32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
В первой половине XIX века Россия отставала от передовых стран в социально-экономическом и политическом развитии, но в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху «золотым веком» русской культуры.
На развитие культуры и общественной мысли XIX века огромное воздействие оказали:
Отечественная война 1812 года, вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания
Восстание декабристов
Европейские буржуазные революции.
Распространяется просвещение и образование.Выделялись следующие типы учебных заведений:
приходские школы для детей крестьян;
уездные училища для горожан;
губернские гимназии для дворянских детей;
университеты.
Для организации и управления учебными заведениями было создано Министерство народного просвещения. Кроме Московского университета были открыты университеты в Казани, С.-Петербурге, Харькове, Вильно, Дерпте. Появился Царскосельский лицей. Таким образом, в начале XIX века в России уже было 6 университетов. Однако в них обучалось всего лишь 4 тысячи студентов.
Российские университеты стали заявлять о своих научных изысканиях. В XIX веке Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий выглядит весьма внушительно. В области математики: Н.И.Лобачевский создал теорию неевклидовой геометрии. В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы. В изучение электричества огромный вклад внесли: В.В.Петров, Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби. Петров создал ряд физических приборов и открыл электрическую дугу. Б.С.Якоби сконструировал несколько электродвигателей, а также занимался разработкой телеграфного аппарата и изобрел несколько его модификаций. Инженер П.Д.Шиллинг раньше американского изобретателя С.Морзе создал записывающий электромагнитный телеграф, действовавший по линии Петербург – Царское село. Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Черепановы в 1833-1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге; инженер-металлург П.П.Аносов на Златоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп для изучения структуры металла и, на основе длительного эксперимента разработал способ получения булатной стали.
В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П.Зинин и К.К.Клаус основали химическую и технологическую лаборатории. В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина, который применяется в производстве синтетических красителей, лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент - рутений. Чуть позже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центр химической науки – в Петербургском университете. Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н.Бекетов, открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство.
Большими достижениями отмечено развитие медицины. Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии (1799) и медицинских факультетов при университетах. Профессором академии был знаменитый русский хирург Н.И.Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии. Он первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, предложил ряд новых хирургических операций. Хирург Н.Ф.Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях.
Большие достижения были в астрономии. Под Петербургом была построена Пулковская обсерватория, ставшая одной из лучших в мире. В астрономии мировое признание получили труды В.Я.Струве. Он установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве. Струве и его ученики, применяя новейшие математические и физические методы, добились высокой точности в определении межзвездных расстояний. Первым профессором астрономии Казанского университета был Литтров, который построил небольшую обсерваторию. Более известен в астрономии его ученик И.М.Симонов, участник путешествия к Антарктиде. Большинство его трудов посвящено изучению земного магнетизма. В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета.
Развивалась география. Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением русских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно изучались и описывались моря и внутренние водные бассейны российской империи. В результате были составлены карты, описаны территории, собраны этнографические и статистические материалы.
Был совершен целый ряд кругосветных экспедиций. Первая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского (1803-1806 гг.) прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены и сделаны съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка. Ф.Ф.Белинсгаузен и М.П.Лазарев возглавили кругосветную экспедицию (1819-1821 гг.), открывшую Антарктиду (шестую часть света) и многочисленные острова. В 1845г. было учреждено Русское географическое общество (по изучению территории и морей России). После первой кругосветной экспедиции было совершено еще около 40 кругосветных путешествий.
Успешно развивались общественные науки, ведущей из которых была история. Особое внимание уделялось изучению Отечественной истории. Н.М.Карамзин создал 12-томную «Историю государства Российского»; С.М.Соловьев написал «Историю России с древнейших времен» в 29 томах. В.О.Ключевский написал «Курс русской истории».
В целом российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опережала их.
Неожиданный подъем, и расцвет переживает художественная культура, которая стала классической. Основными направлениями русского искусства были: сентиментализм, романтизм, реализм. Главная роль принадлежала литературе.
Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством Н.М.Карамзина. Героем художественных произведений стал простой человек. Возникновение романтизма в русской литературе связано с именем В.А.Жуковского. В это время жили и творили русские реалисты И.А.Крылов и А.С.Грибоедов. В развитии русской литературы особое место принадлежит великому русскому поэту и писателю А.С.Пушкину. «Евгений Онегин» (1833 г.) явился первым реалистическим романом в русской литературе. Творчество Пушкина принадлежит не только XIX веку, и не только России. В ХХ веке он пришел к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств. Традиции Пушкина продолжил М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (1841 г.) был во многом созвучен с пушкинским «Евгением Онегиным», поскольку ставил животрепещущие вопросы современности. Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев пристальное внимание уделяли жизни народа. В своих произведениях они отражали жизнь крепостной деревни, ее быт и нравы. Например, цикл рассказов «Записки охотника» И.С.Тургенева. В эти годы работали Н.В.Гоголь.
На смену крепостному театру приходит театр государственный и частный. Центрами театральной жизни являлись Малый театр и Большой театр в Москве и Александринский в Петербурге.
Удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в первые десятилетия XIX в. появляется целый ряд прекрасных композиторов: А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Н.Верстовский, М.И.Глинка. Глинка создал ряд выдающихся вокальных произведений, среди которых романсы на стихи Пушкина, например, «Я помню чудное мгновенье…», оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», симфоническая поэма «Камаринская» и др.
Глинка считается основоположником русской классической музыки и русского симфонизма. По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место равное Пушкину в литературе.
