3. Древнеримская цивилизация эпохи Республики
В 510 г. до н.э. в Риме было установлено республиканское правление. Патриции взяли власть в свои руки. Это правление было объявлено общим делом (Res publica). В течение двух с половиной последующих веков развитие Древнеримской цивилизации определялось двумя основными факторами: противостоянием патрициев и плебеев и борьбой Рима за подчинение всей Италии.Патриции держали в руках все основные механизмы власти. Они заседали в сенате высшем органе республики. Консулы, стоявшие во главе исполнительной власти (военной и гражданской) также избирались из их среды. Только патриций мог стать жрецом. В их руках было судопроизводство. И, наконец, в руках патрициев скапливались земли. По сути, борьба плебеев спатрициями была борьбой за землю и политические равноправие. Она принимала различные формы. В 494 г. до н.э. плебеи, составлявшие значительную часть римского войска, отказались выступить в поход против эквов и собрались на Священной горе близ Рима. Патрициям пришлось пойти на серьезную уступку ввести должность, представляющую интересы плебеев. Ими сталинародные трибуны, избиравшиеся из плебеев, обладавшие личной неприкосновенностью, правом вето, т.е. запрета на решение сената или отдельных представителей власти, правом созыватьплебеев на сходки, защищать от несправедливости любого плебея. Серьезной победой плебеев было принятие в 450 г. до н.э. писаных законов (так называемые Законы XII таблиц), что весьма ограничивало произвол патрициев в судебной сфере. На следующий год плебеи добились того, что постановление плебейских собраний по территориальным трибам обретали силу закона без утверждения сената. В 367 г. до н.э. был принят закон, устанавливающий максимум земельного владения из фонда общественной земли в 500 югеров (125 га), что ограничивало возможностипатрициев прибирать к рукам общинные земли. Этим же законом один консул должен был выбираться из плебеев. В 326 г. было запрещено долговое рабство. В 300 г. плебеям было разрешено входить в состав жреческих коллегий.
Возможно, борьба плебеев за свои права не дала бы таких результатов, если бы Рим в это время не вел наступательных войн за овладение Апеннинским полуостровом. Плебеи составляли значительную часть войска и могли выступить в качестве серьезной военной и политической силы. В результате к III в. до н.э. римская гражданская община окончательно оформилась какпатрицианско-плебейская. При наличии верховной собственности общины на землю там сочеталось коллективное и частное землевладение. Хороший земледелец, хороший воин и хороший гражданин соединялись в сознании римлян в единое целое. В идею римской общины было заложено равновесие между личной и общественной пользой. Органами власти являлись народное собрание, сенат и магистраты должностные лица, избираемые народным собранием на год, в чьих руках была исполнительная власть. Высшими должностными лицами были два консула, ежегодно избираемые на народных собраниях. Они обладали высшей военной (набирали войска, командовали ими) и гражданской властью (созывали сенат, народное собрание, руководили выборами). В руках преторов было судопроизводство и управление провинциями. 2 цензора, избираемые народным собранием один раз в 5 лет, проводили переписи граждан, определяли их имущественное положение, следили за чистотой нравов. В Риме не было налогов. Магистраты, занимавшие выборные должности, не получали за это жалование, нередко сами вкладывали средства. Таким образом, путь наверх был открыт не только для патрициев, но и для плебейской верхушки. В результате их слияния образовалось новое привилегированное сословие - нобилитет.
Служба в армии была почетной обязанностью. Каждый гражданин должен был участвовать в 20 военных походах в составе пехоты или 10-ти в кавалерии. Никто не мог занять государственную должность, не пройдя военной службы. Римская армия состояла из ополчения легионов. Каждый из двух консулов командовал двумя легионами. Сначала легионом называли все римское войско, но в период республики это была уже организационная единица римской армии, состоящая из 3000 тяжеловооруженных и 1200 легковооруженных пехотинцев и 300 всадников. Вместе с легионами воевали отряды союзников, насчитывающие до 5000 пехоты и 900 всадников. Римская армия была хорошо дисциплинирована, что достигалось тщательно разработанной системой поощрений и наказаний. Так, за потерю оружия приговаривали к смертной казни.
