Методические рекомендации.
Первый вопрос. Первый вопрос посвящен борьбе за единоличное лидерство в руководстве СССР. Здесь необходимо выделить основных претендентов на власть, обозначить их социальную базу, рассмотреть их программы путей развития СССР в послесталинскую эпоху во внешней и внутренней политике. Для понимания происходивших процессов необходимо обозначить основные этапы противостояния Л.П. Берия, Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева.
Изучение вопроса следует начать анализа мероприятий проводимых после смерти Сталина его приемниками, которые стремились отмежеваться от политики репрессий проводимых в СССР в 20-е - нач. 50-х гг. Необходимо проанализировать причины приведшие руководство страны, прежде всего Н.С. Хрущева, к решению встать на путь десталинизации советского общества. При разработке этого вопроса следует рассмотреть причины побудившие ряд членов руководства партии в июне 1957 г. предпринять попытку смещения Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС.
Второй вопрос предусматривает анализ политического развития СССР в период «оттепели». Ключевым является понятие «либерализация», его соотношение с понятием «десталинизация». Выяснение сущности этих процессов происходит на примере культа личности Сталина, изменений в карательной системе государства, изменений в судопроизводстве и правовой сфере. Ключевое место занимает доклад Н.С. Хрущева на ХХ съезде. Следует обязательно ознакомиться с текстом доклада первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС: «О культе личности и его последствиях». Необходимо охарактеризовать содержание доклада, определить его влияние на советское общество и попытаться понять мотивы выступления Н.С. Хрущева.
Третий вопрос посвящен внутриполитическому развитию СССР в период единоличного правления Н.С. Хрущева – 1958-1964 гг. Необходимо ознакомиться с документами принятыми на XXII съезде КПСС: Уставом и Программой партии – программой построения коммунизма. Здесь необходимо обратить внимание на разработку и сущность Третьей Программы партии (1961 г.), перестройку руководящих органов по производственному принципу и т.п., а также выявить причины и движущие силы отставки Н.С. Хрущева.
Четвертый вопрос. Важнейшей задачей стоявшей перед Советским Союзом во второй пол. 50-х первой пол. 60-х гг. XX в. было повышение эффективности экономики страны. Для решения этой проблемы руководство страны встало на путь децентрализации управления народным хозяйством, для чего были упразднены большинство министерств и созданы совнархозы. С серьезными проблемами столкнулся в это время Советский Союз в аграрной сфере, необходимо рассмотреть основные шаги Советского государства по развитию сельского хозяйства (динамика политики по отношению к личному подсобному хозяйству колхозников, повышение закупочных цен, политика укрупнения колхозов, реформа МТС, целина, кампания «догнать и перегнать Америку по мясу и молоку», кукурузная «лихорадка», агрогорода и т.д.). Рассматривая экономические преобразования в сельском хозяйстве, В итоге необходимо сделать вывод о результатах и последствиях реформирования.
Говоря о промышленности, необходимо рассмотреть уровень ее развития в пятой и шестой пятилетках и в семилетке, осветить основные принципы управленческой реформы 1957 г., ее эффект и значение.
Особо следует остановиться на обстоятельствах приведших к принятию семилетнего плана. При анализе социально-экономического развития СССР особое внимание следует уделить изучению социально значимых реформ этого периода.
ДОКЛАДЫ.
Пути решения зерновой проблемы в СССР.
Июнь 1957 г. – выступление «антипартийной группы».
Смещение Н.С. Хрущёва с высших партийных и государственных постов.
Космические достижения СССР.
Реформы Н.С. Хрущева в управленческой сфере.
СЕМИНАР 7.
ТЕМА: “ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1953-1964гг.”
Поворот к «оттепели» в международных отношениях. Взаимоотношения СССР с развитыми капиталистическими государствами. «Кризисная дипломатия».
СССР и страны народной демократии: достижения и просчёты.
Советский Союз и страны «третьего мира».
- Федеральное агентство по образованию
- Тема II: ссср в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- Раздел II. Советский Союз в послевоенные годы (1945 – 1953 гг.).
- Тема I. Послевоенное восстановление народного хозяйства. Жизнь и быт советских людей.
- Тема II. Общественно-политическое и духовное развитие ссср во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг.
- Тема III. Международное положение ссср в 1945 – 1953 гг. «Холодная война.
- Раздел III. Советский Союз в 1953 – 1964 гг. «Оттепель».
