1086 Году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из
монастырей.
Учителями часто бывали представители низшего духовенства (дьяконы,
дьячки). В руки археологов попали интересные тетради двух новгородских
школьников, датированные 1263 годом. По ним мы можем судить о характере
преподавания в средние века: ученики XIII века проходили коммерческую
корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы.
Высшим учебным заведением средневекового типа был в известной мере
Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи
(игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс
богословия, изучить греческий язык, знать церковную литературу, научиться
красноречию.
Образцом такого церковного красноречия является высокопарная кантата в
честь великого князя, сочиненная одним игуменом в 1198 году. Серию поучений
против язычества считают конспектом лекций этого киевского "университета".
Представление об уровне знаний могут дать своеобразные энциклопедии XI
века -- изборники 1073 и 1076 годов, где помещены статьи по грамматике,
философии и другим дисциплинам. Русские люди того времени хорошо сознавали,
что "книги суть реки, напояющие вселенную мудростью". Иногда мудрые книги
называли "глубинными книгами".
Возможно, что некоторые русские люди учились в заграничных
университетах: один из авторов конца XII века, желая подчеркнуть скромность
своего собственного образования, писал князю: "Я, князь, не ездил за море и
не учился у философов (профессоров), но как пчела, припадающая к разным
цветам, наполняет соты медом, так и я из многих книг выбирал сладость
словесную и мудрость" (Даниил Заточник).
Замечательными памятниками русской общественной мысли являются былины и
летописи. Оба эти жанра словесности повествуют о важных делах своего
времени, оба они рассчитаны как на своих современников, так и на потомков,
иногда на очень далеких. Мы, отдаленные потомки, благодарны древним
сказителям и летописцам за те драгоценные сведения о судьбах Руси, о борьбе
с кочевниками, о разных городских и княжеских делах, которые дошли до нас в
устной передаче былин-"старин" и на пергаменных страницах летописных книг.
Ценность богатырского эпоса заключается в том, что он по своему
происхождению неразрывно связан с народом, с теми смердами-воинами, которые
и землю пахали, и воевали под киевскими знаменами с печенегами и половцами.
Своими корнями героический эпос уходит, вероятно, в тысячелетние
глубины родоплеменного, первобытно-общинного строя. До нас дошла лишь
незначительная часть древних былин, сложенных в первые века русской
государственности и сохранившихся благодаря определенным историческим
условиям русского Севера.
Былины создавались и обновлялись вплоть до татаро-монгольского
нашествия на Русь; тяжелые поражения в битвах с кочевниками и установление
иноземного ига не могли способствовать возникновению большого количества
новых героических былин, но, несомненно, поддерживали стремление русского
народа сохранить свой старый эпический фонд как память о величии Киевской
Руси, о создании своей государственности и общенародной защите родной земли.
Былины содействовали поднятию духа и подготавливали к борьбе с татарами;
недаром имена печенегов и половцев, реальных врагов Руси эпохи создания
былин, почти полностью вытеснены в них именем татар.
На протяжении целого тысячелетия народ разрабатывал и бережно хранил
эпическую поэзию, служившую своего рода "устным учебником родной истории",
передаваемым из поколения в поколение. Этнографами XIX века зафиксированы
случаи обязательного исполнения былин в деревнях во время новогодних
празднеств, когда не только производились обряды заклинания будущего, но и
подводились итоги прошедшего. Пелись былины и на пирах, "сидючи в беседе
смиренныя, испиваючи мед, зелена-вина...".
Следы эпической поэзии в письменности Киевской Руси мы обнаруживаем уже
в летописном своде 997 года, восхваляющем княжение Владимира Святославича.
Летописец действовал параллельно создателям былин, в центре которых был этот
же князь Владимир Красное Солнышко.
В былинах встречаются следующие имена действующих лиц, которые с разной
степенью вероятия могут быть сопоставлены с реальными историческими
деятелями, известными нам по летописям: киевский князь Владимир Красное
Солнышко (в нем, как полагают, слились Владимир Святославич (980--1015 годы)
и Владимир Мономах (умер в 1125 году), "Вольга" (Олег) Святославич (975--977
годы), Добрыня (980-е годы), Глеб (умер в 1078 году), "Волхв Всеславьич"
(Всеслав Полоцкий, умер в 1101 году), "Апракса королевишна" (императрица
Евпраксия, сестра Мономаха), Козарин (1106 год), боярин Ставр (1118 год),
богатырь-паломник Даниил (1107 год), боярин Путята (1113 год), Садко (1167
год), князь Роман (умер в 1205 году). Упоминаются половецкие ханы Шарукан
("Шарк-великан", "Кудреван"), его сын Отрак и его внук Кончак ("Конь-шак"),
хан Сугра (1107 год), Тугоркан ("Тугарин Змеевич", 1096 год) и татарские
ханы Батый и "Калин-царь" (возможно, Менгу-Каан, 1239 год).
