М.В.Ломоносов
Петр I подписал указ о создании Петербургской Академии наук, которая была создана в 1725 году. Петербургская Академия наук в отличие от Академий Запада не занималась богословием. В ней было 3 класса: математически, физических и общественных наук. В этих классах занимались научно-исследовательской работой.
В математическом классе работали 4 академика- специалиста по математике, астрономии, географии и навигации, по механике.
В физическом классе также работали 4 академика- специалиста по физике, химии, анатомии, ботанике.
В классе общественных наук работали 3 ученых: красноречия и древностей, истории, права, политики, этики.
Петербургская Академия наук, в отличие от Западных академий, была не добровольным обществом ученых, а государственным учреждением. С одной стороны – это положительно, так как было государственное финансирование. Но с другой стороны – она страдала от системы бюрократических порядков в стране. У Академии не было права избирать президента, присуждать академические степени. Президенты назначались (до 1917 г.).
Петербургская Академия наук внесла большой вклад в развитие и распространение научных знаний. Устраивались публичные лекции с демонстрацией опытов. Академией издавались календари, научно-популярные журналы, книги.
В академической канцелярии почти безраздельно около 35 лет распоряжался советник канцелярий и библиотекарь Академии Шумахер, а затем его зять Тауберт. Шумахер считал, что Академия может и должна существовать за счет приглашения иностранцев. Передовые русские ученые, работающие в Академии, подвергались гонениям. Было недостаточное отношение к подготовке ученых из русских людей. При Петербургской Академии были гимназия и университет. В университете преподавание было на латыни, а в гимназии – на немецком языке, т.к. преподавали учителя-немцы, не знавшие русского языка. Главная задача учеников в гимназии – овладеть латынью. Но учиться латыни с немецкого языка было невероятно трудно.
Первым русским академиком был М.В.Ломоносов. Сын архангельского помора, М.В.Ломоносов в 19 лет пришел пешком в Москву и поступил в славяно-греко-латинскую академию. Годы учения прошли в нужде. Огромное трудолюбие и способности помогли Ломоносову преодолеть все трудности, овладеть знаниями и стать одним из выдающихся ученых XVIII века. Количество выполняемых Ломоносовым исследований, широта охвата им различных наук и научных проблем, поразительны. М.В.Ломоносов был поэтом, художником, физиком, механиком, химиком, естествоиспытателем, геологом и металлургом, историком; придерживался передовых общественных и естественнонаучных взглядов. Ломоносов последовательно развивал атомистические представления, близко подошел к идее молекулярного строения химических соединений. Впервые стал применять физические методы исследования химии. Проводил исследования в различных областях физики. Проводил опыты по электричеству и выдвинул ряд гипотез о природе электрического заряда в облаках. В 1761 г. он открыл атмосферу на Венере. Доказал, что кроме Солнечной системы существует бесконечное множество других миров. Сам изобретал приборы для опытов и методы исследований. Так как приборы в XVIII веке изготовлялись крайне медленно, и Ломоносов не имел возможности провести все необходимые эксперименты, то он просто оставил очень ценные гениальные предвидения тех путей, по которым должно идти развитие науки. Его мысли опережали практические возможности на 150 лет. Ломоносов мог бы сделать намного больше, если бы не чинились бюрократические препятствия. Ряд важнейших трудов Ломоносова был впервые издан только в ХХ веке.
Образование в России оставалось сословным и большинству людей казалось это вполне естественным. Но Ломоносов считал, что образование должно служить не сословным интересам, а национальным задачам подъема хозяйства и культуры. В 40-50-е годы Ломоносов развернул борьбу за создание первого русского университета, за подготовку национальных кадров для науки. Все его требования были направлены к одному: повысить роль русской науки в глазах мировой ученой общественности, и вместе с тем обеспечить ученым, профессорам и студентам университета более прочное, независимое положение в обществе, чтобы талант ценился выше звания и чина. Осуществить все эти требования в Петербурге было невозможно, мешала «шумахерщина». В 1755 году был подписан указ об учреждении в Москве университета и 2-х гимназий. Московский университет стал первым русским университетом. Проект деятельности университета был разработан Ломоносовым.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.