31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
Во второй половине XVIII в России правит Екатерина II Великая, которая 34 года пробыла на троне и очень многое сделала в деле развития русской культуры.
Образование, просвещение, наука.
В 60-70-х годах, при Екатерине II, была сделана попытка, создать систему воспитательно-образовательных учреждений. Предусматривалось создание закрытых воспитательных училищ, куда поступали бы дети в 5-6- лет, пока они не испорчены дурным влиянием и неправильным воспитанием. С родственниками могли встречаться в определенные дни. Учиться должны были до 18 лет. При создании таких училищ проводился строго сословный принцип:
Для дворянских детей предназначались привилегированные кадетские корпуса: Сухопутный Шляхетский корпус, Морской Шляхетский корпус, Пажеский корпус (готовил дворян к придворной службе). Открывались лицеи. В С.-Петербурге было открыто «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре (Смольный институт) – первое в Европе светское заведение для девушек из дворянских семей.
Для разночинцев – училища. Например, Коммерческое училище, училище при Академии художеств и др. Выйдя из училища, разночинцы должны были составить новое сословие - ученых, художников, ремесленников, учителей, врачей и др.
В городах создавались «народные училища» двух типов: главные (4-х классные) в губернских городах и малые (2-х классные) – в уездных городах. Училища по территории России распределялись крайне неравномерно. Более половины уездных городов России к концу XVIII века вовсе не имели малых народных училищ.
Крепостных крестьян ни в одно училище не принимали.
Таким образом, во второй половине XVIII века впервые в России была создана система учебных заведений с едиными учебными планами, с единой методикой преподавания.
В 1755 году (во времена правления Елизаветы Петровны) был основан Московский университет и 2 гимназии: для дворян и разночинцев. В 1757 году Академия художеств. При Екатерине II была открыта Российская Академия по изучению русской словесности во главе с Е.Р.Дашковой. Одним из центров науки стало Вольное Экономическое Общество (ВЭО) - первое ученое общество в России, основанное правительством в 1765 г.
У истоков русской национальной науки стоял М.В.Ломоносов - русский ученый-энциклопедист. Татищев написал «Историю Российскую с самых древнейших времен». Крашенинников составил «Описание земли Камчатки».
Крупнейшим просветителем стал Н.И.Новиков - писатель, публицист, выпускавший журнал «Трутень», «Кошелек». Он развил печатное дело, организовал продажу книг. Открывал школы, библиотеки. В 80-90-е гг. XVIII века в некоторых губернских городах появились первые публичные библиотеки.
Трагичной оказалась судьба русских самородков – Ползунова и Кулибина. Их замечательные изобретения не находили применения. Ползунов создал паровую машину. Изобретая, она работал в тяжелейших условиях, заболел чахоткой и умер. После его смерти паровая машина не нашла применения в производстве, основанном на крепостном труде. Кулибин – механик-самоучка, более 30 лет жил и творил в С.-Петербурге. Изготовлял телескопы, микроскопы, барометры, оригинальные инструменты. Сделал необыкновенно красивые часы, напоминающие по форме гусиное яйцо. Каждый час в глубине распахивались резные дверцы и крошечные фигурки двигались под музыку (ныне эти часы хранятся в Эрмитаже). Он преподнес эти часы Екатерине II. Достижения Кулибина поразили Екатерину II. При дворце ему приходилось тратить много времени на изобретение фейерверков. Он отказался от такого рода занятий, и умер в нищете в солдатском госпитале.
Иван Маторин отлил царь-колокол весом более 200 тонн.
Театр, живопись, архитектура.
В середине XVIII века в Ярославле был открыт первый русский театр. Позже театр во главе с Сумароковым (драматургом) стал императорским. Помещики создавали свои театры крепостных актеров. В театре графа Шереметьева прославилась певица П.И.Ковалева (Жемчугова). Вообще, одной из особенностей культурного процесса этого периода было существование крепостной интеллигенции: художников, музыкантов, композиторов, артистов, архитекторов. Многие из них были талантливыми, одаренными людьми, и жизнь их нередко кончалась трагически.
В живописи преобладали парадные портреты, созданные Рокотовым (вольноотпущенник из крепостных князя Репнина), Боровиковским, Левицким. Выдвинулись крепостные художники графа Шереметьева - Аргуновы. В XVIII веке появилась скульптура «Медный всадник» (автор Фальконе) по заказу Екатерины II.
В архитектуре XVIII века преобладающим стилем было барокко. Во второй половине XVIII века наряду с барокко появляется стиль классицизм – строгий, сдержанный, математически точный. Было увлечение античным искусством.
Крупнейшим зодчим XVIII века был Ф.Б.Рострелли. Знаменитые творения его: Зимний дворец в С.-Петербурге, Большой дворец в Петергофе, дворец в Царском селе. Позолоченная резьба и лепнина, бронза и живописные плафоны дополняли великолепие дворцовых помещений. В Москве работали Ухтомский Д. И., а в провинции его ученики - В.Баженов и М.Казаков.
При Екатерине II вышел указ (1763 г.), по которому все города должны строиться по специальному плану. Государством вводились «образцовые» проекты для массового строительства, строго разделенные по сословному принципу на дома для «подлых», «зажиточных» и «именитых» граждан. Общественные здания и крупные инженерные сооружения строились по государственному заказу.
Во второй половине XVIII века усиливается разрыв между культурным уровнем «верхов» - образованного дворянства и народной культурой «низов» - крестьянских масс, что приводит к их качественному разделению и складыванию двух типов культур.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.