Из городов часто упоминаются: Киев, Чернигов, Новгород, Муром
(возможно, первоначально Моровийск на Десне). В отдельных былинах
упоминаются другие города, названия которых сильно искажены. Реки в былинах
-- это преимущественно южнорусские: Днепр, Пучай-река (Почайна в Киеве),
река "Смородина" (Снепород, левый приток Днепра) и др.
География всех героических былин и большинства новеллистических связана
с Киевом и предстепной русской полосой на юге; часть новеллистических былин
связана с Новгородом. Иногда в былинах упоминаются то или иное море и разные
заморские земли, Царьград, Иерусалим (в чем можно видеть некоторое влияние
духовных стихов).
Имена исторических деятелей дают нам такие крайние даты: 975--1240 (не
считая некоторых одиночных поздних былин). Внутри этого промежутка времени
многие былины по историческим именам группируются в две хронологические
группы: а) 980--1015 годы и б) 1096--1118 годы, то есть вокруг двух
знаменитых в русской истории Владимиров -- Владимира I Святославича,
"Святого", и Владимира II Мономаха, что было отмечено еще первыми
исследователями былин. Это дает нам некоторые не очень надежные ориентиры,
так как былины по закону эпического единства уравняли обоих Владимиров до
полной неузнаваемости и, кроме того, прикрыли именем условного эпического
Владимира других князей XI--XII веков. Былинным столичным городом Руси
всегда является Киев, а великим князем киевским -- всегда "ласковый князь
Владимир", что затрудняет датировку былинных сюжетов, но не делает ее
безнадежной.
Дополнительные детали могут помочь в уточнении даты воспетого события,
но, для того чтобы догадка перешла в основание датировки, необходим комплекс
взаимоподтверждающих примет. Разберем только один пример, касающийся уже
известного нам новгородского боярина Ставра Гордятинича.
В былине о Ставре Гордятиниче и его жене Василисе редкое имя былинного
боярина давно уже позволило исследователям сблизить его с летописным
боярином Ставром, упоминаемым летописью под 1118 годом. Летописная ситуация
полностью отражена в первой части былины: в 1118 году Владимир Мономах
вызвал к себе в Киев всех бояр из Новгорода и заставил их присягнуть ему;
нескольких бояр, в том числе и сотского Ставра, великий князь приказал
заточить. По былине Ставр -- старый богатый новгородский боярин:
В Новегороде живу да я хозяином,
Я хозяином живу да управителем...
В былине Ставр тоже заточен Владимиром, как и в летописи:
...Ставер боярин во Киеве
Посажен в погребы глубокие.
В этой былине главное действие начинается с того, как молодая жена
освобождает Ставра, выигрывая его у Владимира в шахматы; этого в лаконичной
летописной записи нет, но все обстоятельства, связанные с арестом Ставра,
полностью совпадают и в летописи, и в былине.
Ставр ("Ставко") Гордятич впервые упоминается в летописи в 1069--1070
годах; к 1118 году ему должно быть около 70 лет, и былинный Ставр Годинович
правильно назван "старым боярином". Отчество "Годинович", "Гординович"
образовалось из более полной формы "Гордятиничь", известной нам по
интереснейшей записи о Ставре Гордятиниче на стене Софийского собора в
Киеве.
Совпадение всех деталей убеждает нас в том, что в основе былины о
Ставре и Василисе лежало истинное событие 1118 года.
В Киевской Руси, несомненно, был распространен древний эпос
родоплеменной эпохи, о содержании которого нам очень трудно судить.
Вероятно, в нем был силен архаичный мифологический элемент и исконная
опасность -- наезды степных кочевников -- уже тогда олицетворялась в виде
гигантского змея, которого побеждают славянские богатыри. Отголоски такого
сказания сохранились на Украине как легенды о братьях-кузнецах, победивших
змея, запрягших его в огромный плуг и пропахавших на побежденном змее
гигантскую борозду, ставшую так называемыми "Змиевыми валами", пограничными
укреплениями славян со стороны степи. Запряженный змей, очевидно, символ тех
плененных степняков, которых после какой-то победы заставили рыть глубокие
рвы и насыпать высокие валы, сохранившиеся до наших дней.
