logo
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии

Константин Сергеевич аксаков

1817 – 1860

АКСАКОВ Константин Сергеевич — литературный и общественный деятель России 40 – 50-х гг. XIX в., славянофил, сын писателя С. Т. Аксакова. В 1832 г. пятнадцатилетний Константин поступает в Московский университет на словесный факультет (из русских писателей только один А. С. Грибоедов был принят в это высшее учебное заведение в более раннем возрасте), который оканчивает в 1835 г. После окончания университета К. Аксаков активно сотрудничает в газетах «Мова», «Московский наблюдатель». На страницах этих изданий увидели свет его оригинальные стихи и стихотворные пародии (под псевдонимом К. Эврипидов), переводы немецких поэтов, преимущественно Шиллера и Гете.

В 30-е гг. происходит сближение Аксакова с И. В. Киреевским и А. С. Хомяковым. Его увлекает развиваемая ими идея преобразования русской культуры на народных, самобытных началах. Он становится одним из ревностных сторонников и пропагандистов славянофильства. Увлекаясь любовью к русскому народу и его быту, Аксаков носил высокие сапоги, косоворотку, большую бороду (в 1848 г. полиция приказала ему сбрить ее).

В 1847 г. К. Аксаков защищает магистерскую диссертацию по теме «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка». Так как в Московском университете не оказалось преподавательских вакансий, он целиком отдается литературно-художественному творчеству. Пишет пьесы («Освобождение Москвы в 1612 году», «Олег под Константинополем» и др.), публицистические и критические статьи («О древнем быте у славян вообще и русских в особенности», «Богатыри времен князя Владимира», «Об основных началах русской истории»), филологические сочинения.

Аксаков сначала восхвалял реформы Петра I как освободителя русских «от национальной исключительности», затем относился к ним отрицательно. Идеализируя русскую историю, высшее достоинство русского народа он видит в том, что в нем общечеловеческие начала развиты выше, чем у других народов, и что ему присущ «христианско-человеческий дух». В западной культуре Аксаков видит только негативные стороны: насилие, вражду, ложную веру (католичество и протестантизм), склонность к театральности и др.

Основы высокой нравственности русской жизни он видел у неиспорченного цивилизацией простого народа.

При вступлении на трон Александра II в 1855 г. Аксаков подает государю докладную записку «О внутреннем состоянии России». В ней он упрекает правительство в том, что оно стеснило нравственную свободу русского народа, что оно вступило на путь деспотизма, следствием которого явился нравственный упадок народа. Указывает и на то, что отсюда может возникнуть у народа увлечение идеею политической свободы и стремление достигнуть ее революционным путем. Во избежание этих опасностей Аксаков советовал дать свободу мысли и слову.

Сочинения

1. Аксаков К. С. Записка о внутреннем состоянии России // Ранние славянофилы. Сборник. Сост. Н. Л. Бродский. М., 1910.

2. Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1981.

3. Аксаков К. С. Эстетика и литературная критика. М., 1995.

Литература

1. Герцен А. И. Былое и думы: В 2 т. М., 1988. Глава XXX.

2. Анненкова Е. И. Гоголь и Аксаковы. М., 1983.

3. Дудзинская Е. А. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983.

4. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. Ч. I. СПб., 1994.

5. Кулешов В. И. Славянофилы и русская литература. М., 1976.

6. Литературные взгляды и творчество славянофилов. М., 1978.

7. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1994.

8. Цимбаев Н. И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. М., 1986.