logo
Боги Нового Тысячелетия

Боги шемов

Почему первая земная цивилизация с самого ее зарождения была так одержима сложнейшими исследованиями небесных явлений? Почему шумеры затрачивали такие неимоверные усилия и строили зиккураты, ориентированные на все стороны света? Почему у них совмещалась роль астронома и жреца? Отчего такое важное значение имело разделение периода движения Земли по орбите на число 12? Это число заставляет нас вернуться к основному принципу, провозглашавшемуся шумерами: "Все, что выглядит красивым, мы сделали благодаря богам". У шумеров, как тысячу лет спустя и у древних греков, в пантеон входило 12 богов.

Влияние богов так настойчиво ощущается в шумерской культуре, что это побудило одного археолога сказать, что "боги завещали Землю человечеству". А профессор Сэмюел Крамер заметил, что "с помощью своих богов, в особенности Энлиля — царя небес и земли, шумеры превратили плоскую, засушливую, опустошенную ветром землю в цветущее, благодатное государство".

Разумеется, мы не воспринимаем замечание Сэмюела Крамера в буквальном смысле. Подобные заявления встречаются в большом количестве в академических изданиях, и всегда, почти без исключения, их относят в разряд шумерской мифологии и религиозных верований. Система верований в Шумере была невероятно подробно и сложно разработана. Вся жизнь шумеров вращалась вокруг богов, к которым они относились как к бессмертным существам из плоти и крови. Цари могли быть избраны и могли взойти на трон только с разрешения богов. В более поздние времена войны велись по велению богов. И от богов же исходили особые распоряжения о строительстве и перестройке храмов в определенных местах.

Что заставляло шумеров затрачивать тысячи человеко-лет труда на строительство и содержание сотен храмов и зиккуратов для своих богов? Объяснение официальной истории таково: они придумали своих богов, стремясь таким образом обрести психологическую опору в борьбе против непонятной им, враждебной окружающей природы. Верования шумеров представлялись как классический пример потребности человека в религии. Однако при таком легком решении остается необъясненным источник высокоразвитой науки у шумеров. Придумывать богов — это одно, а изобрести методы измерения движения планет и звезд — совершенно другое!

Но если мы признаем "невозможное" происхождение знаний шумеров, а также и других тайн мира, о которых говорилось в главах 1-5, то перед нами, возможно, забрезжит свет. Итак — не скрывается ли за всеми этими непонятными техническими явлениями общий источник? Должны ли мы по-прежнему отметать заявления шумеров о том, что их цивилизация — это дар богов?

Слово "бог" для нас полно нелепых ассоциаций, шумеры же не страдали таким комплексом. Они называли своих богов AN. UNNA. KI, что в буквальном переводе означает: "Те, кто с Небес на Землю сошел". В пиктографических письменах они обозначались DIN. GIR.

Что означал термин DIN. GIR? В 1976 году Закария Ситчин опубликовал подробное этимологическое исследование этого и ряда других терминов, использовавшихся шумерами и более поздними цивилизациями для описания ракет и инструментария богов. Пиктографический знак GIR (см. рис. 1 la) обычно означает просто предмет с заостренными концом, но подлинное его значение можно понять, рассмотрев пиктографический знак КА. GIR (см. рис. 1 lb), на котором явно виден GIR с обтекаемым корпусом, установленный в подземном помещении — шахте. Пиктограмма первого слога DIN (рис.11с) не имеет смысла, пока она не соединяется с пиктограммой GIR, образуя сложную пиктограмму DIN. GIR (рис. 1 Id). Эти два слога, написан ные вместе, вполне согласуются, представляя, как говорит Ситчин "изображение ракетного космического корабля с встроенным в него аппаратом приземления, таким же образом, как лунный модуль был встроен в корабль Аполлон II".

На пиктографическом рисунке DIN.GIR можно увидеть три части, как на ракете Аполлон: нижняя ступень — машинный отсек с главными реактивными двигателями, средний отсек, где находятся запасы топлива и оборудование, и верхний отсек — модуль управления. Полное значение символа DIN.GIR, который обычно переводится как "боги", передается в переводе Ситчина как "Праведники с огненных ракет".

