logo
Учебник В

1. Древняя Персия страна стран

С гибелью Ассирийской цивилизации консолидация этно-исторического пространства древнего Востока и процесс образования здесь новой великой мировой империи прервались ненадолго. Имперские амбиции, претензии на власть над чужеземными народами пересилили социальную апатию и дух обреченности, царившие в смутную эпоху после краха ассирийцев. НаследиеАссирии создавало определенные предпосылки для появления на Востоке новой цивилизации - Древнеперсидской. Персы признавали авторитет Ассирии, особенно в начале становления своей государственности. Ассирийская цивилизация дала образец создания эффективной административной структуры, пример управляемых из центра провинций и опыт массовых переселений, в ходе которых население нивелировалось, теряло ощущение своей идентичности, что снижало социальное напряжение. Вакуум лидера, объединившего огромную территорию, от Средиземного моря до среднеазиатских оазисов, заполнили вовсе не Египет, Вавилон, Элам или Лидийское и Мидийское царства, а персы. К середине VI в. до н.э. у этих древних иранцев концентрация воли к власти, военная сила, грубый материализм, государственная гигантомания, подавляющая всякое нравственное начало, достигли апогея. За короткий срок персы создали крупнейшую в мире военную империю, объединившую более 80 народов, и свою оригинальную и высокоразвитую цивилизацию.

Центром образования цивилизации персов являлся юг Иранского плато, окруженного со всех сторон горами. Природно-климатические условия здесь были довольно суровыми и отличались резкими колебаниями температуры, незначительным количеством осадков и небольшим числом маловодных рек. Для орошения использовалась вода, текущая с гор от таяния снегов, из горных озер и подземных водоемов. Горные склоны и долины были покрыты лесами, а обширные степные районы скудной растительностью, пригодной лишь для прокорма мелкого рогатого скота. Иранское плоскогорье хранило богатые залежи нефти, железной и медной руды, олова, золота, серебра и свинца. Суровые природно-климатические условия региона определили возможности и пределы развития сложившейся здесь цивилизации. Жители Иранского плато испытывали влияние окружающей среды, одновременно воздействуя на нее. В таком взаимодействии человека, ландшафта и климата формировались навыки, привычки, обычаи и традиции людей, а в конечно итоге и характер создаваемой ими цивилизации.

Обширную территорию Иранского плато населяли племена касситовэламитов, и лулубеевИранские племена, принадлежащие к одной из ветвей индоевропейцев, появились здесь лишь на рубеже II-I тыс. до н.э. Ранее они обитали на всем пространстве степей севернее Черного моря. Постепенно, возможно волнами, древние иранцы мигрировали через Кавказ и вдоль северного побережья Каспийского моря в Среднюю Азию (восточные иранцы) и на территорию Иранского плато (западные иранцы). В ходе миграций быт и образ жизни западных иранцев менялся. Эти кочевые племена, предки персов и мидян, постепенно переходили к земледелию и оседлости. Сохраняя воинственные кочевые традиции и жажду завоеваний, они приобретали новые традицииоседлой культуры и цивилизованной жизни. Западные иранцы занимались скотоводством, коневодством, земледелием, владели обработкой металлов. Двигаясь по Иранскому нагорью, они освоили легкую конную колесницу, во многом определившую в последствии специфику их цивилизации. Появившись в областях Западного Ирана, древние иранцы вступили во взаимодействие с местным населением и, частично ассимилировав его, уже в VIII в. до н.э. стали здесь преобладающим этносом. Вскоре они разделились на две части мидийцев, населявших северо-западные районы Иранского плато, и персов, обитавших на юге в районе Аншана.

Мидийцы раньше персов встали на путь консолидации. Созданное ими государство в течение полутора столетий было центром иранской материальной и духовной культуры, которую впоследствии заимствовали и развили персы. В отличие от мидийцев, консолидация персов происходила медленнее. Они хотя и находились в зависимости от Мидийского государства, но долгие десятилетия существовали практически автономно, сохраняя власть собственных племенных вождей. Персидский племенной союз состоял из 6 земледельческих племен и 4 племенкочевников-скотоводов. Путь персов от племенного союза к великой империи, вероятно, проходил через создание небольших предгосударственных образований.

Вся история государственного объединения персов носит полулегендарный характер. Основателем династии традиция считает Ахемена. В 675-650 гг. до н.э. персов возглавлял сын Ахемена Чишпиш, а затем Кир I. Ассирийские надписи свидетельствуют о существовании в VII в. до н.э. государства Парсумаш, возглавляемого Курашом (Киром), современником ассирийского царя Ашшурбанипала. Однако подлинным создателем Персидского государства стал Кир II (558-530 гг. до н.э.), организатор войска и один из крупнейших лидеров-вождей персов. В 558 г. до н.э. он объединил персидские племена, среди которых особенно выделялись пасаргады. Территория этого племени, по всей вероятности, и стала центром консолидации персов. Здесь произошло решающее сражение с мидийцами, на месте которого был построен город Пасаргады(Крепость Персии), ставший первой столицей Персидского государства.

