52. Экология и экологическая культура.
Экология - наука, изучающая связи между живыми существами и окружающей средой. Ее интересует эволюция экосистем и биосферы в целом. С середины 20-х годов ХХ века она оформилась как основа рационального природопользования и охраны живых организмов. А в конце ХХ века появилась и социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. Одним из ее разделов стала экологическая этика, значение которой для культурного развития человечества непрерывно возрастает.
Сегодня существует экологическая проблема, связанная с разрушением природной среды. Необходима экологическая культура.
На каждого жителя планеты приходится более 2 га земной тверди. Однако примерно 1/3 суши – это мало приспособленные для жизни человека пустыни и полупустыни, около 1/4 – зоны многолетней мерзлоты, а есть еще и заболоченные пространства, недоступные горные территории т.д. Сегодня каждый из нас предъявляет земле несравненно более высокие требования, чем наши предки.
Экологическая проблема – проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды. На протяжении тысячелетий человек постоянно увеличивал свои технические возможности, усиливал вмешательство в природу, забывая о необходимости поддержания в ней биологического равновесия.
Особенно резко возросла нaгpyзка на окружающую среду во второй половине ХХ века. Во взаимоотношениях между обществом и природой произошел качественный скачок:
резко увеличилась численность населения
происходила интенсивная индустриализация и урбанизация
В результате этого хoзяйственныe нагрузки начали повсеместно превышать способность экологических систем к самоочищению и регенерации. Нарушился естественный круговорот веществ в биосфере, под угрозой оказалось здоровье нынешнего и будущего поколений людей. Сегодня окружающая нас природа серьезно больна.
Главные направления ухудшения качества окружающей среды.
1. Уничтожение лесов. Угрожающие размеры приняло уничтожение лесов. Ежегодно с лица Земли исчезает 11 млн. га тропических лесов - это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления. Идет быстрое уничтожение двух главных мировых массивов тропических лесов:
1) Амазонии (вырубки под пастбища; с целью заготовки дров; развивается и целлюлозно-бумажное производство)
2) Юго-Восточной Азии (ценная древесина тропических лесов заготавливается для экспорта)
Происходит процесс о п у с т ы н и в а н и я. Он ежегодно изымает из сельскохозяйственного производства около 6 млн. га земель. Засуха является эхом неправильных и экстенсивных методов эксплуатации почв.
3) Интенсивно вырубаются леса и умеренных широт.
4) Уничтожаются леса из-за кислотных дождей. Например, в ФРГ поражена половина лесной (преимущественно хвойной) растительности. Европа становится «лысеющим континентом».
2. Водоресурсные проблемы. Многие страны мира сталкиваются с серьезными водоресурсными проблемами:
Нехватка воды. Запасы пресной воды распределены по планете крайне неравномерно. Так, в Африке лишь около 10% населения обеспечены регулярным водоснабжением, а в Европе – 95%. Основные запасы пресной воды Земли находятся в России.
Дефицит чистой пресной воды. В целом пресной воды на Земле немного. Ресурсы пресной воды на Земле составляют менее 3% общего объема гидросферы. Однако и эту воду люди сильно загрязняют. Ежегодно в водоемы попадает огромное количество неочищенных сточных вод. Среди наиболее грязненных рек и озер мира Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр, Ладожское озеро, Балхаш и др.
3. Загрязнение окружающей среды промышленными отходами.
На каждого жителя планеты ежегодно добывается около 20 т минерального сырья, 97-98% его в виде отходов поступает затем в почву, воду, воздух. Загрязнение двуокисью серы и окислами азота породило кислотные дожди. Эти загрязнения переносятся на большие расстояния воздушными массами и вместе осадками выпадают далеко источников загрязнения. Динамика мирового выброса в атмосферу техногенных окислов серы такова: В 1900году она составляла 31 млн. т., а в 2000 – 333 млн. т.
Сжигание огромных масс топлива нарушило баланс СО2 в природе. Появилась угроза «парникового эффекта» – заметного потепления климата, таяния льдов, повышения уровня Мирового океана.
4. Использование фреонов, аэрозолей. Это вызывает «разрушение озонового слоя» стратосферы, особенно четко проявившееся над Антарктидой («озоновая дыра»). Озоновый слой, защищает от ультрафиолетового излучения. Международная конференция в Вене (1985 г.) призвала страны резко снизить производство аэрозолей.
Ухудшающаяся экологическая обстановка самым суровым образом бьет по биологии человека. Его здоровье, наследственность, будущность - под вопросом. Здоровье человека лишь, приблизительно, на 20% зависит от качества врачебной помощи, а все остальное в немалой степени определяется тем, каким воздухом человек дышит, как и чем питается, а каком режиме живет. При снижении загрязнения среды вдвое заболеваемость раком уменьшается на четверть. Экологические проблемы могут быть решены только при широком международном сотрудничестве.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.