33. Культура России во второй половине XIX века.
Вторая половина XIX века являлась периодом дальнейшего подъема и расцвета культуры России.
На культуре этого периода благотворно сказались отмена крепостного права, развитие капитализма в стране, реформа просвещения.
Начальное образование давали земские школы, церковноприходские школы, епархиальные училища. Во второй половине XIX века появляются воскресные школы, народные чтения, библиотеки. Среднее образование давали гимназии, которые подразделялись на классические и реальные с семилетним сроком обучения. Среднее образование давали духовные семинарии. Стали открываться женские гимназии.
В 60-х годах в империи насчитывалось 8 университетов, Практический технологический институт, Институт гражданских инженеров, Институт инженеров путей сообщения, Высшее техническое училище и Петровская земледельческая и лесная академия в Москве. Близкими к университетам по учебным планам были лицеи – Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле, Ришельевский в Одессе. Это были в основном дворянские школы. В университеты же с каждым десятилетием все больше проникали разночинцы. В университетах страны сосредоточились лучшие научные кадры (Бутлеров, Менделеев, Тимирязев, Сеченов и др.). Казанский университет и Казанская духовная академия входили в число крупнейших высших учебных заведений страны. Выдающиеся успехи были в науке и технике.
И.М.Сеченов заложил основы отечественной физиологии. И.И.Мечников открыл первую в России бактериологическую станцию, разработал учение о защитных факторах организма. К.А.Тимирязев, исследовал явления фотосинтеза – процесса превращения неорганических веществ в органические в зеленом листе растения за счет солнечной энергии. Д.И.Менделеев установил Периодический закон химических элементов (1869 г.),ставший величайшим достижением мировой науки. А.М.Бутлеров – профессор Казанского университета - работал в области органической химии. Новая физическая школа была основана Столетовым. А.Г.Столетов открыл электромагнитную теорию света. А.Н.Лодыгин создал лампочку накаливания, а П.Н.Яблочков изобрел дуговую лампу, что положило начало электроосвещению. А.С.Попов изобрел беспроволочный телеграф, открывший эру мирового радиовещания.
Проводились крупные географические экспедиции Семенова-Тянь-Шанского, Пржевальского, Миклухо-Маклая. Появились работы русского историка – В.О.Ключевского. Сын С.М.Соловьева Вл. Соловьев развил религиозную теорию философии.
Были выдающиеся достижения в области литературы, имеющие не только национальное, но и мировое значение. Литература представлена именами Толстого, Тургенева, Достоевского, Островского, Чехова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова и др. Для произведений русских писателей этих лет было характерно критическое отношение к действительности. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним.
Был открыт Московский Художественный театр, организованный К.С.Станиславским и В.Н.Немировичем-Данченко.
Появляется содружество талантливых композиторов – «Могучая кучка». В нее вошли: Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, М.А.Балакирев, Ц.А.Кюи.
Основные вопросы и проблемы, которые поднимала русская культура во второй половине XIX века - вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?»
В живописи появилось «Товарищество передвижных художественных выставок» - художники-передвижники. К художникам-передвижникам относят: И.Н.Крамского, В.Г.Перова, В.И.Сурикова, А.К.Саврасова, И.Левитана, И.И.Шишкина, В.В.Верещагина, В.М.Васнецова, И.Е.Репина, Н.Ге и др.
«Передвижники» изображали не сюжеты из мифологии, а живую жизнь, со всеми её острыми социальными проблемами. Это и бытовой жанр, историческая живопись, пейзаж, портрет. Ведущее место в их творчестве заняли бытовые сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показали его нужду, страдания, угнетенное положение. Суриков создал знаменитые исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова». В.Г.Перов написал картину «Тройка». Передвижники стали приобщать к искусству провинцию, доставляя свои картины в города, связанные железной дорогой. Картины «передвижников» попали в собрание Третьякова. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры. В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств. Открытие этих двух музеев говорит о достижениях русской живописи XIX века.
Ученые:
И.М.Сеченов – физиолог
И.И.Мечников, К.А.Тимирязев - биологи
Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров – химики
А.Г.Столетов, А.Н.Лодыгин, П.Н.Яблочков, А.С.Попов – физики
А.Ф.Можайский, Н.Е.Жуковский, К.Э.Циолковский, С.О.Макаров - воздухоплавание и кораблестроение.
Семенов-Тянь-Шанский, Пржевальский, Миклухо-Маклай – географы, путешественники
Музыка:
«Могучая кучка». В нее вошли 5 человек (Римский-Корсаков,
М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, М.А.Балакирев, Ц.А.Кюи).
Римский-Корсаков «Псковитянка», «Снегурочка», «Шахерезада», «Ночь перед Рождеством», «Садко»
М.П.Мусоргский «Хованщина», «Борис Годунов»
А.П.Бородин - «Князь Игорь»,
М.А.Балакирев восточная фантазия «Исламей»
Ц.А.Кюи – фортепьянные миниатюры
П.И.Чайковский оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
Живопись:
Художники-передвижники. К ним относят: И.Н.Крамского, В.Г.Перова, В.И.Сурикова, А.К.Саврасова, И.Левитана, И.И.Шишкина, В.В.Верещагина, В.М.Васнецова, И.Е.Репина, Н.Ге.
И.Н.Крамской «Христос в пустыне», «Неизвестная»,
В.Г.Перов «Тройка», Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах»
В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова».
А.К.Саврасов «Грачи прилетели»
И.И.Левитан «Вечер на Волге», «Осень. Мельница», «Первая зелень. Май», «Золотая осень», «Березовая роща»
И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рожь»
В.В.Верещагин
В.М.Васнецов «Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье»
И.Е.Репин - «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Бурлаки на Влге»
Н.Ге «Тайная вечеря»
В.А.Серов «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.