logo
Семинары для ЭТ, ЭК(б) / Семинар 2 / Рыбаков Б

1198 Года игумена Моисея, вошедший вместе с Галицкой летописью XIII века в

так называемую Ипатьевскую летопись.

Киевский свод дает широкое представление о разных русских землях в XII

веке, используя ряд летописей отдельных княжеств. Открывается он "Повестью

временных лет", рассказывающей о ранней истории всей Руси, а завершается

записью торжественной речи Моисея по поводу постройки за счет князя Рюрика

стены, укрепляющей берег Днепра. Оратор, подготовивший свое произведение для

коллективного исполнения "едиными усты" (кантата?), называет великого князя

царем, а его княжество величает "державою самовластной... известной не

только в Русских пределах, но и в далеких заморских странах, до конца

вселенной".

После смерти Святослава, когда Рюрик начал княжить в Киеве, его

соправителем по "Русской земле", то есть южной Киевщине, стал ненадолго его

зять Роман Мстиславич Волынский (праправнук Мономаха). Он получил лучшие

земли с городами Треполем, Торческом, Каневом и другими, составлявшими

половину княжества.

Однако этой "лепшей волости" позавидовал Всеволод Большое Гнездо, князь

Суздальской земли, желавший быть в какой-то форме соучастником управления

Киевщиной. Началась длительная вражда между Рюриком, поддерживающим

Всеволода, и обиженным Романом Волынским. Как всегда, в усобицу быстро были

втянуты и Ольговичи, и Польша, и Галич. Дело кончилось тем, что Романа

поддержали многие города, Черные Клобуки, и наконец в 1202 году "отвориша

ему кыяне ворота".

В первый же год великого княжения Роман организовал поход в глубь

Половецкой степи "и взя веже половеческие и приведе полона много и душь

хрестьянских множество отполони от них (от половцев. -- Б. Р.), и бысть

радость велика в земли Русьстей".

Рюрик не остался в долгу и 2 января 1203 года в союзе с Ольговичами и

"всею Половецкою землею" взял Киев. "И сотворилося велико зло в Русстей

земли, якого же зла не было от крещенья над Киевом... Подолье взяша и

пожгоша; ино Гору взяша и митрополью святую Софью разграбиша и Десятинную

(церковь)... разграбиша и манастыри все и иконы одраша... то положиша все

собе в полон". Дштее говорится о том, что союзники Рюрика -- половцы

изрубили всех старых монахов, попов и монашек, а юных черниц, жен и дочерей

киевлян увели в свои становища.

Очевидно, Рюрик не надеялся закрепиться в Киеве, если так офабил его, и

ушел в свой собственный замок в Овруче.

В том же году после совместного похода на половцев в Треполе Роман

захватил Рюрика и постриг в монахи всю его семью (включая и свою собственную

жену, дочь Рюрика). Но Роман недолго правил в Киеве, в 1205 году он был убит

поляками, когда на охоте в своих западных владениях отъехал слишком далеко

от своих дружин.

С Романом Мстиславичем связаны поэтические строки летописи, дошедшей до

нас, к сожалению, лишь частично. Автор называет его самодержцем всей Руси,

хвалит его ум и храбрость, отмечая особенно борьбу его с половцами:

"Встремил бо ся бяше на поганые, яко и лев, сердит же бысть, яко и рысь, и

губяше, яко и коркодил, и прехожаше землю их, яко и орел; хробор бо бе, яко

и тур". По поводу половецких походов Романа летописец вспоминает Владимира

Мономаха и его победоносную борьбу с половцами. Сохранились и былины с

именем Романа.

Одна из не дошедших до нас летописей, использованная В. Н. Татищевым,

сообщает чрезвычайно интересные сведения о Романе Мстиславиче. Будто бы

после насильственного пострижения Рюрика и его семьи Роман объявил всем

русским князьям, что его тесть свергнут им с престола за нарушение договора.

Далее следует изложение взглядов Романа на политическое устройство Руси

в XIII веке: киевский князь должен "землю Русскую отовсюду оборонять, а в

братии, князьях русских, добрый порядок содержать, дабы един другого не мог

обидеть и на чужие области наезжать и разорять". Роман обвиняет младших

князей, пытающихся захватить Киев, не имея сил для обороны, и тех князей,

которые "приводят поганых половцев".

Затем излагается проект выборов киевского князя в случае смерти его

предшественника. Выбирать должны шесть князей: суздальский, черниговский,

галицкий, смоленский, полоцкий, рязанский; "младших же князей к тому

избранию не потребно". Эти шесть княжеств должны передаваться по наследству

старшему сыну, но не дробиться на части, "чтобы Русская земля в силе не

умалялась". Роман предлагал созвать княжеский съезд для утверждения этого

порядка.

Трудно сказать, насколько достоверны эти сведения, но в условиях 1203

года такой порядок, если бы он мог быть проведен в жизнь, представлял бы

положительное явление. Однако стоит вспомнить благие пожелания накануне

Любечского съезда 1097 года, его хорошие решения и трагические события,

последовавшие за ним.

У В. Н. Татищева сохранились характеристики Романа и его соперника

Рюрика:

"Сей Роман Мстиславич, внук Изяславов, ростом был хотя не весьма велик,

но широк и надмерно силен; лицом красен, очи черные, нос великий с горбом,

власы черны и коротки; вельми яр был во гневе; косен языком, когда

осердится, не мог долго слова выговорить; много веселился с вельможами, но

пьян никогда не бывал. Много жен любил, но ни едина им владела. Воин был

храбрый и хитр на устроение полков... Всю жизнь свою в войнах препровождал,

многи победы получил, а единою (лишь однажды.-- Б. Р.) побежден был".

Рюрик Ростиславич охарактеризован по-другому. Сказано, что он был на

великом княжении 37 лет, но за это время шесть раз был изгоняем и "много

пострада, не имея покоя ниоткуда. Понеже сам питием многим и женами обладай

был, мало о правлении государства и своей безопасности прилежал. Судьи его и

по градам управители многую тягость народу чинили, для того весьма мало он в

народе любви и от князей почтения имел".

Очевидно, эти характеристики, полные средневековой сочности, составлял

какой-нибудь галицко-волынский или киевский летописец, симпатизировавший

Роману.

Интересно отметить, что Роман -- последний из русских князей, воспетых

былинами; книжная и народная оценки совпали, что случалось весьма редко:

народ очень осмотрительно отбирал героев для своего былинного фонда.

Роман Мстиславич и "мудролюбивый" Рюрик Ростиславич -- последние яркие

фигуры в списке киевских князей XII--XIII веков. Далее идут слабые

владетели, не оставившие по себе памяти ни в летописях, ни в народных

песнях.

Усобицы вокруг Киева продолжались и в те годы, когда над Русью нависла

новая небывалая опасность -- татаро-монгольское нашествие. За время от битвы

на Калке в 1223 году до прихода Батыя под Киев в 1240 году сменилось много

князей, было много боев из-за Киева. В 1238 году киевский князь Михаил

бежал, боясь татар, в Венгрию, а в грозный год Батыева прихода он собирал в

княжестве Даниила Галицкого пожертвованные ему феодальные оброки: пшеницу,

мед, "говядо" и овец.

"Мать городов русских" -- Киев прожил яркую жизнь на протяжении ряда

веков, но в последние три десятилетия его домонгольской истории слишком

сказывались отрицательные черты феодальной раздробленности, приведшей

фактически к расчленению Киевского княжества на ряд уделов.

Певец "Слова о полку Игореве" не мог своими вдохновенными строфами

остановить исторический процесс.