Закария Ситчин обнаружил также другое наименование — для летательных аппаратов иного типа. Если GIR, по-видимому, означает аппарат типа ракеты, предназначенный для полетов за пределы земной атмосферы, то другой корабль, обозначаемый символом MU, применялся для полетов в небе Земли. Ситчин отмечает, что первоначальный термин shu-mu (шу-му), переводящийся как "тот, который MU", в дальнейшем в семитских языках превратился в shem (шем) или, в другом варианте — sham (шам). Ссылаясь на вышедшую ранее работу Дж. Редслоба, Ситчин указывает, что слова шем (shem) и шамаим (shamaim) означающие "небо", оба происходят от одного корня shamah (шама), означающего "тот, которьй там, наверху".

Поскольку слово shem (шем) имело и другое значение — "то, как кого-то именуют", то его стали переводить как "имя". Например, одна надпись в храме Гудеи переводилась так: "его имя прогремит по всем землям", тогда как правильно следовало читать: "его MU будут охватывать земли от края до края". Поняв, что слово шем (shem) или MU должно обозначать какой-то предмет, некоторые ученые оставляли это слово нс переведенным.

В Библии также слово "шем" переводится как "имя", и тем самым искажается первоначальный смысл текста. В этом отношении особенно важен отмеченный Закарией Ситчином пример библейской истории о Вавилонской башне. Если в невразумительной истории о Вавилонской башне в Книге Бытия (которая постоянно повергала ученых в недоумение) мы переведем слово "шем" как "летательный аппарат", то текст приобретает новый смысл:

"Потом люди сказали: Построим себе город и башню высотой до небес, так, чтобы могли мы сделать воздушный корабль, и тогда не рассеемся по всей Земле"6.

Правильное понимание слова "шем" проливает свет и на другой отрывок из Книги Бытия, который постоянно ставил в тупик ученых и который представляет особое значение для нашего изучения богов. В этом случае слово "шем", которое обычно переводится как "имя", трактуется как "известный, славный", на том основании, что коль скоро кто-либо избирает себе имя, он становится известен. В приводимом отрывке упоминается о таинственных нефилимах — это древнееврейское слово, которое обычно неправильно переводят как "гиганты" и которое в действительности происходит от корневого слова, означающего "те, кто спустился сверху". Это значение очень близко к шумерскому AN. UNNA.KI — "Те, кто пришли на Землю с небес":

"Число людей на земле продолжало умножаться. У них рождались дочери. Божьи сыновья увидели, что девушки были красивы, и стали брать их в жены, кто какую пожелает... Нефилимы жили в той земле в те времена и позднее, когда божьи сыновья стали жениться на дочерях человеческих, эти женщины родили детей, ставших знаменитыми героями древних времен"7 (курсив мой. — А.Э.).

Таким образом, эти нефилимы были в действительности не знаменитыми героями, а людьми "шема", богами с летающих кораблей.

Имеется еще один пример лингвистической путаницы, который я хотел бы разъяснить. Это касается случаев неудачной ассоциации богов с небесными телами. Отождествление богов с Солнцем, Луной и с видимыми планетами послужило для ученых основанием для того, чтобы считать богов из плоти и крови порождением примитивных верований. Классическим примером является та путаница, которая возникла в отношении поклонения богу Солнца в Древнем' Египте и на Ближнем Востоке.

Согласно древнегреческой легенде, Гелиос — бог Солнца — ездит по небу на колеснице. Греки переименовали священный город Египта Леополис в честь Гелиоса, назвав его Гелиополис. На Ближнем Востоке они назвали тем же именем Гелиополис город Баальбек. Историки относят веру древних и священный характер этих городов на счет примитивных форм поклонения Гелиосу (Солнцу). Но давайте посмотрим повнимательней, откуда возникла эта легенда о Солнце-Гелиосе?

