2. Величайшая восточная деспотия
В результате острой политической борьбы осенью 522 г. до н.э. к власти пришел Дарий I (522-484 гг. до н.э.), который не принадлежал к царской семье, хотя и происходил из рода Ахеменидов.
Возвышение Дария поразило многих. Волна недовольства покатилась не только по Вавилону, Мидии, Эламу, Маргиане, Парфии, Египту и Средней Азии, но и охватила саму Персию, где появились самозванцы, и один за другим вспыхивали восстания. Началась долгая и жестокая война за восстановление державы Ахеменидов. Таким образом Дарию пришлось заново создавать державу, в которой из-за внутренних неурядиц дело дошло до волнений, грозивших распадом. Год с небольшим он потратил на укрепление своей власти единого персидского царя и на восстановление Ахеменидской державы в прежних пределах. В знак успехов Дарий велел высечь на Бехистунской скале, расположенной в 30 км к востоку от города Керманшах и древнего караванного пути, пролегавшего между Вавилоном и Экбатанами, рельеф и надпись. На рельефе была изображены фигура персидского царя к которому приближается длинное шествие людей в разных одеждах, связанных между собой за шею, с руками, скрученными за спиной. Над всей группой парит крылатая фигура божества. Огромная надпись (400 строк) на персидском, вавилонскоми новоэламском языках возвещала об умиротворении страны и восстановлении Дарием государственного единства Персии.
Молодой правитель персов, лучший из всех кого они видели прежде, не был так озабочен завоеваниями, как его предшественники. Все достойное завоевания уже находилось под властью Персидской державы, которую он лишь расширил на юго-востоке вплоть до реки Инд и на западе до Эгейского моря. Способный и дальновидный царь персов стал ключевой фигурой в развитии Древнеперсидской цивилизации. Большую часть времени он посвятил закреплению успехов своих предшественников и превращению империи в эффективный государственный механизм. В 518 г. до н.э. он приступил к осуществлению своих знаменитых реформ, которые должны были создать, во-первых, устойчивую систему государственного управления и контроля над завоеванными странами, во-вторых, упорядочить сбор налогов и, в-третьих, увеличить армию.
Еще ассирийцы заложили основы оптимальной административной структуры, но Дарий пошел дальше. Он разделил империю на 20 административно-податных провинций сатрапий границы которых отчасти совпадали с границами стран, подчиненных персам (например, Египет, Мидия и т.д.). Персы не создавали новых наименований для сатрапий и не прибегали ни к каким территориальным перемещениям, а сохраняли прежде всего доставшиеся им от предшественников этнические границы и жизненные уклады. Во главе сатрапий были поставленные ответственные перед центром сатрапы, которыми, как правило, назначались персы. Чтобы ограничить всевластие сатрапов, Дарий ввел разделение властей на местах. Сатрапы, как исключительно гражданские наместники, возглавляли администрацию своей области, следили за поступлением налогов и выполнением повинностей, обеспечивали безопасность в пределах своей сатрапии и контролировали местных чиновников. Сатрапы исполняли и судебные функции, фактически распоряжаясь правом на жизнь и смерть людей. Их военная сила ограничивалась лишь небольшой личной охраной. Помимо сатрапий империя делилась на 5 военных округов во главе с военачальниками, которые не зависели от сатрапов и подчинялись непосредственно царю. Сатрапы и военачальники находились под двойным контролем царя и тайной полиции. Дарий не доверял своим сатрапам, поставив при каждом из них главного надзирателя (царское око) и тайных посланцев-шпионов (уши царя).
Все нити управления обширной Ахеменидской империей были сосредоточены в центральном аппарате во главе с царской канцелярией, которая находилась в Сузах, административной столице персов. Для обеспечения быстрого исполнения царских повелений, Дарий учредил государственную почту. Он приказал построить новые дороги и организовать службу связи, введя систему конных курьеров, которые доставляли его распоряжения и указы в разные концы страны. Для поддержания безопасности на дорогах у горных проходов и переправ через реки находились караульные посты, строились укрепления и размещались гарнизоны. Все официальные документы составлялись на арамейском языке, который стал государственным языком многоэтничнойАхеменидской державы.
