logo
Семинары для ЭТ, ЭК(б) / Семинар 2 / Рыбаков Б

Культура руси IX - XIII веков

[здесь карта из файла map4.jpg]

Культура Киевской Руси -- исходная точка и первичная основа культуры

русских, украинцев и белорусов. Киевская Русь создала единый русский

литературный язык; в эту эпоху восточные славяне стали грамотными; эпические

сказания о киевских богатырях X--XI веков дожили на русском Севере до XX

века. Киевская летопись Нестора о первых веках русской истории (1113 год)

переписывалась и при Александре Невском, и при Иване Грозном, дожив в

рукописной традиции до XVIII века.

В эпоху Киевской Руси складывается единая древнерусская народность, от

которой лишь в XIV--XV веках постепенно отпочковались белорусы и украинцы. В

единой Киевской Руси IX--XII веков возникли многие современные нам города и

горожане получили навыки различных профессий и "художеств". В наши дни

культурные люди всего мира любуются гармоничной архитектурой Древней Руси,

проникновенным искусством художников-иконописцев и изощренным мастерством

древнерусских златокузнецов, создателей тончайшего узорочья из золота и

эмали, из серебра и черни...

Можно без всяких натяжек сказать, что культура первого

восточнославянского государства -- Киевской Руси -- вошла составной частью в

нашу современную культуру. Древняя Русь не получила такого богатого

античного наследия, как, например, Греция, Италия, Франция, Испания. Однако

культура Руси вырастала не на пустом месте, и ее истоки идут из глубокой

праславянской и даже еще более ранней индоевропейской древности, когда

впервые было освоено земледелие, создались представления о структуре мира

(правда, еще очень далекие от научного познания), появился большой словарный

запас, облегчавший общение отдельных племен друг с другом, были открыты

последовательно три металла -- медь, бронзовые сплавы и железо, проложены

пути первобытной торговли солью, рудой и изделиями.

Познание природы и мира в целом может быть вполне достоверно определено

по данным праславянского языка: многие названия деревьев, трав, зверей,

птиц, рыб, элементов ландшафта, имена звезд восходят к отдаленной

праславянской поре, а это означает, что в народе происходил на протяжении

многих сотен лет непрерывный педагогический процесс -- старшие поколения

передавали младшим все накопленные и классифицированные знания о природе,

учили их познанию мира, знакомили с обширным словарем выработанных далекими

предками понятий.

Историческое в полном смысле слова понимание культуры средневековой

Руси должно слагаться как из того наследия, которое было получено Русью от

предшествующих эпох, так и с учетом наследия, перешедшего к нам в XX век при

посредстве Киевской Руси как промежуточного звена.

Во втором тысячелетии до нашей эры, когда праславянские племена впервые

консолидировались, обособляясь от общего индоевропейского массива, они уже

обладали и большим словарным запасом (по данным Ф. П. Филина, свыше 20 тысяч

слов!), отражавшим разные стороны их жизни, и разными трудовыми навыками

(строительство домов, земледелие, скотоводство, изготовление орудий труда и

металлических украшений), и сложной системой религиозных представлений. В

числе языковых и культурных предков праславян были племена так называемой

трипольской культуры, находившейся на вершине развития земледельческого

энеолита, "золотого века" человечества.

Новый этап в развитии культуры праславян составило открытие железа,

залежами которого были богаты озера и болота славянской прародины.

Значительное культурное наследие было получено той частью восточных

славян, которая в первом тысячелетии до нашей эры входила в конгломерат

племен, условно называемый Скифией. Племена праславянской части Скифии сами

себя называли сколотами. Сколотские "царства" занимали лесостепную зону

Среднего Поднепровья. Здесь "отец истории" Геродот записал в V веке до нашей

эры целый ряд исторических сказаний праславян-сколотов, отголоски которых

отчетливо сохранились в русских и украинских народных сказках. Это сказки о

трех царствах, о царе золотого царства, герое -- победителе Змея, носившем

солнечное имя Светозар, подобно геродотовскому Царю-солнцу. Промежуточным

звеном между геродотовским эпическим героем и позднейшим сказочным является

герой киевского эпоса X века князь Владимир, которого народные былины

именуют Красным Солнышком.

Приднепровская славянская знать времен Геродота уже проложила

наезженный путь к греческим городам на Черном море, везла туда, в "Торжище

Днепровцев", свой хлеб и приобретала там, в Ольвии, предметы роскоши

греческого изготовления.

Разумеется, до восприятия античной культуры славянами было далеко, но

славяне того времени уже видели какую-то часть этой культуры, ходили по

улицам богатого греческого города, объяснялись с купцами, бывали на

кораблях, закупали продукцию греческих мастерских, присутствовали на

публичных празднествах.

Такое общение с античным миром продолжалось с перерывами около тысячи

лет. В VI веке нашей эры, когда началось великое расселение славян в Европе,

славянские племена разместились почти на всем Балканском полуострове, и в их

руках оказались десятки городов за Дунаем. Это было еще одним шагом в деле

познания элементов античной культуры. Переселенцы, вероятно, поддерживали

связи с родной землей.