Оба города Гелиополиса служили важным обиталищем богов (в силу причин, о которых мы скажем позже — в главе 8), и оба ассоциировались с богом, который у аккадийцев был известен под именем Шамаш. В шумерских текстах его именуют UTU — так шумеры называли бога, который ведал местами, где находились "шемы" и "орлы". Слово "Шамаш", когда оно произносится как Шем-еш, означает буквально "шем-огонь", и таким образом часто переводится как "Он, который сияет как Солнце". Шумерское же название UTU означает — "Сияющий". В то же время в месопотамских сказаниях UTU Шамаш изображается поднимающимся и пересекающим небосвод. Нетрудно представить себе, что рассказ об этих путешествиях по небу в дальнейшем исказился и трансформировался в картину ежедневного движения Солнца!

энки и энлиль

Теперь настал момент поднять завесу мифологии и представить главных действующих лиц шумерского пантеона богов из плоти и крови.

За последние сто лет ученые поражались богатством эпической литературы, многие образцы которой археологи откопали в Месопотамии. Это подвигло ученых на длительные целеустремленные и кропотливые поиски и собирание воедино текстов, от которых зачастую были найдены только отдельные фрагменты. Оригинальные шумерские тексты часто дополнялись более поздними аналогичными аккадскими версиями, благодаря чему удавалось полностью восстановить многие древние сказания. В результате создалась подробная и связная картина антропоморфических богов с эмоциями подобными человеческим, богов, которые самым тесным образом вживались в дела людей. У ученых не оставалось ни тени сомнения, что греческие легенды о Зевсе, Олимпе и о 12 богах древнегреческого пантеона зародились в Шумере.

Имена, семейные связи, полномочия и обязанности шумерских богов появились из-под археологического мусора и предстали перед нами со всеми будничными подробностями. Каждый крупный город в Шумере был связан с одним или с двумя богами. Самым важным богам были посвящены храмы: Энки в Эриду, Ану и Инанна в Уруке, Наннар в Уре, и Энлиль в Нип-пуре. Те же самые имена, или же их аккадские синонимы, появлялись вновь и вновь, в более поздних ассирийских и вавилонских городах. Ясно, что в этих именах отражается то значение, которое люди придавали тем или иным чертам этих богов, и нередко им приписывали прозвища, характеризовавшие различные их черты и способности.

Отца всех богов звали AN (или Ану — по-аккадски), что означало "небо". Это имя сохранилось до сих пор в латино-английском слове "аннум". AN мало занимался непосредственно житейскими делами — он пребывал на "небесах", и лишь время от времени посещал Землю со своей супругой Анту. Его храм в У ре назывался E.ANNA — "Дом AN". Шумеры именовали его "Домом сошедшего с небес". Когда боги впервые даровали людям царство (прецедент для современных королевских фамилий), его называли "Царство Ану".

У Ану было два сына, которые спустились на Землю. Хотя они и были братьями, иногда они сражались между собой как злейшие враги. Вначале первенец Энки овладел властью на Земле, но затем, по распоряжению Ану, его сменил второй сын — Энлиль. Древние изображения богов Энки и Энлиля (сидящие фигуры) показаны на рис. 12а и 12Ь. Рисунки демонстрируют их вполне человеческую внешность и то, что они существа из плоти и крови. Соперничество братьев основывалось на существовании у богов законных прав на наследование, которые определялись генетической чистотой. Энлиль — отпрыск Ану и его двоюродной сестры значительно лучше унаследовал отцовские гены по мужской линии, чем Энки. Такая практика женитьбы на двоюродных сестрах представляется нам сегодня кровосмешением, но в те времена это воспринималось иначе. Например, это было обычным делом для царских семей в Египте, а в Библии Авраам также похваляется тем, что его жена приходилась ему сестрой8. Происхождение такого обычая, несомненно, связано с нравами богов, и я объясню научную основу этого в последующей главе.