Руководящие должности государственного аппарата, как правило, занимали персы. Им помогали многочисленные чиновники, также из персов и мидийцев. В сатрапиях к управлению привлекались чиновники из местных жителей, а на периферии сохранялась традиционная система управления во главе с вождями. Кроме персов, в управлении государством, особенно на местном уровне, привлекались вавилоняне, египтяне, эламиты, иудеи, арамеи и представители других народов многонациональной державы Ахеменидов. Персидское государство заботилось о подготовке чиновников и военачальников. Мальчики из знатных семей от 3 до 15 лет учились верховой езде, стрельбе из лука и умению всегда говорить правду. Далее их образование продолжалось при царском дворе или под руководством сатрапов, где они воспитывались в духе самообладания, простоты, правдивости и храбрости.
Устойчивость и процветание Персидской империи во многом зависели от финансов, торговли и налоговых поступлений. Как было сказано ранее, Дарий упорядочил сбор налогов. Для сатрапий налог был обязателен и строго зафиксирован. Персида, как родовая область, и персы, как титульный народ империи денежный налог не платили, ограничиваясь натуральными поставками. Сохранялось система подарков, которая приобрела почти обязательный характер. Денежная реформа обеспечила страну единой денежной единицей золотым дариком весом 8,4 гр. В центре чеканили золотую монету, а на местах серебрянную (сикль 5,6 гр) и медную. На монетах обычно помещалось изображение персидского царя. Деньги от налоговых поступлений изымались из обращения и откладывались в царских сокровищницах. Нехватка серебра компенсировалась меновой торговлей и предоставлением ростовщического кредита. Персы не любили торговать, но, понимая значение торговли, создавали для ее развития необходимые условия. Старые и вновь построенные персидские дороги хорошо обслуживались, на каждом 20-м километре находилась гостиница. Особенно выделялись царская дорога, которая шла от Эфеса в Малой Азии на Сарды и Сузы, и дорога, соединяющая Вавилон с Экбатаном и затем продолжающаяся к границамБактрии и Индии.
Поскольку власть персов держалась на военной силе, понадобилась реорганизация армии и всего военного дела. Элитой армии считалась царская гвардия из 10 тысяч бессмертных пехотинцев. Первая ее тысяча, которая комплектовалась из представителей знатных родов, составляла личную охрану царя. Размер войска в сатрапиях и численность гарнизонов в крепостях определялись лично царем. Он же проводил и ежегодные смотры. Во время войны собиралось огромное ополчение. Большая часть постоянного войска была рассеяна по границам разных областей. Здесь воинам предоставлялись земельные участки, которые они обрабатывали, отбывая воинскую повинность. Эти наделы, называемые наделами лука, лошади, колесницы и т.д., не считались и личной собственностью, но с течением времени стали отчуждаться (залог, аренда и т.д.). Когда владельцы наделов воевали, их землю обрабатывали члены семьи. Те, кто уходил в отставку, должны были платить налоги. Со временем в армии персов стали делать ставку на воинов-наемников.
Таким образом, благодаря серии реформ проведенных Дарием, Персия быстро превратилась в централизованную бюрократическую деспотию, наследуя скорее традиции Вавилонской и Египетской цивилизаций, нежели прокладывая путь в новую историческую эпоху. Царь персов, управлявший империей из дворца, обладал неограниченной властью, считался владыкой земли и людей, высшей и священной особой, земным олицетворением Бога. Лишь семь знатнейших персов имели право входить к царю без доклада. Никто не смел являться перед ним без приношений. При царе постоянно находились его личный секретарь, писавший указы, а также маги, жрецы Заратустры, которым отводилась роль советников в духовных и светских делах. Царь управлял своей державой с помощью письменных распоряжений. Его указы, снабженные царской печатью, считались законом и не подлежали отмене. Царь контролировал управление страной и с помощью царских судей, которых он назначал пожизненно, вершил правосудие.
Не удивительно, что в такой обширной империи, как Персидская, ее правители имели не одну резиденцию. Столичными городами считались Сузы, Экбатана (бывшая столица Мидии), Пасаргады. В эпоху расцвета цивилизации персов, в 32 км от Пасаргады Дарий начал строительство новой столицы Персеполя. В Персеполе находилась царская резиденция, а впоследствии и царская усыпальница, где был похоронен Дарий. В Персеполе короновались, принимали высокопоставленных чиновников из Египта, Вавилонии, Лидии, Индии и других стран и встречали новый год (день зимнего солнцестояния).
