logo
MHK-1

1. Архитектура

Если до этого времени храмы не требовались, то теперь возникла необходимость в них. Они становятся центром жизни не только религиозной, но политической и экономической. Архитекторы помещали святилища на высоких холмах или на берегу моря. Место выбиралось таким образом, чтобы не только постройка органично вводилась в окружающий пейзаж, но и сам природный ландшафт - выступ, склон, которые непосредственно примыкали к храму, - являлись бы его составной частью.

Существовало несколько типов греческого храма, но наибольшее распространение получил периптер (в переводе «окруженный колоннадой»):

- прямоугольный в плане,

- вокруг него по периметру шла колоннада,

- вход располагался на востоке и вел в преддверие;

- основное помещение именовалось целла - здесь устанавливалась статуя божества. Свет проникал в целлу только через дверь, так что в ней царил полумрак, создававший особо торжественное настроение;

- позади целлы в особом помещении хранились дары,

- алтарь располагался под открытым небом.

Греческий храм возник из микенского мегарона. Древние греки были удивительно талантливым. Веселым и жизнерадостным народом. Они стремились к тому, чтобы около построенного ими здания человек чувствовал себя выше, шире в плечах, стремились, чтобы архитектура вселяла в сердце бодрость и уверенность. Греческие храмы строились как жилище бога, во всем похожего на человека, поэтому были, как правило, небольшими по размеру. В этом проявлялось мироощущение греков, в основе которого лежала мысль о соразмерности сил человека и природы. Пропорции колонн, размеры капителей рассчитывались исходя из пропорций человеческого тела.

В VІІ в. до н.э. возникает архитектурная ордерная система (в эпоху архаики - дорический и ионический ордера, а в эпоху эллинизма - коринфский):

- дорический ордер был связан с частями материковой Греции. По мнению греков, этот ордер воплощал идею мужественности, поэтому иногда колонны заменяются или дополняются мужскими фигурами (атлантами).

- ионический - с островной и малоазиатской культурой Греции. Этот ордер был легок, строен, наряден, поэтому здесь колонны заменяются или дополняются женскими фигурами (кариатидами).

Роль колонны в греческом зодчестве была велика и многообразна:

- колонны окружали целлу;

- выстраиваясь вокруг городской площади, они образовывали портик (портики часто ставили и перед частными домами).

Так что жизнь греческих городов протекала на фоне или под сенью колонн. Храмы строили из тесаных блоков известняка или мрамора (квадров) без всякого связующего раствора. Опытные каменотесы умели точно подгонять квадры один к другому, что линия соединения была почти незаметна. Из отдельных цилиндров - барабанов, скрепляя их между собой втулками, складывали колонны, затем обтесывали, полировали, при этом достигали такой точности, что колонна казалась выточенной из монолита.

Зодчество и ваяние (скульптура) составляли в Греции единое целое.