Имя EN.LIL обычно переводится как "Повелитель ветра", в особенности теми учеными, которые стремятся принизить значение шумерских верований как мифологии. Однако более правильное толкование этого имени "Вершитель власти" — вполне подходящее наименование для того, кто стал главным богом на Земле и обладал такой властью, что вручил царство людям. Городом Энлиля был Ниппур, где был сооружен величественный E.KUR — "Дом, подобный горе". В нем было установлено таинственное оборудование, при помощи которого можно было вести наблюдение за небом и Землей. Развалины этого пятиэтажного здания можно увидеть и сейчас в ста милях к югу от Багдада.

Брат Энлиля EN.KI, что означает "Повелитель Земли", был известен также как ЕА — "Тот, дом которого в воде". Его городом был Эриду, стоящий на морском берегу, там, где Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив. Энки был искусным инженером, главным ученым и величайшим благодетелем человечества. Он часто выступал на защиту людей на совете богов, и именно он спас Ноя от Великого потопа.

Отчего Энки был так благосклонен к людям? Шумеры считали, что именно Энки играл главную роль в создании человека9. Ученые полагают, что это просто миф, но сами шумеры были убеждены, что боги создали человека как рабочую силу. В древних сказаниях описывается мятеж рядовых богов, протестовавших против лежавшего на них бремени тяжкого труда (о том, что это был за труд, мы расскажем в главе 14). Тогда Энки разрешил споры богов, предложив создать примитивное существо для работы, достаточно разумное, чтобы оно могло пользоваться орудиями и выполнять приказы, "придав ему образ богов".

Энки помогала в создании человека его сводная сестра NIN.HAR.SAG, что означает в переводе "Владычица горы". Она была главной медицинской сестрой у богов, ее прозвище — "Хозяйка жизни". Она, вместе с Энки, проводила с переменным успехом различные генетические эксперименты. В сказаниях шумеров говорится, что Нинхурсаг однажды создала человека с недержанием мочи, женщину, которая не могла рожать, и другое существо без половых органов. У Энки тоже были неудачи — например, он создал слепого человека с трясущимися руками, больной печенью и сердечной недостаточностью! Теперь, когда в XX веке мы умеем расшифровывать геном человека, нам понятны волнения и гордость, которые испытывала Нинхурсаг, когда у нее получился полноценный человек. Как указано в одной надписи, она восклицала:

"Насколько совершенно или неудачно тело человека ?

Мое сердце подсказывает мне,

Что я могу сделать его судьбу хорошей или плохой ".

Наконец совершенный человек был создан. Нинхурсаг воскликнула: "Я создала его! Я сделала его своими руками!" В одном тексте совершенно ясно сказано, что Нинхурсаг дала этому новому существу "кожу, такую же, как у богов". Усовершенствовав идеального человека — наделив его большим объемом мозга, гладкой кожей и способностью к более сложным движением пальцами, было совсем нетрудно сделать следующий шаг: перейти к клонированию — которое является сейчас уже вполне обычной научной процедурой, — чтобы создать армию чернорабочих. Это невероятное событие навсегда было отмечено символом Нинхурсаг — сделанным в виде подковы ножом для разрезания пуповины — этим инструментом в древности пользовались повитухи. Нинхурсаг стала с тех времен известна также под именем Богиня-мать, и во всем древнем мире с ее именем были связаны многочисленные примитивные религиозные культы. Археологи долгое время ломали голову над вопросом о значении, которое имели в ранних обществах священные изображения беременной женщины.

В первой главе я говорил о значении таких слов, как "глина/пыль", "ребро", и описал вновь созданное существо, которое шумеры назвали LU.LU, что означает буквально — "Тот, который был смешан". В свете глубочайших противоречий по вопросу о происхождении человека, о которых говорится в главе 2, версия шумеров приобретает колоссальное значение. Может быть, Энки наложил образ (генетическую схему) богов на неприглядного Homo erectus, который 200 тысяч лет назад внезапно совершил гигантский эволюционный скачок, превратившись в Homo sapiens^ Тщательное изучение древних текстов подтверждает, что именно это и случилось в действительности.