Слишком далеко простиравшиеся потестарные притязания персов были остановлены свободолюбивыми греками. Греко-персидские войны (500-449 гг. до н.э.) показали непрочность империи персов, величие которой таяло на глазах. После смерти Дария, персы сплошь и рядом должны были считаться с политическим фактором наличия на Западе свободных греческих городов. Даже отказ от планов завоевания Греции, подавление восстаний и мятежей в сатрапиях (Египет, Вавилония, Мидия, Сирия, Малая Азия и др.) не остановили крушение Ахеменидской державы. С середины V в. до н.э. Персия одну за другой стала терять свои провинции.
Весной 334 г. до н.э. в поход против персов с 35-тысячной армией выступил молодой и энергичный правитель Македонии Александр. Вряд ли жители огромной державы Ахеменидов осознавали, что их будущее теперь зависит от исхода этого противостояния.
В короткий срок Александр Македонский занял Малую Азию, города Финикии, Палестины, без боя вступил в Египет, прошел Месопотамию и по левому берегу Тигра спустился к Гавгамелам. Здесь 1 октября 331 г до н.э. он нанес персам сокрушительное поражение. Последний царь персов Дарий III бежал в Биктрию, где был убит. Не встречая сопротивления, Александр Македонский занял Вавилон, Персию, где сжег царский дворец в Персеполе, Мидию, Парфию, Гарканию, Бактрию, подчинил себе Дрангиану, Гедрозию, Арахозию, Согдиану. Так перестала существовать персидская империя Ахеменидов. Странное совпадение, но империя персов завершила свой исторический путь близ того самого места, где в свое время погибла Ассирийскаяимперия.
- 2. Становление цивилизационных теорий
- 3. Теории эпохи индустриальной цивилизации
- 4. Цивилизационные теории эпохи великого кризиса
- 5. Рубеж тысячелетий: техногенные и информационные концепции цивилизаций
- Раздел I. Глава 2. Предыстория человеческого общества
- 1. Становление человеческого общества
- 2. Мезолит рубеж истории человечества
- 3. Неолитическая цивилизация
- 4. Энеолит эпоха перехода к цивилизации
- Раздел II. Глава 2. Месопотамская цивилизация
- 1. Древнее Двуречье
- 2. Истоки Месопотамской цивилизации
- 3. Шумерская цивилизация
- 4. Старовавилонский период
- 5. Касситский период
- 6. Нововавилонский период
- 7. Месопотамская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 1. Египетская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Египта
- 3. Цивилизация эпохи Раннего царства
- 4. Древнее царство
- 5. Расцвет цивилизации в эпоху Среднего царства
- 6. На пути ко всему новому
- 7. Поздний период Египетской цивилизации
- 8. Египетская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 3. Индийская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Индостана
- 2. Хараппская цивилизация
- 4. Ведийская цивилизация
- 5. Цивилизация между Гангом и Гималаями
- 6. Цивилизация Кушанской и Гуптской империй
- 7. Особенности и достижения Древнеиндийской цивилизации
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческие культуры колыбель Китайской цивилизации
- 3. Шанская (иньская) цивилизация
- 4. Цивилизация эпохи Чжоу
- 5. Цивилизация эпохи Восточного Чжоу
- 6. Цивилизация эпохи Цинь
- 7. Цивилизация эпохи династии Хань
- 8. Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации
- Раздел III. Глава 1. Финикийская цивилизация вариант ближневосточного развития
- 1. Природа и население
- 2. Расцвет торговли и мореплавания
- 3. Финикийские города-государства
- 4. Финикийцы в составе мировых цивилизаций
- Раздел III. Глава 2. Древняя Сирия первые шаги цивилизации
- 1. Условия становления локальной Сирийской цивилизации
- 2. Двойной опыт объединения
- 3. Сирия зона нестабильности
- Раздел III. Глава 3. Цивилизация Древней Палестины 1. Природа и население
- 2. Между властью фараона и переселением народов моря
- 3. На пути к Израилю
