Оффиций
монастырях сложилась традиция несколькихсуточных богослужений, именуемых службами Оффиция.Согласно трактату 1196года “Praepositini Gremonensis. Tractatus de officiis” суточных служб 8:Утреня(Laudes): начало в полночь или в два – в половине третьего пополуночи.
Пролог: символ веры, «призывательный» псалом (XCIV) и гимн.
Основная часть: три идентичных по составу «полунощницы» (nocturnus). В каждую из полунощниц входит три псалма, три чтения (тексты Писания, проповеди пап и отцов церкви, отрывки из богословских трактатов) и три респонсория. Пение респонсория начинал солист, исполнявший основной его текст, который сразу же повторялся хором, затем солист пел начало великого славословия («Слава в вышних Богу), хор повторял текст респонсория, солист пел малое славословие («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу), хор – вторую часть основного текста, солист – весь текст. В конце утрени – «Песнь хвалебная» («Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем»).
Хваления(Matutium):половина пятого – пять часов утра.
Пять псалмов, гимн, песнь (ветхозаветный лирический текст, менявшийся по дням недели), новозаветное благодарение Захарии (Лука, I, 68-70), две молитвы и “антифон блаженной деве Марии” (шестистрочный гимн в честь Богородицы).
Первый час:шесть часов утра. Гимн, псалом, малый респонсорий, чтение из мартиролога, две молитвы и малое чтение.
Третий час:девять часов. Месса.
Шестой час: полдень.
Девятый час:три-четыре часа пополудни.
Службы Шестого и Девятого часа идентичны: гимн, псалом, малый респонсорий, молитва.
Вечерня(Vesper):половина пятого пополудни.
Пять псалмов, гимн, «песнь» Богородицы («Величит душа моя Господа» - Лука, II, 45-55), две молитвы, антифон Деве Марии.
Повечерие(Completorium): шесть часов вечера.
Малое чтение, исповедание грехов понедельным целебрантом, хоровое исповедание грехов, псалом, гимн, малый респонсорий, «песнь» Симеона Богоприимца» («Ныне отпущаеши» - Лука, II, 29-32), две молитвы, антифон деве Марии, символ веры.
Г Месса
Христианское объяснение семантики причащения находится в евангельском предании о тайной вечере:
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни;
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день;
Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие;
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нём».
(Евангелие от Иоанна, 6: 53-56)
Однако истоки этого обряда лежат в дохристианских культах: в митраизме, оргиастических мистериях Диониса, культе Бахуса, критских орфических мистериях и др. Обряд вкушения плоти и крови бога по своему происхождению восходит к первобытным временам и к тотемическим культам. В религиях первобытности и древности было широко распространено представление о том, что, принимая внутрь частицу тела своего божества, человек обретает его силы и мудрость, его доблесть и хитрость. Будучи центральным элементом христианского культа, обряд причащения сыграл большую роль в оформлении всего богослужения.
Центральное католическое богослужение делится на две части: литургию оглашенных и литургию верных.
Месса оглашенных: первая часть службы, к которой наряду с членами церкви допускались и «оглашенные», то есть лица, готовящиеся к крещению, но ещё не прошедшие через это таинство.
Интроит (входная):песнопение хора, сопровождающее процессию духовенства из ризницы к алтарю; исполнение антифонное – перекличка двух полухорий.
Kyrie eleison («Господи, помилуй»): хор.
Gloria («Слава в вышних Богу»), так называемое «великое славословие»: хор.
Коллекта («Сборная молитва»); в древней литургии отмечала момент полного сбора паствы; произносится целебрантом – священником, совершающим литургию.
Послание: отрывок из «Посланий» или «Деяний» апостолов; читается иподиаконом.
Градуале: псалмопение с амвона на данный день церковного года; исполнение со ступеней амвона (gradus – cтупень), респонсориальное – хор и солист.
Аллилуйя: исполнение респонсориальное; по траурным дням сменяется «трактом», единственным сольным песнопением мессы.
Евангелие: читает диакон.
Месса верных:таинство евхаристии; оглашенные из церкви удаляются.
Credo: хор
Офферторий: песнопение хора, сопровождавшее всенародное приношение к алтарю даров.
Проскомидия: приготовление даров.
Молитва о принятии даров: псалом XXV;читает целебрант.
Молитва о благоприятствии жертвы: читает целебрант.
“Тайная молитва”: читает целебрант.
Освящение даров.
Приступ: хор и целебрант.
Канон Sanctus:неизменная часть мессы
Причащение.
«Отче наш».
Коммунио:молитва при причащении целебранта.
Посткоммунио: молитва «по причащении».