Большое значение в жизни римской гражданской общины имела религия, однако, римлян отличало достаточно рациональное и практичное отношение к богам. Все дела начинались с выявления воли богов. Все обязаны были участвовать в религиозных обрядах. Но высшим судом над человеком в Риме был не Бог, а общество. В иерархии обязательств римлянина именно общество стояло на первом месте, далее шла семья (включая почитание предков как образцов для подражания), на третьем месте была забота о своем личном благе.
Таким образом, Рим представлял собой яркий пример аристократической республики, где демократический принцип жизни общества олицетворяли народное собрание и трибуны. Именно это установление демократической формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев наряду с непрерывными войнами, в результате которых образовалась огромная держава, - в конечном счете определило систему ценностей Древнеримской цивилизации. В первую очередь в нее входил патриотизм как представление о богоизбранности римского народа. Долг гражданина служить Риму, не щадя сил и жизни. Для этого гражданин должен обладать мужеством, стойкостью, верностью, честностью, умеренностью в образе жизни, дисциплинированностью, почитать богов. Важным моментом римского менталитета было осознание пропасти между рабом и свободным. Считалось позорным быть заподозренным в рабских пороках (ложь, лесть, угодничество) и рабских занятиях (ремесло, торговля, театр, сочинение пьес, работа скульптора и живописца). Делами, достойными римлянина, считались политика, война, земледелие, законодательство, историография. Особым было отношение к иностранцам и иностранному влиянию. Все иностранное воспринималось лишь постольку, поскольку оно не противоречило римской системе ценностей или могло быть переработано в соответствии с нею.
- 2. Становление цивилизационных теорий
- 3. Теории эпохи индустриальной цивилизации
- 4. Цивилизационные теории эпохи великого кризиса
- 5. Рубеж тысячелетий: техногенные и информационные концепции цивилизаций
- Раздел I. Глава 2. Предыстория человеческого общества
- 1. Становление человеческого общества
- 2. Мезолит рубеж истории человечества
- 3. Неолитическая цивилизация
- 4. Энеолит эпоха перехода к цивилизации
- Раздел II. Глава 2. Месопотамская цивилизация
- 1. Древнее Двуречье
- 2. Истоки Месопотамской цивилизации
- 3. Шумерская цивилизация
- 4. Старовавилонский период
- 5. Касситский период
- 6. Нововавилонский период
- 7. Месопотамская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 1. Египетская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Египта
- 3. Цивилизация эпохи Раннего царства
- 4. Древнее царство
- 5. Расцвет цивилизации в эпоху Среднего царства
- 6. На пути ко всему новому
- 7. Поздний период Египетской цивилизации
- 8. Египетская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 3. Индийская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Индостана
- 2. Хараппская цивилизация
- 4. Ведийская цивилизация
- 5. Цивилизация между Гангом и Гималаями
- 6. Цивилизация Кушанской и Гуптской империй
- 7. Особенности и достижения Древнеиндийской цивилизации
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческие культуры колыбель Китайской цивилизации
- 3. Шанская (иньская) цивилизация
- 4. Цивилизация эпохи Чжоу
- 5. Цивилизация эпохи Восточного Чжоу
- 6. Цивилизация эпохи Цинь
- 7. Цивилизация эпохи династии Хань
- 8. Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации
- Раздел III. Глава 1. Финикийская цивилизация вариант ближневосточного развития
- 1. Природа и население
- 2. Расцвет торговли и мореплавания
- 3. Финикийские города-государства
- 4. Финикийцы в составе мировых цивилизаций
- Раздел III. Глава 2. Древняя Сирия первые шаги цивилизации
- 1. Условия становления локальной Сирийской цивилизации
- 2. Двойной опыт объединения
- 3. Сирия зона нестабильности