- Тема I. Общественно - политическое и культурное развитие ссср в 1953 – 1964 гг.
- Тема II. Проблемы социально-экономического развития ссср в 1953 – 1964 гг.
- Тема III. Внешняя политика Советского Союза в 1953 – 1964 гг.
- Раздел IV. Советский Союз во второй половине 60-х первой половине 80-х гг. XX века.
- Тема I. Тенденции социально-экономического развития ссср в 1965 – 1985 гг.
- Тема II. Общественно – политическая и культурная жизнь советской страны в 1964 – 1985 гг. Конституция 1977 года.
- Тема III. Внешняя политика ссср в 1965-1985 гг..
- Раздел V. Ссср в 1985 – 1991 годах.
- Тема I. Новые элементы в советской общественно-политической и культурной жизни, политические реформы в ссср в 1985-1991 годах.
- Тема II. Внешняя политика ссср в 1985-1991 годах.
- Тема II. Экономические реформы, поиск путей оздоровления экономики ссср в 1985 – 1991 годах.
- Раздел VI. Современная Россия. (1992 – 2000-е гг.)
- Тема I. Экономически реформы в России, смена модели социально-экономического развития в 1990-е - 2000-е годы.
- Тема II. Общественно-политическое положение в России в 1990-е - 2000-е годы. Политические реформы. Конституция 1993 года.
- Тема III. Внешняя политика российского государства в 1990-е - 2000-е годы.
- Литература. Общий курс.
- Учебная и справочная литература.
- Раздел I. Советский Союз в годы второй мировой войны (1939-1945 гг.). Советский Союз накануне Великой Отечественной войны (1939-1941 гг.). Источники.
- Исследования и монографии.
- Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Источники.
- Исследования и монографии.
- Раздел II. Советский Союз в послевоенные годы (1945 – 1953 гг.). Источники
- Исследования и монографии.
- Раздел III. Советский Союз в 1953 – 1964 гг. «Оттепель». Источники
- Исследования и монографии.
- Раздел IV. Советский Союз во второй половине 60-х первой половине 80-х гг. XX века. Источники
- Исследования и монографии.
- Раздел V. Ссср в 1985 – 1991 годах. Источники
- Исследования и монографии.
- Раздел VI. Современная Россия. (1992 – 2004 гг.) Источники
- Исследования и монографии.
- Планы семинарских занятий и методические рекомендации по новейшей истории россии (1939-2000-е гг.). Учебная литература.
- Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию.
- Доклады:
- Источники.
- Литература.
- Методические рекомендации.
- Источники.
- Литература.
- Методические рекомендации.
- Доклады.
- Источники.
- Литература.
- Методические рекомендации.
- Источники.
- Литература.
- Методические рекомендации.
- Источники.
- Литература.
- Методические рекомендации.
- Методические рекомендации.
- Методические рекомендации.
- Источники.
- Литература.
- Литература для индивидуальной работы.
- Экзаменационные вопросы по курсу истории России
- 1939 – 2000-Е гг.
- Глоссарий.
- Основные даты и события.
- Темы докладов по новейшей истории россии (1939-2000-е гг.)
- Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ.
- Критерии оценки знаний студентов на занятиях и экзамене.
- Интернет ресурсы:
- Библиотеки.
- Сайты высших учебных заведений.
- Работы историков (лекции, сайты историков).
- Периодические издания.
- Научные исследования.
- Виртуальные энциклопедии.
- Коллекции методических разработок.
- Всеобщая история. История древнего мира.
- История средних веков.
- Новая история.
- Новейшая история.
- Отечественная история. С древнейших времен до конца xVвека.
- Отечественная история (XVI–xviiIвв.).
- Отечественная история (xiXв.).
- Отечественная история (xXв.).
- Краеведение.
- Интернет-ресурсы по истории Великой Отечественной войны с краткими методическими рекомендациями по их использованию в учебной и внеучебной работе.
- Интернет-ресурсы, подготовленные при активной поддержке органов государственной власти специальной к 60-летию Великой Победы..
- Порталы.
- Библиотеки.
- Периодические издания.
- Школьные музеи
- Виртуальные энциклопедии и справочники.
- Иллюстративный материал и фотографии. Карты.
- Отдельные этапы войны
- Вооружение. Отдельные рода войск.
- Воспоминания.
- Исследовательская работа.