- 4. Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины
- Раздел IV. Глава 1. Хеттская цивилизация
- 1. Анатолия центр цивилизационного развития
- 2. От раннеземледельческой культуры к городу-государству
- 3. Этапы истории Хеттской державы
- 4. Война и мир Хатти
- 5. Достижения цивилизации хеттов
- Раздел IV. Глава 2. Ассирийская цивилизация
- 1. Природные условия и население
- 2. Древнейший период истории
- 3. Цивилизация Среднеассирийского периода
- 4. Цивилизация Новоассирийской эпохи
- 5. Ассирийская цивилизация между враждой и миром
- 6. Наследие Ассирийской цивилизации
- Раздел IV. Глава 3. Цивилизация персов
- 1. Древняя Персия страна стран
- 2. Величайшая восточная деспотия
- 3. Авестийская цивилизация
- Раздел V. Глава 2. Древнеримская цивилизация
- 1. Древнеримская цивилизация морская цивилизация
- 2. Цивилизация царского Рима
- 3. Древнеримская цивилизация эпохи Республики
- 4. Военная экспансия и ее результаты
- 5. Древнеримская цивилизация эпохи Империи
- 6. Основные достижения Древнеримской цивилизации
- Раздел VI. Глава 1. Византийская цивилизация
- 1. Византия как цивилизационное пространство
- 2. Взлет и падение Византийской цивилизации
- 3. Византийская модель цивилизационного развития
- 4. Византия империя ромеев
- 5. Роль религии в Византийской цивилизации
- Раздел VI. Глава 2. Арабская исламская цивилизация
- 1. Домусульманская Аравия
- 2. Ислам основа арабской цивилизации
- 3. Арабский халифат
- 4. Арабская культура в развитии мировой цивилизации
- Раздел VI. Глава 3. Западноевропейская средневековая цивилизация
- 1. Новая жизнь имперской идеи
- 2. Торгово-политические полюсы Средневековья
- 3. От лоскутной цивилизации к единому историческому пространству
- 4. Становление института западноевропейской средневековой демократии.
- 5. Иерархичность и корпоративизм западноевропейского общества
- 6. Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации
- 7. Человек Западноевропейского Средневековья
- 8. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации
- Раздел VII. Глава 1. Европейская прединдустриальная цивилизация
- 1. Европейский Запад: зарождение Прединдустриальной цивилизации
- 2. Демографические и этнические процессы в Раннее новое время
- 5. Консолидация единого исторического пространства
- 6. Золотой век европейского абсолютизма
- Раздел VII. Глава 2. Взлет духа и модернизация
- 1. Возрождение новый взгляд на мир и человека
- 2. Реформация время перемен в религиозной жизни
- 3. Просвещение третий духовный переворот
- 4. Первые революции начало общеевропейской модернизации
- 5. Человек эпохи Прединдустриальной цивилизации
- Раздел VIII. Глава 1. Рождение индустриальной цивилизации
- 1. Особенности становления индустриальной цивилизации
- 2. Основные тенденции развития европейских стран в XIX в.
- 3. Духовная культура Европы индустриальной эпохи
- Раздел VIII. Глава 2. Становление индустриального общества Северной Америки
- 1. Создание независимого государства Соединенные Штаты Америки
- 2. Государственное устройство и становление демократии в сша
- 3. Центры цивилизационного развития сша
- 4. Технический прогресс и культура индустриального общества Северной Америки
- Раздел VIII. Глава 3. Индустриальная цивилизация XX века
- 1. Цивилизационные кризисы XX века
- 2. Поиски путей выхода из кризиса
- 3. Особенности кризиса цивилизации второй половины XX века
- 4. Духовный мир человека Индустриальной цивилизации XX века
- 5. Третья научно-техническая революция
- 6. Новое индустриальное общество
- Раздел IX. Глава 1. Постиндустриальная цивилизация
- 1. Начало постиндустриального общества
- 2. Основные тенденции цивилизационного развития
- 3. Центры мирового хозяйства
- 4. Глобальные проблемы современности
- 5. Отличительные черты постиндустриальной цивилизации