К героическому же эпосу следует отнести и сюжет о князе Полянской земли
Кие, основателе Киева. Летописец Нестор к сказанию о постройке города тремя
братьями добавил пересказ эпизода ("яко же сказають") о походах (очевидно,
- Конец формы
- От автора
- III придумал торжественный обряд венчания на царство и приказал изготовить
- XVII--XVIII веков стремились связать историю славян с судьбами других
- 1. Говоря о создании Киевской Руси норманнами-варягами, обычно приводят
- 2. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в
- 3. Варяги использовались на Руси в X--XI веках как наемная военная
- 4. Если признать варягов создателями государственности для "живущих
- 5. Проверяя тенденциозно отобранные норманнистами аргументы, следует
- Происхождение и древнейшие судьбы славян
- 4000--3500 Лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры.
- Происхождение Руси
- VIII века, в которую автором включено предание, не имеющее никакого
- VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов
- Образование государства руси
- IX века) характеризуется не только огромным территориальным охватом от
- 1050 Года, который по ряду признаков можно считать летописью новгородского
- X веке откупалась такой "данью" от русов. Упомянутая "дань" Новгорода
- 1117 Году. Когда в 1102 году соперничество Мономаха со Святополком Киевским
- 866 И 879 годами.
- IX веке. Третьей заставой, запиравшей на севере подход к Смоленску и Днепру,
- 911 Года на греков, обогативший всех его участников.
- 7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые
- 8. К концу X -- началу XI века одной из важных задач русского
- 9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов,
- 945 Год. "и приспе осень и нача мьслити на Древляны, хотя примыслити
- Сбыт полюдья
- 821 Году был построен дворец. В результате мы получаем крайне интересный
- Укрепление державы
- 967 Году относятся не к Болгарскому царству Петра, не к Болгарии вообще, а к
- 971 Году начал грандиозное наступление, отозвав для этого азиатские войска
- 971 Года, но ни та, ни другая сторона не добилась победы. Начались
- Ярослав мудрый и ярославичи
- XI века с "Пространной Правдой" XII века, где варяги уже уравнены с
- 1015--1016 Годов, в Новгороде князь Ярослав вынужден был дать новгородцам
- 1026 Году, съехавшись для мира, братья "разделиста по Днепр Русьскую землю:
- Феодальный замок XI--XII веков
- 1054--1072 Годы), рисующей княжеский замок и его хозяйство. Владимир Мономах
- Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
- XVIII--XIX веков.
- Восстание в Киеве в 1068 году
- XI века, неизбежно порождали у них стремление обобрать покидаемое княжество,
- 1060-Е годы.
- 15 Сентября 1068 года, из демократического Подола на Гору, в
- 17 Апреля 1113 года Киев разделился надвое. Киевская знать -- те, кого
- Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
- 1068 Году. Былины, сложенные по поводу этого нашествия, очень поэтично
- 1093 Году умер, на киевском престоле оказался не Владимир, бывший в те дни в
- XIII века, накануне нашествия Батыя, -- около 50, а в XIV веке (когда уже
- XII веке одновременно с распадом Киевской Руси исконная замкнутость
- 140 Племенных князьков неславянских народов, плативших дань Руси. "Всякого
- XVI веке называлось дворянством или "детьми боярскими". Многие слуги,
- Источники
- 1136 Году (ранее ошибочно датировалась 1151 годом). Она тщательно и
- 1198 Года игумена Моисея, вошедший вместе с Галицкой летописью XIII века в
- Черниговское и Северское княжества
- 35 Лет) и в 1178 году стал князем новгород-северским. В 1180 году он в числе
- 10 Мая войска встретились с первым половецким кочевьем, мужское население
- Галицко-Волынские земли
- 1264 Года). Даниил осиротел четырех лет от роду, и все его детство и
- Смоленское княжество
- 1186 Году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленске
- Новгород Великий
- XX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни,
- 70 Свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за это
- 1136 Года особенно выпукло, но, как мы видели, приход новгородского боярства
- Владимиро-Суздальское княжество
- 1174 Год, год безуспешного и бесславного похода на Киевщину, ускорил
- 1140-Е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.
- 8 Тысяч километров (по лесам, болотам и водоразделам), то есть потратить не
- XV века, -- яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные
- Культура руси IX - XIII веков
- 1086 Году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из
- VI века нашей эры) славянских дружин под водительством Кия на Дунай и в
- 1146 По 1196 год) с ее грамотами из княжеского архива, дневниками походов,
- 1227 Года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной
- Хронологическая таблица
- Литература по истории руси и русской культуры IX--XIII веков
- Иллюстрации