116.Культура Казахстана в 20–30-е гг. XX в. Противоречия и проблемы
В области культуры советской властью была определена стратегическая задача: отход от традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для нового государственного и партийного аппарата. Одно из центральных мест в этом процессе отводилось образованию.
В условиях строительства социалистического государства встала необходимость:
В ликвидации неграмотности;
В подготовке кадров;
В повышении культурного уровня трудящихся.
26 декабря 1919 г. был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Была создана чрезвычайная комиссия, занимавшаяся этим вопросом, — Грамчека. В 1920/21 учебном году в Казахстане работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72232 человека. Был объявлен массовый культпоход в аул. Созданы передвижные пункты ликбеза, для работы с женщинами действовали красные юрты. Формировалась система образования, включающая начальное, неполное среднее, среднее. Были открыты школы для переростков, школы-интернаты. Создавались рабфаки. В аулах функционировали карликовые школы, где ученикам давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета. 27 августа 1930 г. ЦИК и СНК КАССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного начального образования. Это имело важное значение.
В 1936 г. в пунктах по ликвидации неграмотности обучалось более полумиллиона человек. В 1939 г. грамотность населения республики достигла 65%, а среди казахского населения — 40%.
Эффективность работы учителей школ для взрослых возросла в результате методической помощи журнала «Аул мугалим» («Аульный учитель»), республиканской газеты «Тоте жол» («Прямой путь»).
Активными помощниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. За годы довоенных пятилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев, которые были учителями, организаторами культурно-массовой и политико-воспитательной работы.
Задачу полного искоренения азбучной неграмотности удалось выполнить в конце 1950-х гг.
В 1928 г. казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую. В 1940 г. — письменность была переведена с латиницы на кириллицу. Эта реформа искусственно оторвала казахский народ от литературного наследия, которое было создано на протяжении веков народами Центральной Азии.
Правительство Казахстана значительно увеличило ассигнование на дело народного образования: в 1928 г. — 12 млн. руб., в 1932 г. — 60, в 1937 г. — 447, в 1940 г. — 682 млн. руб. Предусматривалась материальная помощь учащимся в виде стипендий, бесплатных учебников, учебных пособий, одежды и обуви, интернатов и общежитий. Создавались общественные фонды по всеобучу, шефство над ним взял комсомол.
На ускорение процесса культурного строительства существенно повлияли деятели национальной интеллигенции. Они принимали активное участие в создании оригинальных учебников и учебных пособий на родном языке. А. Байтvрсынов стал автором учебного пособия по родной речи, учебников для системы ликбезов иллюстрированного букваря. Ж. Аймаvытов — методики преподавания родного языка, ставившей проблему двуязычия, интернационального и нравственного воспитания учащихся. К. Сатпаев — составитель первого учебника алгебры для средней школы на казахском языке. А. Бvкейханов — автор учебника по географии. С. Сейфуллин, С. Садуакасов, Г. Мусрепов, М. Дулатов, М. Жолдыбаев, М. Жумабаев, К. Кеменгеров и др. - приняли активное участие в создании учебников и учебно- методической литературы для казахских школ. А. Байтурсынов, А. Букейханов, С. Садуакасов, Х. Болганбаев, Ж. Аймауытов выступили организаторами подготовки и издания учебников на казахском языке В числе первых книг, рекомендованных к печати, были сборники стихов Абая и басен-загадок А. Байтурсынова, издание которых было заказано в Казани.
Основные предпосылки для формирования национальной интеллигенции, кадров для сельского хозяйства и промышленности:
Завершение ликвидации неграмотности среди взрослого населения;
Введение всеобщего обязательного начального обучения;
Вовлечение в школу девушек восточных национальностей.