Связи славян с внешним миром, с центрами мировой культуры средневековья

значительно усилились в момент зарождения Киевской державы. Сбывая собранную

в полюдье дань на мировых рынках, русские дружинники-купцы большими

флотилиями выходили в Черное море или на Каспий. Флот плыл или до

Константинополя (Царьграда), или по Каспию до южного берега, откуда

караванами, на "вельблудах", добирались до Багдада в Ираке и Балха в

Афганистане. Русы повидали корабли разных морей и разной оснастки, десятки

портовых городов и по полгода торговали в таких крупнейших городах, как

Царьград, Рей, Итиль, Багдад.

В русский язык вошло много греческих и персидских слов, связанных с

торговой практикой. Многие русские купцы знали греческий язык. Об этом мы

можем судить по любопытному факту: в XIX веке коробейникиофени, разносившие

по русским деревням "коробушки" с галантерейным товаром, иногда пользовались

особым, тайным языком, который оказался сильно испорченным за тысячу лет

греческим (!) языком.

Общение с чужими странами, где древние русы видели много разных

диковин, порождало неологизмы, скомпонованные из славянских корней: русы,

ежегодно ездившие в Багдад, доплывали на кораблях до южного берега Каспия, а

далее снаряжали караваны верблюдов и 700 километров двигались по суше на

верблюдах. Так вот, название этого выносливого животного не было

заимствовано ни из арабского, ни из персидского, ни из греческого, а

изобретено, как уже говорилось, самими русами -- "вельблуд", то есть

"многоходящий".

Ко времени далеких заморских плаваний и караванных путешествий, то есть

к IX--X векам, Русь находилась уже на значительно более высоком уровне, чем

во время великого расселения славян. На Руси уже стали возникать города с

ремесленным производством. Плотники и зодчие строили прочные крепости,

кузнецы ковали оружие и орудия труда, златокузнецы украшали русских женщин

узорочьем, гончары готовили разнообразную посуду, косторезы изготавливали

различные изделия из кости -- от гребней и пластин для колчанов и седел до

тончайших иголок для женского рукоделья.

Конечно, далеко не все из того, что было увидено русскими

путешественниками за месяцы пребывания в сказочных заморских землях, могло

быть сразу воспроизведено русскими мастерами, но теперь иноземные вещи стали

уже не только привозным чудом, но и образцом для подражания.

Историческая заслуга Киевской Руси состояла не только в том, что была

впервые создана новая социально-экономическая формация и сотни первобытных

племен (славянских, финно-угорских, латышско-литовских) выступили как единое

государство, крупнейшее во всей Европе. Киевская Русь за время своего

государственного единства успела и сумела создать единую народность. Мы

условно называем ее древнерусской народностью, материнской по отношению к

украинцам, русским и белорусам, вычленившимся в XIV--XV веках. В средние

века ее выражали прилагательным "русский", "люди руськие", "земля Руськая".

Единство древнерусской народности выражалось в выработке общего

литературного языка, покрывшего собою местные племенные диалекты, в сложении

общей культуры, в национальном самоощущении единства всего народа.

Феодальная культура полнее всего проявилась в городах. Но следует

помнить, что средневековый город не был единым -- его население состаштяли

феодалы, богатые купцы и духовенство, с одной стороны, и простые посадские

люди: мастера, мелкие торговцы, капитаны и матросы "корабельных пристанищ",

работные люди, с другой стороны.

Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и

художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры:

крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и многокрасочная финифть на

коронах и бармах, корабли с носами "по-звериному" и серебряные браслеты с

изображением русальных игрищ. Мастера гордились своими изделиями и

подписывали их своими именами.

Кругозор горожан был несравненно шире, чем сельских пахарей,

привязанных к своему узенькому миру в несколько деревень. Горожане общались

с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.

Именно они, горожане -- мастера и купцы, воины и мореплаватели, --

видоизменили древнее понятие крошечного сельского мира (в один день пути!),

раздвинув его рамки до понятия "весь мир".

Именно здесь, в городах, посадские люди увлекались веселыми языческими

игрищами, поощряли скоморохов, пренебрегая запретами церкви. Здесь

создавалась сатирическая поэзия, острое оружие социальной борьбы, рождались

гуманистические идеи еретиков, поднимавших свой голос против монастырей,

церкви, а порою и против самого бога. Это посадские "черные люди" исписывали

в XI--XII веках стены киевских и новгородских церквей веселыми, насмешливыми

надписями, разрушая легенду о повсеместной религиозности средневековья.

Исключительно важным было открытие в Новгороде берестяных грамот XI--XV

веков. Эти замечательные документы снова подтверждают широкое развитие

грамотности среди русских горожан.

Русская деревня долгое время оставалась неграмотной, но в городах

грамотность была распространена широко, о чем кроме берестяных грамот

свидетельствует множество надписей на бытовых вещах и на стенах церквей.

Кузнец-оружейник ставил свое имя на выкованном им клинке меча ("Людота

Коваль"), новгородский мастер великолепного серебряного кубка подписал свое

изделие: "Братило делал", княжеский человек помечал глиняную амфору-корчагу:

"Доброе вино прислал князю Богунка"; любечанин Иван, токарь по камню,

изготовил миниатюрное, почти игрушечное веретенное пряслице своей

единственной дочери, написал на нем: "Иванко создал тебе (это) одина дщи";

на другом пряслице девушка, учившаяся грамоте, нацарапала русский алфавит,

чтобы это "пособие" было всегда под рукой.

У нас есть несколько свидетельств о существовании школ для юношей; в