- Раздел III. Глава 3. Цивилизация Древней Палестины 1. Природа и население
- 2. Между властью фараона и переселением народов моря
- 3. На пути к Израилю
- 4. Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины
- Раздел IV. Глава 1. Хеттская цивилизация
- 1. Анатолия центр цивилизационного развития
- 2. От раннеземледельческой культуры к городу-государству
- 3. Этапы истории Хеттской державы
- 4. Война и мир Хатти
- 5. Достижения цивилизации хеттов
- Раздел IV. Глава 2. Ассирийская цивилизация
- 1. Природные условия и население
- 2. Древнейший период истории
- 3. Цивилизация Среднеассирийского периода
- 4. Цивилизация Новоассирийской эпохи
- 5. Ассирийская цивилизация между враждой и миром
- 6. Наследие Ассирийской цивилизации
- Раздел IV. Глава 3. Цивилизация персов
- 1. Древняя Персия страна стран
- 2. Величайшая восточная деспотия
- 3. Авестийская цивилизация
- Раздел V. Глава 2. Древнеримская цивилизация
- 1. Древнеримская цивилизация морская цивилизация
- 2. Цивилизация царского Рима
- 3. Древнеримская цивилизация эпохи Республики
- 4. Военная экспансия и ее результаты
- 5. Древнеримская цивилизация эпохи Империи
- 6. Основные достижения Древнеримской цивилизации
- Раздел VI. Глава 1. Византийская цивилизация
- 1. Византия как цивилизационное пространство
- 2. Взлет и падение Византийской цивилизации
- 3. Византийская модель цивилизационного развития
- 4. Византия империя ромеев
- 5. Роль религии в Византийской цивилизации
- Раздел VI. Глава 2. Арабская исламская цивилизация
- 1. Домусульманская Аравия
- 2. Ислам основа арабской цивилизации
- 3. Арабский халифат
- 4. Арабская культура в развитии мировой цивилизации
- Раздел VI. Глава 3. Западноевропейская средневековая цивилизация
- 1. Новая жизнь имперской идеи
- 2. Торгово-политические полюсы Средневековья
- 3. От лоскутной цивилизации к единому историческому пространству
- 4. Становление института западноевропейской средневековой демократии.
- 5. Иерархичность и корпоративизм западноевропейского общества
- 6. Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации
- 7. Человек Западноевропейского Средневековья
- 8. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации
- Раздел VII. Глава 1. Европейская прединдустриальная цивилизация
- 1. Европейский Запад: зарождение Прединдустриальной цивилизации
- 2. Демографические и этнические процессы в Раннее новое время
- 5. Консолидация единого исторического пространства
- 6. Золотой век европейского абсолютизма
- Раздел VII. Глава 2. Взлет духа и модернизация
- 1. Возрождение новый взгляд на мир и человека
- 2. Реформация время перемен в религиозной жизни
- 3. Просвещение третий духовный переворот
- 4. Первые революции начало общеевропейской модернизации
- 5. Человек эпохи Прединдустриальной цивилизации
- Раздел VIII. Глава 1. Рождение индустриальной цивилизации
- 1. Особенности становления индустриальной цивилизации
- 2. Основные тенденции развития европейских стран в XIX в.
- 3. Духовная культура Европы индустриальной эпохи
- Раздел VIII. Глава 2. Становление индустриального общества Северной Америки
- 1. Создание независимого государства Соединенные Штаты Америки
- 2. Государственное устройство и становление демократии в сша
- 3. Центры цивилизационного развития сша
- 4. Технический прогресс и культура индустриального общества Северной Америки
- Раздел VIII. Глава 3. Индустриальная цивилизация XX века
- 1. Цивилизационные кризисы XX века
- 2. Поиски путей выхода из кризиса
- 3. Особенности кризиса цивилизации второй половины XX века
- 4. Духовный мир человека Индустриальной цивилизации XX века
- 5. Третья научно-техническая революция
- 6. Новое индустриальное общество
- Раздел IX. Глава 1. Постиндустриальная цивилизация
- 1. Начало постиндустриального общества
- 2. Основные тенденции цивилизационного развития
- 3. Центры мирового хозяйства
- 4. Глобальные проблемы современности
- 5. Отличительные черты постиндустриальной цивилизации