logo
методичка последний вариант

Россия в XX – начале XXI вв.

  1. Россия в 1900–1916 гг.

    1. Россия в начале XX века: самодержавие и общество; сословный строй; экономическое и политическое развитие; проблемы модернизации. Реформы С.Ю. Витте. Русско-японская война.

    2. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905–1907 гг. Думская монархия.

    3. Реформы П.А. Столыпина.

    4. Культура в начале XX в.

    5. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.

  2. Россия в 1917–1920 гг.

    1. Революция 1917 г. От Февраля к Октябрю. Двоевластие: Временное правительство и Советы. Кризисы Временного правительства.

    2. Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917–1920 гг. Формирование однопартийной системы.

    3. Гражданская война: участники, этапы, основные фронты. Интервенция. «Военный коммунизм». Итоги и последствия Гражданской войны.

  3. Советская Россия, СССР в 1920-е – 1930-е гг.

    1. Кризис начала 1920-х гг. Переход к новой экономической политике.

    2. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национальная политика в 1920-е – 1930-е гг.

    3. Политическая жизнь в 1920-е – 1930-е гг. Внутрипартийная борьба. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.

    4. Свертывание новой экономической политики. Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация.

    5. «Культурная революция» (утверждение новой идеологии, ликвидация неграмотности, развитие образования, науки, художественной культуры).

    6. Внешняя политика советского государства в 1920-е – 1930-е гг. СССР на начальном этапе Второй мировой войны.

  4. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

    1. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны.

    2. Героизм советских людей в годы войны. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.

    3. Фашистский «новый порядок» на оккупированных территориях. Партизанское движение.

    4. Антигитлеровская коалиция.

    5. Завершение Великой Отечественной и Второй мировой войны. Итоги войны.

  5. СССР в 1945–1991 гг.

    1. СССР в первое послевоенное десятилетие: восстановление хозяйства, идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику.

    2. СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Политическая жизнь страны в середине 1950-х гг. XX съезд КПСС и его значение. Реформы в социально-экономической сфере. Политика мирного сосуществования.

    3. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Конституция 1977 г. Нарастание кризисных явлений в советском обществе. Внешняя политика: установление военно-стратегического паритета СССР и США, политика разрядки международной напряженности.

    4. СССР во второй половине 1980-х гг. Политика перестройки и гласности. Попытки реформ экономики и политической системы. Внешняя политика: «новое политическое мышление». События 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.

    5. Развитие советской науки и культуры в 1950-х – 1980-х гг.

  6. Россия в 1992–2009 гг.

    1. Становление новой российской государственности. События 1993 г. Принятие Конституции 1993 г.

    2. Переход к рыночной экономике.

    3. Политическое, экономическое, национальное, культурное развитие современной России.

    4. Россия в системе современных международных отношений.

Таблица 2. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам действий

Виды умений и познавательной деятельности

Число заданий

Максимальный первичный балл

% максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу (=67)

Части 1(А) и 2(В)

Знание дат и периодизация Отечественной истории

4

4

6,0%

Знание основных фактов и явлений, характеризующих целостность исторического процесса

4

4

6,0%

Знание исторических понятий, терминов

3

3

4,4%

Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов

5

5

7,6%

Установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений, процессов

4

4

6,0%

Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов, указание характерных черт событий, явлений, процессов

6

6

8,8%

Группировка исторической информации

4

4

6,0%

Систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса

4

8

12,0%

Умение извлекать информацию из источника

8

8

12,0%

Часть 3(С)

Комплекс знаний и умений к заданиям на знание исторического источника

3

6

8,8%

Комплекс знаний и умений к заданию на обобщенную характеристику, систематизацию исторического материала

1

4

6,0%

Комплекс знаний и умений к заданию на анализ исторических версий и оценок

1

3

4,4%

Комплекс знаний и умений к заданию на анализ исторической ситуации

1

4

6,0%

Комплекс знаний и умений к заданию на сравнение

1

4

6,0%

Итого

49

67

100%

Б) Принципы отбора и расположения заданий в работе

• Отражение разных аспектов истории – экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, истории материальной и духовной культуры.

• Нарастание числа заданий от ранних эпох к современности. 12 из 27 заданий 1 части относятся к истории ХХ в. Это объясняется необходимостью учитывать объем отдельных курсов (определяемый базовым учебным планом), а также особенности учебной ситуации. Поэтому большой раздел 1900 – 2010 гг. в экзаменационной работе подразделяется на два подраздела: 1900 – 1945 гг. и 1945 – 2010 гг.

• Расположение заданий в 1 и 2 частях работы в хронологической последовательности (по названным выше периодам).

Задания части 3 (с открытым развернутым ответом) ввиду их относительно небольшого количества – комплект из 3 заданий к одному документу и 4 заданий на разные виды деятельности – не закреплены за конкретными разделами. Вместе с тем, в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий, чтобы в совокупности они в этой части охватывали основные содержательные разделы курсов истории России.