Важное значение имел вопрос подготовки кадров интеллигенции, особенно педагогов. Например, в 1924 г. только 5,8 % учителей имели высшее образование. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. За 1925–1932 гг. число педагогических техникумов увеличилось с 14 до 29 с 4821 учащимся. Были созданы техникумы: горный, финансовый, нефтяной, сельскохозяйственный, транспортный. В 1940 г. в республике действовало 118 техникумов. В годы II и III пятилеток техникумы ежегодно выпускали до 8000 тыс. специалистов.
Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. В 1930-е гг. там обучалось около 20 тыс. казахстанцев. Первым казахстанским вузом стал Казахский государственный педагогический институт, открывшийся в 1928 г., которому в 1935 г. было присвоено имя Абая (ныне Алматинский государственный университет). Затем были открыты Алма-Атинский зооветеринарный институт (1929 г.), Казахский сельскохозяйственный институт (1930 г.), Алма-Атинский медицинский институт (1931 г.), В 1931–1932 гг. были открыты Уральский и кзыл-Ординский пединституты. В 1934 г. — Казахский государственный университет им. С. М. Кирова (ныне им. аль-Фараби). В 1940 г. в нем действовало 15 кафедр, велась значительная научно-исследовательская работа. В 1934 г. был открыт Казахский горно-металлургический институт в Алма-Ате, положивший начало подготовке инженерно-технических кадров. В Семипалатинске, Петропавловске, Шымкенте, Актюбинске, Караганде, Кустонае были открыты учительские институты, реорганизованные позднее в педагогические. Накагуне Великой Отечественной войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек.
117. Ликвидация безграмотности в 20-30-е годы XX в. Становление системы народного образования.Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. Уже в 1918г. принимаются "Декларация о единой трудовой школе" и "Положение о единой трудовой школе", в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени -первую, для детей 8-13 лет и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты. Количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Тем не менее, власти предпринимали огромные усилия по ликвидации неграмотности. В 1930 г. был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов в которых к 1934 г. обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 г. в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-бальная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ. Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом. Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыном в 1924 г. арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит. В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться система высших учебных заведений. В 1926 г. в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет. В 1928 г. факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 г. в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1934г. в столице состоялось открытие двух новых вузов - Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С.Кирова (ныне КазГУ им. Аль-Фараби). В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения.
- 30.Последствия монгольского завоевания для народов Казахстана
- 32.Казахстан в период образования,усиления и распада Золотой Орды XIII-xVвв
- 33.Ак Орда-первое государство на этнической территории Казахстана
- 34.Восточный Дешт-и-Кыпчак в составе государства кочевых узбеков
- 36.Западный Казахстан в составе Ногайской Орды
- 37.Образование Казахского Ханства в середине xVв
- 38.Письменные источники о Казахском Ханстве середина XV-первая третьXviiIвв
- 40.Возвышение Казахского Ханства при Касыме первая четверть xVв
- 42.Казахское Ханство при Хакназаре
- 43.Казахское Ханство при Тауекел хане
- 45.Казахское Ханство при Тауке хане 1680-1718гг
- 46.Мухаммед Хайдар Дулати «Тарих и рашиди»
- 47.Основные этапы этногенетических процессов на территории Казахстана.Этноним «Казах»
- 49.Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку и междунаролное положение Казахского ханства в xviIв
- 50.Какие особенности внутриполитического и внешнеполитического положения Казахского ханства при правлении хана Тауке можете отметить?
- 51.Какие особенности внешнеполитического положения Казахского ханства во второй половине xvIв можете отметить?
- 52.Общественно-политический строй казахов в XVI-xviiIвв
- 53.Социальная структура казахского общества XVI-xviiIвв
- 54.Хозяйство и быт казахов а XV-xviiIвв
- 55.Казахско-джунгарские отношения.Нашествие джунгар 1723г
- 56.Освободительная борьба народа против джунгар. Битва при Буланты и Анракай.Их значение.
