины 1. Природа и население
- 2. Между властью фараона и переселением народов моря
- 3. На пути к Израилю
- 4. Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины
- Раздел IV. Глава 1. Хеттская цивилизация
- 1. Анатолия центр цивилизационного развития
- 2. От раннеземледельческой культуры к городу-государству
- 3. Этапы истории Хеттской державы
- 4. Война и мир Хатти
- 5. Достижения цивилизации хеттов
- Раздел IV. Глава 2. Ассирийская цивилизация
- 1. Природные условия и население
- 2. Древнейший период истории
- 3. Цивилизация Среднеассирийского периода
- 4. Цивилизация Новоассирийской эпохи
- 5. Ассирийская цивилизация между враждой и миром
- 6. Наследие Ассирийской цивилизации
- Раздел IV. Глава 3. Цивилизация персов
- 1. Древняя Персия страна стран
- 2. Величайшая восточная деспотия
- 3. Авестийская цивилизация
- Раздел V. Глава 2. Древнеримская цивилизация
- 1. Древнеримская цивилизация морская цивилизация
- 2. Цивилизация царского Рима
- 3. Древнеримская цивилизация эпохи Республики
- 4. Военная экспансия и ее результаты
- 5. Древнеримская цивилизация эпохи Империи
- 6. Основные достижения Древнеримской цивилизации
- Раздел VI. Глава 1. Византийская цивилизация
- 1. Византия как цивилизационное пространство
- 2. Взлет и падение Византийской цивилизации
- 3. Византийская модель цивилизационного развития
- 4. Византия империя ромеев
- 5. Роль религии в Византийской цивилизации
- Раздел VI. Глава 2. Арабская исламская цивилизация
- 1. Домусульманская Аравия
- 2. Ислам основа арабской цивилизации
- 3. Арабский халифат
- 4. Арабская культура в развитии мировой цивилизации
- Раздел VI. Глава 3. Западноевропейская средневековая цивилизация
- 1. Новая жизнь имперской идеи
- 2. Торгово-политические полюсы Средневековья
- 3. От лоскутной цивилизации к единому историческому пространству
- 4. Становление института западноевропейской средневековой демократии.
- 5. Иерархичность и корпоративизм западноевропейского общества
- 6. Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации
- 7. Человек Западноевропейского Средневековья
- 8. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации
- Раздел VII. Глава 1. Европейская прединдустриальная цивилизация
- 1. Европейский Запад: зарождение Прединдустриальной цивилизации
- 2. Демографические и этнические процессы в Раннее новое время
- 5. Консолидация единого исторического пространства
- 6. Золотой век европейского абсолютизма
- Раздел VII. Глава 2. Взлет духа и модернизация
- 1. Возрождение новый взгляд на мир и человека
- 2. Реформация время перемен в религиозной жизни
- 3. Просвещение третий духовный переворот
- 4. Первые революции начало общеевропейской модернизации
- 5. Человек эпохи Прединдустриальной цивилизации
- Раздел VIII. Глава 1. Рождение индустриальной цивилизации
- 1. Особенности становления индустриальной цивилизации
- 2. Основные тенденции развития европейских стран в XIX в.
- 3. Духовная культура Европы индустриальной эпохи
- Раздел VIII. Глава 2. Становление индустриального общества Северной Америки
- 1. Создание независимого государства Соединенные Штаты Америки
- 2. Государственное устройство и становление демократии в сша
- 3. Центры цивилизационного развития сша
- 4. Технический прогресс и культура индустриального общества Северной Америки
- Раздел VIII. Глава 3. Индустриальная цивилизация XX века
- 1. Цивилизационные кризисы XX века
- 2. Поиски путей выхода из кризиса
- 3. Особенности кризиса цивилизации второй половины XX века
- 4. Духовный мир человека Индустриальной цивилизации XX века
- 5. Третья научно-техническая революция
- 6. Новое индустриальное общество
- Раздел IX. Глава 1. Постиндустриальная цивилизация
- 1. Начало постиндустриального общества
- 2. Основные тенденции цивилизационного развития
- 3. Центры мирового хозяйства
- 4. Глобальные проблемы современности
- 5. Отличительные черты постиндустриальной цивилизации