logo
Учебник В

2. Двойной опыт объединения

Сирия, как уже было сказано, - один из центров становления земледелия и скотоводства. Уже в VI тыс. до н.э. здесь существовали поселения, жители которых выращивали ячмень и пшеницу, разводили коров, коз и овец. Здесь же делали темнолощеную и красную посуду, украшая ее несложным орнаментом. При этом в глину подмешивали песок или крупную солому. В V тыс. до н.э. северные области Сирии находились под сильным культурным влиянием Месопотамской цивилизации. Начинает развиваться металлургия и металлообработка, появляются изделия из меди, золота и серебра дротики, кинжалы, булавки. Местные гончары делали посуду, подражая модным в то время образцам месопотамских мастеров. В IV тыс. до н.э. стали пользоваться гончарным кругом и печами для обжига. На рубеже IV-III тыс. до н.э. Северная Сирия превратилась в зону активного развития обмена и торговли, что привело к появлению поселений городского типа, к образованию цивилизации.

Итак, первые города-государства в Сирии появились в середине III тыс. до н.э., завершая развитие поселений городского типа. К середине II тыс. до н.э. уже выделились как наиболее значительные Ямхад, Эбла, Алалах, Картхемиш, Катна, Дамасское царство, Амурру. Города Ямхад и Эбла яркие примеры развития локальной Сирийской цивилизации.

Эбла типичный для своего времени, но, вероятно, наиболее сильный в Северной Сирии город-государство. Он занимал территорию 180-200 км в диаметре, тогда как площадь обычного города-государства составляла от 40 до 60 га, которая делилась на центральную, городскую и периферийную. Обе части подчинялись правителю, носившему титул маликум(тот, которому советуют). Маликум Эблы, он же жрец богини плодородия, правил не единолично. При нем были 2-3 советника и ряд чиновников-администраторов. Царь-жрец жил во дворце, расположенном на холме цитадели. Здание дворца носило ячеистый характер, так как к нему постоянно пристраивали новые помещения. Входили во дворец с небольшой площади, обнесенной лоджиями. Под одной из них находился постамент, вероятно, для кресла маликума. Здесь он принимал послов и иноземных купцов. Эбла считалась крупным центром международной торговли, которую она вела преимущественно с городами Месопотамской цивилизации. Хозяйство города оставалось государственным. Эблаиты были обязаны делать дворцу поставки всего, что производилось вгосударстве, включая скот, муку, зерно, бобы, виноград, оливки, шерсть, кожу, молочные продукты и т.п.

Самое удивительное в Эбле, однако, это ее архив. Найдено 17 тыс. табличек, написанных шумерской клинописью, но на совершенно неизвестном эблаитском языке. Каждое эблаитское слово зашифровано шумерским словесным написанием. Эти своеобразные шумерограммы занимают 90% текста клинописных книг-табличек. Язык эблаитского архива неизвестен, он как бы родствененаккадскому, хорошо изученному по памятникам Месопотамской цивилизации, или эфиопскому, но, возможно, финикийскому или ивриту. В Эбле нашли и обломки словарей, куда эблаитскиеписцы заносили малоупотребительные слова, видимо, считая, что написание часто употребляемых слов следует знать наизусть. Помимо хозяйственного архива и словарей, сохранились религиозно-литературные тексты (заклинания) и небольшое количество документов международного значения. Исследования продолжаются, но пока эблаитский язык хранит свою тайну.

Таким образом, уже в середине III тыс. до н.э. Эбла, ровесница Египетской и Месопотамской цивилизации, создала свою цивилизацию, с новым языком и письменностью. Период независимости города, длившийся примерно три века, завершился в XXIII в. до н.э., когда ее разрушил Нарам-Суэн Аккадский, и Северная Сирия оказалась под властью Шумера и Аккада.

Выгодное положение на важнейших торговых путях делало Сирию желанной добычей завоевателей, местом столкновения вражеских армий и зон их влияния. В XX-XVIII вв. до н.э. после разрушения Эблы в континентальной части Сирии появилось сильное государство Ямхад. Это было весьма мощное государственное образование, распространявшее свое влияние на всю долину Оронта. Расцвет Ямхада совпал с правлением знаковой фигуры древневосточных цивилизаций вавилонского царя Хаммурапи. Город-государство Ямхад господствовал над северными выходами к Средиземному морю и перевалами, ведущими в Малую Азию. Его владения простирались далеко на юг, достигая большой излучины Евфрата. Ямхад подчинил себе город Каркемиш, заключил мир с городом Кашной, усилив свои позиции в Восточном Средиземноморье. Зона его влияния простиралась от северного побережья Сирии и Малоазийского Тавра до излучин Евфрата и Каркемиша. Не вполне ясно, как сложились взаимоотношения Ямхада с вторгшимися в XVIII в. до н.э. в Сирию из районов Палестины племенами гиксосов. Но власть последних продержалась здесь недолго, положив, однако, конец и могуществу Ямхада. Его имя исчезает со страниц истории навсегда.

В то же время в Северной Сирии усилились пришедшие с гор племена хурритов. Из их числа местные правители вербовали обычно военные отряды. Но хурриты начали захватывать власть и создавать свои династии, как, например, в городе-государстве Халебе. К концу XV в. до н.э. известны хурритские имена правителей в самых разных городах Сирии. Усилению хурритов, вероятно, косвенным образом способствовали разрушительные набеги хеттов и непродолжительное верховенство в этом регионе верхнемесопотамского государства Митанни. В результате нескончаемых войн в Сирии широко распространилась колесница, запряженная конями, а также тактика колесничного боя.