logo
Учебник В

3. На пути к Израилю

Почти одновременно с движением народов моря началось переселение в Палестину большой группы скотоводческих семитских племен, двигавшихся из заиорданских степей. Библейское предание повествует, что еще при легендарном родоначальнике семитов Аврааме отдельные кочевые племена, жившие прежде за Евфратом, пересекли его и двинулись на запад, кочуя вАравийской пустыне. Их называли ибру или евреи, что означало перешедшие реку. Сами же себя заречные племена называли народ Израиль. Основа еврейского народа, его двенадцать колен по числу сыновей внука Авраама Иакова сложилась в районе оазиса Кадеш-Барнеа на севере Синайского полуострова. Согласно преданию, при сыновьях Иакова голод вынудил евреев поселиться в Египте, где-то на окраинах дельты. Плен египетский, длившийся век-полтора, завершился исходом, когда евреи чудесным образом были выведены из Египта пророком Моисеем. Он, как гласит предание, возобновил завет (договор) израильских племен с Яхве. Согласно ему, Бог обещал отдать евреям Палестину, за что они обязывались не поклоняться никакому другому богу. Считая себя народом, избранным Богом, древние евреи дольше других странствовали, прежде чем осесть на берегах Иордана, где находилась земля обетованная (обещанная Богом). Их переселение в Палестину шло волнами и в ожесточенной борьбе с местным населением ханаанеями. Запечные племена постепенно переходили к оседлому образу жизни, осваивая самые лучшие, наиболее плодородные районы Палестины. Вклад ибри, филистимлян и ханаанеев в развитие цивилизации маленькой страны Палестины был различен. Хотя еврейские племена и филистимляне занимались освоением земель Ханаана, много сил они тратили на взаимную борьбу, которая нашла отражение в библейских легендах о Самсоне и Далиле, о Давиде и Голиафе, а в Средние века в произведениях Микеланджело, Рембрандта, Сен-Санса.

В XI в. до н.э. на ханаанской земле было создано объединенное Израильское государство, первым царем которого в 1020 г. до. н.э. стал Саул. После его гибели царем был избран зять Саула Давид, молодой юноша, достаточно просвещенный и образованный, сочетавший талант поэта, победителя и мудрого полководца. При нем Израильское царство достигло своего величайшего блеска. Около 1000 г. до н.э. Давид отобрал у ханаанеев укрепленный город Иерусалим, сделав его своей резиденцией. Его сын Соломон, став царем, женился на дочери египетского фараона и наладил дружеские отношения с Хирамом, царем могущественного финикийского города Тира. Подражая роскоши египетского двора, с помощью финикийских архитекторов он в течение 7 лет построил в Иерусалиме грандиозный храм в честь бога Яхве. Соломон провел также значительные преобразования с целью укрепления своего государства, разделив его на 12 провинций. Каждая из провинций месяц в году содержала царский двор и государственный аппарат. Была разработана стабильная система налогов, создана постоянная армия. Казалось, в Израильскомгосударстве воцарились мир и благополучие. С помощью финикийских моряков успешно велась торговля, доставляя в страну все необходимое. О Соломоне говорили, что он сделал кедровое дерево столь же обыкновенным как смоковница, а серебро как простые камни. Однако, усиленное строительство и погоня за великолепием и пышностью двора стремительно истощали силы небольшой Палестины.

После Соломона около 925 г. до н.э. Израильское царство распалось на два Иудею с центром в Иерусалиме на юге и Израиль со столицей в Самарии на севере. Иудейским царством управляли потомки Давида, а в Израиле происходила довольно быстрая смена династий. Эти небольшие государства были недолговечными. К тому же, они враждовали между собой, при этом постоянно прибегая к иноземной помощи. В 722 г. до н.э. Ассирия разгромила Израиль и разрушила Самарию. Впоследствии наследники Саргона пытались взять и город Иерусалим, но тот осаду выдержал. Ценой уплаты огромной дани Иудея смогла на протяжении более чем 130 лет сохранять свою самостоятельность. Однако в 608 г. до н.э. она была завоевана сначала Египтом, а в 597 г. до н.э. Нововавилонским царством. Одни бежали в Египет, другие были уведены в Вавилонию, и лишь персидским царем Киром Великим возвращены в Иерусалим. Было разрешено заново отстроитьИерусалимский храм бога Яхве, и наступил период Второго храма, когда завершилась религиозно-политическая консолидация евреев, укрепился иудаизм как монотеистическая религия. В дальнейшем стремление евреев усилить свои позиции в Палестине привели к римско-иудейским войнам, которые закончились разрушением Иерусалимского храма и рассеянием евреев по всему миру.