logo
уч пособие КУЛЬТУРОЛОГ

51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.

Природа и культура находятся в сложных взаимоотношениях. Они тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры, включая произведения искусства, сделаны из природного вещества. Природа – мать всего созданного человеком.

Oтношения между природой и культурой зависят в первую очередь от культуры, от ее характера и особенностей, которые в свою очередь во многом обусловлены своеобразием религии. Так, имеются существенные различия между западной культурой, основанной на христианстве, и восточной, основанной на исламе и других восточных религияx.

Согласно концепции К. Юнга, восточный человек - интраверт, его сознание направлено внутрь себя, он ищет спасения в самом себе, в совершенствовании своей духовности. Мусульманин не смотрит на природу как на то, что можно присвоить, разрушить. Для него характерно смирение, преклонение и обожествление природы. В еще большей степени показательны в этом плане индийские религии, в особенности джайнизм, в котором принцип непричинения вреда всему живому доведен до крайней точки. Последователи джайнизма не могут заниматься земледелием, ибо вспашка земли может привести к убийству живых существ - червей и насекомых. Они должны закрывать рот белым платком, чтобы случайно не пpoглотить какое-нибудь насекомое. Ходить джайны могyт только днем, когда светло, разметая перед собой дорогу специальным веничком.

Западный христианин придерживается более прагматического отношения к природе. Согласно К. Юнгу, западный человек – экстраверт, его разум направлен вовне. Он ищет спасения не в самом себе, а в господстве над природой и окружающим миром. Он давно уже видит себя преобразователем и покорителем природы. Отсюда известное выражение: «Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Такой подход во многом обусловлен тем, что труд в христианстве выступает как основной удел человека, одна из главных его ценностей. Однако и в западной культуре взгляды на природу не были одинаковыми. Они менялись от эпохи к эпохе.

1. В античной культуре природа оценивалась очень высоко. Здесь зародились две тенденции во взглядах на природу: греческая и римская.

2. В эпоху средних веков Природа являлась разделяющей преградой между Богом и человеком,

3. В эпoxy Возpoждения вновь восстанавливается античная, преимущественно римская традиция во взглядax на природу. Природа начинает теснить самого Бога, как бы растворяя Его в себе, выступая посредником между Богом и человеком.

4. В Новое время, начиная с середины ХVП века, в европейской культуре во взглядах на природу преобладающей становится древнегреческая тенденция. Западное общество ставит цель покорение и подчинение себе природы. Эта тенденция достигает наивысшей своей точки к середине ХХ века, когда разразившийся экологический кризис поставил под угрозу само существование не только природы, но и человечества.

Проблема отношений природы и культуры может быть рассмотрена и применительно к человеку. Здесь она выступает как проблема соотношения в нем врожденного, то есть биологически передающегося по наследству, и приобретенного, то есть социокультурного, возникающего благодаря воспитанию. Исторически данная проблема также толковалась по-разному, но в целом приоритет обычно отдавался приобретенному, сооциокультурному фактору. Однако в нашем столетии ситуация в этом вопросе существенно изменилась, и на передний план стал выходить фактор биологической наследственности. В середине 70-х годов в США возникла новая наука социобиология. Некоторые представители данной науки считают, что жизнь человека на 80% предоопределена генетической информацией и лишь на 20% - сооциокультурной. Такой подход представляется далеко не бесспорным, однако он весьма показателен для наших дней.

Современный экологический кризис требует существенного пересмотра наших взглядов на природу. Мы должны отказаться от прежних установок на господство над природой. Между природой и человеком должны установиться совершенно другие отношения. Конкретные примеры таких отношений могут быть позаимствованы как из восточной культуры - и древнеиндийской, и древнекитайской, так и западной - прежде всего из культуры эпохи Возрождения. Культура должна стремиться сделать природу не покоренной, но одухотворенной. Сегодня как никогда актуально звучат слова Ф. Тютчева о том, что «природа не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».