logo
Гаврилова Л

Церковные лады

Фрагмент из анонимного трактата начала Х века знакомит нас с двумя из них:

«Итак, мы делим мелодии … на восемь тонов, дифференции и особенности которых церковному певцу … предосудительно не знать. Их этих /тонов/ четыре суть – главные, четыре же других, соответственно, подчиняются каждому из них, согласно порядку сему. Первый главный тон среди певцов называется authentus рrotus, то есть первый основной. Ему подчиняетсяplagis рrotus, который зовется побочным или косвенным первым. Второй главный тон именуетсяauthentus deuterus, что есть второй основной, и с ним связанplagis deuterus, то есть второй побочный. Третий главный – этоauthentus tritusили третий основной, а с нимplagis tritus, то есть побочный третий. Четвертый главный - authentustetrardus, чьим подчиненным будетplagis tetrardusили побочный четвертый».

К этим названиям были добавлены греческие имена ладов11, и в результате целостная система названий средневековых ладов выглядит следующим образом:

  1. Tonus primus Protus authenticus d e f g a h c d Дорийский

  2. Tonus secundus Protus plagalis a h c d e f g a Гиподорийский

  3. Tonus tertius Deuterus authenticus e f g a h c d e Фригийский

  4. Tonus quartus Deuterus plagalis h c d e f g a h Гипофригийский

  5. Tonus quintus Tritus authenticus f g a h c d e f Лидийский

  6. Tonus sextus Tritus plagalis c d e f g a h c Гиполидийский

  7. Tonus septimus Tetrardus authenticus g a h c d e f g Миксолидийский

  8. Tonus octavus Tetrardus plagalis d e f g a h c d Гипомиксолидийский

К этому же времени были выработаны и основные тоновые категории средневековых ладов:

Реперкуссатон псалмодирования.

Финалисконечный тон

Амбитус– объем напева.

Они выполняли важную функцию, являясь факторами, помогающими определить принадлежность той или иной мелодии к одному из ладов. Их соотношение образует основу структуры каждого из ладов. «Лад есть такая закономерность, по которой можно распознать любую церковную мелодию и судить о ней, рассматривая начало, середину и конец» - Й. де Грокейо трактат “Demuzica”.

Лады I II III IV V VI VII VIII

Амбитус d-d ı A-a e-e ı H-h f-f ı c-c ı g-g ı d-d ı

Реперкусса a f c ı (h) a (g) c ı a d ı c ı (h)

Финалис d d e e f f g g

В