С 550 г. до н.э., когда персы разгромили Мидию, началась их экспансия в разных направлениях, с целью создания великой империи. Вся политика Кира было направлена на реализацию этого плана. Ему понадобилось около 20 лет, чтобы удовлетворить свои имперские амбиции. В создании великой державы были заинтересованы не только персы. Жителям Передней Азии она давала относительное спокойствие и стабильность. Особенно выигрывали купцы, в руках которых находилась практически вся посредническая торговля Востока. Возможно поэтому персам удалось за такой короткий срок покорить Парфию, Гирканию, Армению (549-548 гг. до н.э.), Лидийское царство (547 г. до н.э.), подчинить себе территорию Плато (нын. Иран и Афганистан) и ряд оазисов Средней Азии. Кир достиг северо-западных границ Индии, южных отрогов Гиндукуша и бассейна реки Яксарт.

Единственным серьезным противником персов оставался Вавилон, который, однако, ими был взят без особых усилий осенью 539 г. до н.э. на что понадобилось 2 месяца. При этом Кир показал себя великим политиком и дипломатом, а также тонким психологом. Жители Вавилона опасались, не расправится ли с ними царь персов точно также, как их правитель Навуходоносор сИерусалимом? Напротив, Кир выступил в роли защитника Вааилона, покровителя религии и культуры. При завоевании Вавилонии царь персов опирался на поддержку влиятельноговавилонского жречества. Формально была сохранена самостоятельность Вавилонского царства, народу обещана неприкосновенность. Известным мировой центр стал одной из царских резиденций, а Кир принял титул царь вселенной, великий царь, сильный царь, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света.

Экономическая роль Вавилона во второй половине VI в. до н.э. была все еще велика. Здесь сходились все торговые пути, а поэтому мирное включение этого города в состав Персидскогогосударства открывало широкие перспективы. Достаточно умный правитель персов понимал, что для реализации его имперских планов целесообразней использовать высокий авторитетВавилона в Передней Азии, нежели пытаться его разрушить. Создавая огромную империю, персы перенимали наследие многих цивилизаций. При этом они волей неволей сталкивались лицом к лицу с массой различных форм отношений, образов жизни и обязательств. Персы не могли не чувствовать привлекательность вавилонской цивилизации. И хотя сами они говорили на индоевропейском языке, но поощряли и арамейский, на котором разговаривали и писали в Вавилоне. Не преследовался и аккадский язык, сохранившийся в богослужении и науке.

После захвата Вавилона персам добровольно подчинились Сирия, Палестина и Финикия. Предваряя военную экспансию в Египет, Кир решил обезопасить от кочевников среднеазиатские границы своей державы. В 530 г. до н.э. в сражении с массагетами персы терпят поражение и теряют своего великого царя.

Итак, при Кире персы совершили резкий скачок в цивилизацию. Утверждаясь в Передней Азии, они создали огромную державу, которая формировалась не только силой оружия, но на первых порах также и политикой мягкого и доброжелательного отношения к населению завоеванных стран, их богам и традициям. Персы, сохраняя верность своим иранским богам, верили и в богов покоренныхнародов, поклонялись им и искали у них поддержки. Народам, насильственно переселенным в Месопотамию, Кир разрешил вернуться в родные места. Большие группы евреев сразу же возвратились в Иерусалим, где им было разрешено восстановить Иерусалимский храм. Однако многие остались в Вавилоне, где в течение пятнадцати столетия представляли важный центр еврейской учености.

Уже на начальном этапе становления Древнеперсидской цивилизации важную роль играла армия, ядро которой составляли персы. Они же занимали и высшие командные должности. Кавалерия формировалась из знати, а пехота из земледельцев. Персидские воины были вооружены и экипированы луками, железными копьями, бронзовыми щитами, железными касками и панцирями.

Сын Кира, Камбиз (529-523 гг. до н.э.), став царем Персии в 530 г. до н.э. продолжил начинания отца. Его египетский завоевательный поход был направлен на сохранение прочности державы, а также на утверждение собственной славы, доблести и царственного положения в противовес образу своего великого отца. В 525 г. до н.э. персы разгромили египетскую армию и захватили Египет, ликвидировав этот очаг беспокойства для Ахеменидской державы. Камбиз был провозглашен фараоном и, возвращаясь в 525 г. до н.э. в Персию, умер при загадочных обстоятельствах.

Итак, персам понадобилось менее 30 лет, чтобы появилась великая военная империя. Созданная силой оружия, она, как и все подобные ей империи, была непрочным образованием, которое держалось лишь на военном превосходстве персов.