Отпущение от мессы.
Текст мессы складывался постепенно, на протяжении нескольких веков (c II века). Окончательное утверждение католического ритуала произошло в каролингскую эпоху. Текст мессы включает обязательные, неизменные части – Ordinarium,и подобающие –Proprium,изменяющиеся в зависимости от церковного календаря.
МЕССА
→ пение
- Часть I
- Музыка в культуре первобытного общества
- Основные черты первобытного искусства
- Магический обряд. Пантомима.
- Мифологические представления
- Музыка в культуре древних цивилизаций
- Хронограф Шумер
- Шумерская культура
- Исследования Шумера
- Вавилонское царство и Ассирия
- Археологические исследования Вавилона
- Письменность
- Литературные памятники
- Эпос о Гильгамеше
- Музыкальная культура
- Египетская культура
- Пирамиды
- Культура в период Среднего и Нового царства
- Мумификация и изобразительный канон в рельефе.
- Письменность. Литература.
- «Книга мертвых»
- Религиозные представления
- Мистерии
- Индийская культура
- Хараппская цивилизация
- Древняя Индия
- Ведическая литература
- Китайская культура
- Музыкальная теория
- Инструменты
- «Книга песен»
- Музыкальная культура античности периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Античности.
- Крито-микенская культура
- Гомеровская Греция «Одиссея» и «Илиада»
- Архаический период
- Греческая классика
- Эллинистическое искусство
- Римское искусство
- Музыка в Древней Греции
- Музыка и музы
- Аэды и поэты
- Музыкальные инструменты
- Музыкально-теоретические представления
- Ah c d e f g a h c d e f g a
- Воспитательная роль музыки
- Древнегреческий театр
- Культ Диониса и дифирамб.
- Организация состязаний в дни Великих Дионисий
- Жанровые и композиционные особенности трагедии
- Некоторые вопросы теории драмы
- Комедия
- Драматурги
- Музыкальная культура средневековья периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Средневековья
- Основные периоды
- Исторические сведения
- Христианство
- Особенности архитектуры средневекового собора как отражение художественной картины мира Средневековья
- 2. Истоки литургической музыки.
- Пение псалмов Давида
- Слово и музыка. Аллилуйя
- Псалмодическое пение
- Типы псалмодирования
- Антифонарий Григория Великого
- Каролингское возрождение
- Каролингская традиция богослужений
- Суточные богослужения
- Оффиций
- ---- Речитация Проприй ← Ординарий →
- Григорианский хорал
- Сборники певческого репертуара
- Ладовая теория Средневековья
- Церковные лады
- Секвенции Тропы
- Современная история изучения григорианского пения
- Нотация
- Реформы нотации
- Невменная, буквенная и линейная нотации
- Реформа Гвидо Аретинского
- Система сольмизации
- Многоголосие. Культовые жанры
- Органум
- Сantus prius factus
- Параллельный органум.
- Свободный органум.
- Мелизматический органум
- Школа Нотр-Дам
- Модусная ритмика в органумах
- Система модусов:
- Кондукт и мотет
- Артистические профессии средневековья
- Менестрельный профессионализм
- Инструментарий
- Музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов
- Куртуазная лирика миннезингеров
- Поэзия и песни вагантов
- Искусство Европы XIV века
- «Осень Средневековья»
- Эпоха “Ars Nova”
- Филипп де Витри
- Система пролаций ф. Де Витри
- Гильом де Машо
- Техника изоритмии
- Баллады, рондо, ле и виреле
- Итальянское искусство 14 века
- Мадригал
- Баллата и качча
- Франческо Ландини
- На рубеже 14 и 15 веков
- Периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Возрождения
- Выдающиеся мастера Возрождения
- Литература
- Нидерландская полифоническая школа
- Предпосылки для формирования композиторской школы европейского значения
- Роль английской школы
- Мастера нидерландской школы
- Гийом Дюфаи
- Йоханнес Окегем
- Якоб Обрехт
- Жоскен Депре
- Нидерландская школа после Жоскена
- Итальянская композиторская школа XVI века
- Венецианская композиторская школа
- Адриан Вилларт
- Андреа и Джованни Габриели
- Римская композиторская школа
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
- Жанры духовной музыки в творчестве итальянских композиторов
- Жанры светской музыки
- Мадригал
- Лютневая музыка
- Композиторские школы Франции, Германии, Англии и Испании в XVI в. Франция
- Клеман Жанекен
- «Плеяда».
- Германия
- Искусство мейстерзингеров
- Реформация
- Протестантский хорал
- Испания
- Приложения словарь терминов и понятий
- Латинский текст и перевод missae ordinarium