Расцвет наблюдался и в живописи. Известны портретисты О.А.Кипренский, В.А.Тропинин. В эти годы жил выдающийся русский художник К.П.Брюллов («Последний день Помпеи»). А.Г.Венецианов создал свою школу в русской живописи и способствовал развитию бытового жанра. Его работы: «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно» и др.
В развитии архитектуры был стиль классицизм, а после Отечественной войны 1812 года – стиль ампир. Основная особенность ампира – сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики – мечами, венками, щитами, копьями. Искусство должно было прославлять военные успехи и достоинства правителя. Происходило увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Стиль «ампир» использовался для выражения идеи независимости, величия российского государства. Среди российских архитекторов наиболее выдающимися были: А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, К.И.Росси. Большое строительство продолжалось в С.-Петербурге. Также и Москва интенсивно отстраивалась после пожара 1812 г. По проекту архитектора К.А.Тона был возведен храм Христа Спасителя.
Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры. Именно в этот период создавались памятники выдающимся русским людям, надгробия и др.
Крупнейшим скульптором России конца XYIII - первой половины XIX вв. и видным представителем классицизма в скульптуре является И.П.Мартос. Выдающимся произведением Мартоса является памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Постановка памятника напротив Кремля была символическим свидетельством патриотического подъема.
На здании Адмиралтейства в Петербурге можно увидеть портретное изображение Петра I, и аллегорические образы вроде Нептуна, Минервы, и образы русских тружеников, тянущих на канатах сети, суда. Это произведение скульптора И.И.Теребенева. Статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства подготовил скульптор Ф.Ф.Щедрин. В аллегориях, созданных мастером, воспето величие России как морской державы, передано торжество человека над силами природы. Выдающаяся роль в скульптуре принадлежит П.К.Клодту. Одними из ранних крупных работ, которые принесли ему всеобщее признание, были конные группы для Аничкова моста в Петербурге. В этих копиях выражена идея покорения человеком природы. П.К.Клодт является создателем памятника И.А.Крылову. Скульптор считался виртуозным мастером литья. Все свои работы П.К.Клодт отливал сам и долгое время, являясь профессором Академии художеств, руководил ее литейной мастерской. Достижения первой половины XIX века вошли в сокровищницу мировой культуры.
В целом достижения первой половины XIX века вошли в сокровищницу мировой культуры.
Ученые:
Н.И.Лобачевский - математик
В.В.Петров, Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби, П.Д.Шиллинг – физики
В.Я.Струве, Литров, И.М.Симонов - астрономы
П.П.Зинин и К.К.Клаус, Н.Н.Бекетов – химики
Н.И.Пирогов, Н.Ф.Склифосовский – медики
И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского, Ф.Ф.Белинсгаузен и М.П.Лазарев – географы и путешественники
Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский - историки
Композиторы и музыканты:
А.А.Алябьев «Соловей»
А.Е.Варламов «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет…»
А.Н.Верстовский «Аскольдова могила»
М.И.Глинка «Я помню чудное мгновенье…», оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», симфоническая поэма «Камаринская»
А.С.Даргомыжский опера «Эсмеральда», опера «Русалка», опера «Каменный гость»
Живописцы:
О.А.Кипренский – портретист «Автопортрет с кистями за ухом», «А.С.Пушкин»
В.А.Тропинин «Кружевница»
К.П.Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница»
А.Г.Венецианов «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно»
А.А.Иванов «Явление Христа народу»,
П.А.Федотов «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще Анкор!»
Писатели:
Н.М.Карамзмн «Бедная Лиза»
В.А.Жуковский баллады «Людмила», «Светлана»
А.С.Грибоедов
И.А.Крылов
А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Борис Годунов», поэма «Полтава», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», «Кавказский пленник».
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Бородино», «Мцыри»
Ф.И.Тютчев
И.А.Гончаров «Обломов»
Н.В.Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Начали работать в 1840-е-50-е годы:
Н.А.Некрасов
И.С.Тургенев «Записки охотника»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы».
Архитекторы:
А.Н.Воронихин - Казанский собор на Невском проспекте в С.-Петербурге.
А.Д.Захаров -
К.И.Росси - здания Сената и Синода на Сенатской площади, Дворцовая площадь со зданием Главного штаба, Михайловский дворец с площадью Искусств, Александринский театр
Д.И.Жилярди - перестраивает пострадавшее от пожара здание Московского университета. Возводится здание Манежа.
О.И.Бове – строит в Москве здания большого и Малого театров, Театральную площадь, Триумфальную арку в честь победы русского народа в войне 1812 г., проводит реконструкцию Красной площади, оформляет архитектурный фасад торговых рядов.
О.А.Монферан - в Петербурге строит Исаакиевский собор и на Дворцовой площади была возведена Александровская колонна.
К.А.Тон - по его проекту были возведены в Москве храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата в Московском Кремле, здания ж/д вокзалов в Москве и Петербурге.
Скульпторы:
И.П.Мартос – памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве
И.И.Теребенев - На здании Адмиралтейства в Петербурге можно увидеть портретное изображение Петра I, и аллегорические образы вроде Нептуна, Минервы, и образы русских тружеников, тянущих на канатах сети, суда.
Ф.Ф.Щедрин - Статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства
П.К.Клодт - считался виртуозным мастером литья , является создателем памятника И.А.Крылову, конные группы для Аничкова моста в Петербурге
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.