- 57.Этапы казахско-джунгарских войн.Освободительная борьба казахов против джунгар XVII-середина xviiIвв
- 58.Представители письменной литературы XV-xviiIвв(м.Х.Дулати,Жалаири,Абулгази)
- 59.Акыны и жырау XV-xviiIвв. Их творчество
- 60.Особенности социального устройства казахского общества в XV-началеXviiIвв
- 60.Покажите особенности социального устройства казахского общества в XV-начале XVIII века.
- 61.Какие особенности материальной культуры казахов XV-XVIII вв. Вы можете отметить?
- 62.Какие особенности духовной культуры казахов периода Казахского ханства вы можете отметить?
- 63. Докажите, что в Казахстане в XV-XVIII в. Развивалось земледелие и городская культура.
- 64. Дайте характеристику кочевому скотоводству – главной отрасти хозяйства казахов в XV-XVIII.
- 65. Этапы вхождения Казахстана в состав Росийской империи.
- 66. Дайте характеристику первого этапа вхождения Казахстана в состав России.
- 68.Дайте характеристику третьего этапа вхождения Казахстана в состав Российской империи 20-50-ые гг. XIX в.
- 69.Завершающий этап вхождения Казахстана в состав Российской империи (50-60-ые гг. XIX в.)
- 70. Абылай хан как государственный деятель, политик и дипломат.
- 72.Восстание казахов Младшего Жуза под предводительством Сырыма Датова 1784-1797 гг.
- 73.Образование Букеевского ханства в начале XIX в.
- 74.Восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838 гг.)
- 76.Ликвидация ханской власти в Младшем и Среднем Жузах 20-ые гг. XIX в.
- 77.Национально-освободительное движение под предводительством Кенесары Касымова 1837-1847 гг.
- 79.Процесс завоевания Российской империей Южного Казахстана в середине XIX в.
- 80.Административные реформы 1867-1868 гг. В Казахстане и их итоги.
- 81.Завершение административно-судебной реформы, положения об управлении краем 1886 и 1891 гг.
- 82.Восстания казахов в Уральской, Тургайской областях и на Мангыстау против введения “Временных положений” 1867-1868 гг.
- 83.Переселение русских крестьян из России в Казахстан в конце XIX - начале XX вв.
- 85.Исследование Казахстана российскими учеными в хіх веке (в.В. Вельяминов-Зернов, а. Левшин, в.В. Бартольд)
- 86.Особенности культуры Казахстана хіх века. Школа “Зар-Заман”. Акыны – мыслители: Дулат Бабатайулы, Шортанбай Канайулы, Мурат Монкеулы.
- 87.Деятельность великих казахских просветителей и мыслителей: ч.Валиханова, и.Алтынсарина, а.Кунанбаева и др.
- 88.Социально-экономическое развитие Казахстана в начале хх века.
- 89.Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. На Казахстан.
- 96)Октябрьский переворот 1917 г. И его влияние на общественно-политическую жизнь в Казахстане не. Установление Советской власти: пути и особенности
- 100) Политика «военного коммунизма» (1918 — 1921 гг.)
- 103.Голод 1921–1922 гг. В Казахстане
- 102.Земельно-водная реформа 1921 г.
- 104 Новая экономическая политика (нэп) в Казахстане, ее особенности
- 107.Общественно-политическая жизнь в 30-х гг. Хх в. Утверждение сталинизма. Достижения социалистического строя. Теория и. Сталина об обострении классовой борьбы
- 108.Конфискация крупных байских хозяйств; политические и экономические последствия
- 111Восстание 1929–1931 гг. В Казахстане. Борьба с последствиями сталинской модели коллективизации сельского хозяйства
- 116.Культура Казахстана в 20–30-е гг. XX в. Противоречия и проблемы
- 118.Наука Казахстана
- 119. Развитие литературы и искусства в 20-30-е гг. XX века. Противоречия и проблемы
- 120.Массовые политические репрессии 1937–1938 гг.
- 143Конституция Республики Казахстан 1995 года. Выборы в двухпалатный парламент.
- Государства-наблюдатели
- 147Межнациональные отношения в Республике Казахстан. Форумы и Ассамблей народов Казахстана.